‘Learn Like a Pro’ by Barbara Oakley (and ‘Executive Functioning 101’ by Megan Anna Neff)

Jan 12, 2025 05:01

По совету подруги обратила я внимание на Барбару Оукли, которая изучала вопрос, как люди учатся, и как сделать процесс обучения эффективным. Я забралась в библиотеку, выбрала среди книг Барбары самую короткую, и скачала.

Книжка называется “Учитесь профессионально” и делает неплохой обзор инструментов для улучшения работы мозга, но страдает ужасающими нотками успешного успеха. Она нормализует системные проблемы и пестрит советами в стиле «один размер подходит всем», как будто все люди одинаковые, с одинаковым нейротипом, одинаковым здоровьем и одинаковым доступом к ресурсам.

Но одновременно с книжкой мы с подругой изучали методичку Меган Анны (ведущая подкаста «Divergent Conversations») под названием «Executive Functioning 101». На русский этот термин переводится как “Исполнительные функции”. Суть их в том, насколько успешно вы способны справляться с повседневными задачами по поддержанию функциональности - от умывания до уборки и от способности не терять ключи-зонты до способности регулярно ходить на работу с 9 до 5.

И внезапно в методичке я стала находить те же советы и методы, что в книжке «Learn Like a Pro», только поданные так, что их можно использовать, в контексте, создающем мотивацию. Мне захотелось сравнить методичку и книжку, потому что мне так интересней взаимодействовать с материалом. Об этом и будет пост.

Во-первых, оба ресурса рекламируют Pomodoro Technique. Вопреки названию, она не имеет ничего общего с помидорами (хотя у меня возникает желание закидать ими автора). Суть техники в том, что, собираясь чему-то обучаться, надо спрятаться в комнате, убрать из окружения всякие отвлекаловки, поставить таймер на 25 минут, эти 25 минут старательно учиться, а потом на пять минут делать перерыв. Перерыв важен, потому что он позволяет выученной информации переместиться из краткосрочной памяти в долгосрочную. За два часа, весело объясняют оба ресурса, вы сможете сделать 4 сессии Pomodoro!

Я зависла. У меня перемещение информации в долгосрочную память занимает далеко не пять минут. Хорошо, если верна обратная пропорция - пять минут учёбы, двадцать пять минут усвоения. Ещё загадочней выглядят советы в книжке, чем отвлечься в эти пять минут: сходить на прогулку, помыть посуду, такое.

Я: Пять минут на прогулку? Посуду помыть я ещё понимаю, но прогулка?
Подруга: Прогулку я ещё понимаю, но посуда?

Среди отвлекаловок, которые надо убрать, лидирует мобильный телефон. “Уберите телефон в соседнюю комнату”, строго советует книжка. Сами вы уберите телефон. Это невыполнимо. И вообще, мы в 21 веке живём. Поставьте телефон на Grayscale, сделав экран чёрно-белым. И тогда нет никакой беды, если рука потянулась и взяла телефон. Мозг заскучает и бросит унылую серость сам. (Хак взят у Анны Аканы, опробовано на себе.)

Напустив достаточно успешного гламура в первой главе, книжка начинает наконец говорить по делу.

Как не застревать. Начинать с трудной задачи, а как застряли - переходить к чему-нибудь другому, полегче. Это помогает не только дать мозгу отдохнуть, но и не влюбляться в метод, который вы выбрали для решения задачи. Может, в следующий раз вы подберёте другой.

Как активно взаимодействовать с материалом. Пересказывать своими словами, упрощать, учить вперемешку с чем-то ещё (парадоксально, но так лучше усваивается), а главное - работать в паре с кем-нибудь, кому материал вот так же интересен.

Книжка объясняет про память, долгосрочную и краткосрочную. О, вот это важно! Чтобы мы могли пользоваться знаниями, они должны храниться в долгосрочной памяти. А ознакамливаемся мы с материалом с помощью краткосрочной памяти.

Краткосрочная память - временное вместилище информации и центр управления полётом вотпрямщас. Она нужна для выполнения повседневных задач и восприятия материала извне. У краткосрочной памяти есть лимит: ограниченный объём. Она как школьная доска, где можно нарисовать и написать всё что угодно, но если стёрли - то с концами.

Книжка описывает, как эффективнее использовать ограниченную краткосрочную память, и с более высоким КПД переносить знания в память долгосрочную. Тут она составляет органичный дуэт с методичкой. Методичка уделяет много внимания развитию краткосрочной памяти - она критична для ежедневного функционирования.

А вот знания в краткосрочной памяти не удерживаются. Как только фокус сместился - они потеряны. Для синтеза, генерации идей и прочего использования выученного информация должна переместиться в память долгосрочную. Книжка даёт набор методов для эффективного запоминания информации (метафоры, акронимы, метод локусов, яркие образы) и её интернализации (к примеру, при решении задач по физике и математике пытаться сформулировать вопрос, а зачем нужен шаг, который вы делаете.)

