Мангуп-Феодоро-Чуфут-кале: тавры, гото-аланы, византийцы, хазары, турки-османы, караимы ... 404 хде?

Jun 14, 2017 21:28






Столь защищенное и приспособленное для жизни место люди заселили, должно быть, со времени своего появления в Западном Крыму. На плато обнаружены орудия труда людей меднокаменного и бронзового веков. Они-то, вероятно, и прорубили в относительно мягком известняке первые из этих пещер, которые стали потом стали называть пещерные города.

Потом здесь селились тавры - народ первого тысячелетия до нашей эры. После них удалось найти небольшую коллекцию осколков керамической

посуды.

От эпохи великого переселения народов остались в предгорьях гото-аланы. Они здесь появились в III веке, но особенно много их стало к V1-VII векам.

Во второй половине VI века Мангуп стал принадлежать наследнице Рима Византии. Позже этот город под названием Дорос упоминается в византийских книгах и рукописях VII-IX веков, называясь главной крепостью Крымской Готии.




В конце VIII века крепость захватили хазары. Под предводительством архиепископа Иоанна Готского она была освобождена, однако ненадолго - хазарский каганат снова отвоевал крепость, огнем и мечом покарав непокорных. Именно тогда город получил название Мангуп. К началу X века Византия вернула себе крепость. В XIV веке Мангуп стал столицей княжества Феодоро, об этом гласит надпись на камне, обнаруженная при раскопках большой мангупской базилики.

Даже и благодатном Крыму жизнь людей того времени была тяжелой и недолгой. Нужно было трудиться ради пропитания, обогревать свои каменные жилища, подчиняться всем законам, которые установил князь, и терпеть все беззакония от него самого и его дружины. А главное - ни одного дня нельзя было прожить спокойно, без тревожной оглядки на далекие горы, на холмы и на степные горизонты.

Со временем (опять же, неизвестно когда) над пещерами, как над заранее вырытыми подвалами, стали строить каменные и деревянные жилища, и селение приобрело привычный нам вид. Сами пещеры начали использовать в качестве прохладных продуктовых кладовых, а понятие «пещерный город» стало условным.




К началу XV в. княжество Феодоро славилось как богатое и сильное. В нем проживали 150 тыс. человек, а границы подходили к Алуште на востоке и к Бельбекской долине на севере. Феодориты заключали политические союзы с некоторыми странами; велись даже переговоры о женитьбе сына царя Ивана III на дочери князя феодоритов.




Однажды все обрывается. Наступил трагический для Крыма день - 31 мая 1475 года. На побережье высадились турки-османы. Пали, одна за другой, генуэзские крепости: Кафа, Солдайя, Алустон, Горзувиты, Чембало... И только Мангуп держался! Османская империя завоевала почти всю Европу. Султану покорились большие и сильные страны - Испания, Галлия, некогда великий Рим... Империя держала и часть Азии, не говоря уже о генуэзских крепостях на крымском побережье… А тут... «Какая там территория? - вполне мог спросить разъяренный султан. - Что, 90 гектаров? И эта жалкая крепостенка полгода сопротивляется лучшей в мире армии, заставляет стягивать к ней новые войска и оружие?»

Пять больших штурмов предприняли османы. Зная нрав султана, в отчаяние приходил военачальник. Только через полгода осады, большим везением и хитростью удалось ему добиться победы. Турки сделали вид будто уходят от стен города. После полугодовой обороны нервы мангупских воинов были так напряжены, что осторожность покинула их. Князь Александр с отрядом помчался вслед супостатам, чтобы отвести душу в праведном бою. Увидев, откуда выезжали защитники, к тайной калитке ринулся из засады другой отряд нападавших; тут же вернулись и те, кто был приманкой. После жесточайшего боя турки ворвались в крепость. С того дня Мангуп тоже превратился в часть великой Османской империи - султанский санджак...

Ворвавшись в крепость, привычные к легким победам турки крушили там все подряд. Помня, как на их головы летели камни и лился кипяток, янычары не щадили никого. Убили самого князя Александра и семью его, а вот малолетнего сына, по приказу султана, оставили в живых. В знак уважения к достойному противнику ему даже вернули (формально) полномочия княжеского наследника.

Протяженность крепостного рубежа из каменных крепид и неприступных обрывов составляла почти семь километров. Эту внешнюю, главную линию обороны в XVI веке реконструировали турки. С появлением тяжелой артиллерии все меньше смысла оставалось в каменных башнях и стенах какой угодно толщины: любую стену рано или поздно проломят пушечные ядра, коих на Мангупе находили сотнями. Нужны были новые, приземистые крепости, в которых больше проку от земляных укреплений с амбразурами, от брустверов и окопов.

Ниже деревьев, которые скрывают христианское кладбище, видны остатки дворца последних князей Феодоро. В 1425 году было построено это большое двухэтажное здание с могучими стенами; оно служило не только дворцом князя, но и командным пунктом, с которого руководили обороной центральной части плато.

В Бахчисарайском историко-культурном музее хранится обломок каменной плиты, найденной у подножия высокой башни возле дворца. На плите высечен двуглавый орел - фамильный герб византийских императоров Палеологов, от которого, как утверждают некоторые, к великой гордости нынешних крымчан, повел начало герб Российской державы.




Изображение орла сопровождают слова, поясняющие для историков назначение разрушенных строений: «Была построена эта башня вместе со дворцом в благословенной крепости, которая видна ныне, во дни Алексея, владыки города Феодоро и Поморья...».

Примерно в 100 метрах к северо-западу от дворца видна обвалившаяся базилика, построенная здесь вместе с первыми домами. Ее пол вымощен мозаикой, а стены в прошлом украшали фрески. После захвата города турками возле этой базилики хоронили защитников крепости.

С середины XV столетия до 1792 года на Мангуне жили