Восьмая глава книжки посвящена мотивации, которую в маркетинговых целях обозвали дисциплиной. Там со мной перекликнулся совет найти “триггер привычки” и прицепить к нему другое поведение. Просто запретить себе привычку - дело трудное и муторное. Научиться узнавать триггер и использовать его для модификации привычки - это уже гораздо более выполнимо.

Но мотивация гораздо лучше разобрана в методичке. Да, там расписаны приёмы для людей с СДВГ. А меня это не смущает! Всё как обычно: нейротипичным такое тоже очень бы подошло, да кто ж им даст.

Мотивация у людей с СДВГ стоит на пяти слонах: игра, новизна, интерес, срочность и соревнования / кооперация. И я их понимаю! Гораздо легче и прикольней идти через жизнь, когда основные повседневные задачи - не нудятина бесконечная, а что-то яркое, новое, захватывающее и манящее. Соревнования я люто не люблю, но Меган Анна мудро поставила в ту же категорию кооперацию, это мне подходит. Срочность за бортом. Ненавижу дедлайны.

Очень показательно, что и книжка, и методичка в качестве мотивации рекомендуют ставить себе цели, и объясняют, что цели должны быть SMART (конкретными, измеримыми, достижимыми, осмысленными и ограниченными во времени). Но в книжке буква А - это ambitious, амбициозная. А в методичке она же - achievable, достижимая.

В методичке хотя бы частично разобрано, как вносить в повседневные задачи элемент игры и новизны. В книжке этого нет. Книжка просто съезжает обратно в успешный успех, рекомендуя по пять раз в неделю заниматься спортом и питаться здоровой пищей, а нездоровой - не питаться. Особенно мне понравилось предложение пробежаться вверх-вниз по лестнице, “если у вас нет доступа к спортзалу”. Действительно, кому жалко ваши колени?

Статистику в книжке дают бриллиантовую. “У студентов, которые занимались спортом три раза в неделю шесть месяцев подряд, наблюдалось улучшение памяти на 10%!” Маркетологи, увольте спичрайтера. Десять процентов улучшения - плохой мотиватор. Знает человек материал на 100% или на 90% - он всё равно знает материал хорошо. Значет человек материал на 50% или на 60% - он всё равно знает его так себе.

Последняя глава книжки посвящена тому, как сдавать тесты и экзамены. Нормализация системы встаёт в полный рост. Авторка книжки завалила тест по электрическим цепям, потому что в задаче полагалось делать припуск на изменение вольтажа, о котором профессор нигде не упоминал - ни на лекциях, ни при подготовке к тесту. А все остальные студенты знали о припуске, потому что подглядывали в тесты с прошлого года. Это приводилось как пример "сдавая тест, узнайте как можно больше о тесте и попробуйте тесты прошлых лет", но для меня это лишний раз напоминает, что система образования тестирует совсем не знания.

Вывод: для обзора приёмов для эффективного обучения можно воспользоваться книжкой, особенно главы со второй по девятую. А вот для практики, для внедрения приёмов в жизнь - нужна методичка. Книжка объясняет, что делать. Методичка - как.

P.S. Подруга спросила меня, а что я из этой книжки вынесла. Что собираюсь внедрять? С точки зрения внедрения вынесла я немного, потому что большинство вещей, которые там советуют, я и так практикую. Но совсем с пустыми руками тоже не ушла. Записываю.

Приёмы, которые советуют в книжке, и которые я уже практикую:

Разбиваю задач на маленькие посильные шажки.
Грызу слона понемножку каждый день, а не большим куском за один присест.
Если материал подан слишком сложно, я ищу другой источник, где он подан доступней.
Если материал интересен, я прохожу его 2-3 раза. Первый заход - обзорный. Дальше - погружения.
Перефразирую концепции своими словами и выписываю в журнал.
Обсуждаю материал с другими людьми.
Регулярно хожу на прогулки, во время которых происходит обработка материала.
Перед сном делаю to-do list на завтра, чтобы убрать дела из краткосрочной памяти.

Кое-что, что я не делаю, но хочу внедрить:
Более сознательная и прицельная переправка знаний из краткосрочной памяти в долгосрочную!

Я теперь понимаю, почему бывало столько случаев, когда в моменте вроде бы всё ясно-понятно, по полочкам разложено, а пытаюсь вспомнить через день - и только мычать способна! Знания не попали из краткосрочной памяти в долгосрочную и смылись без следа.

Понятно, откуда ощущение "Да зачем записывать, я запомню!", а потом оказалось, что не запомнила. И много раз не запомнила. И каждый раз ощущение "да я запомню" было таким ярким, таким реальным! Оно и было реальным. Пока знание находилось в краткосрочной памяти, я его отлично помнила. А потом оно оттуда вывалилось - и упс.

Так что да, записывать-записывать, даже если кажется, что это лишняя работа.
И запоминать-запоминать, даже если не хочется напрягаться, и так ведь всё понятно.


книги, оптимизации

Previous post Next post
Up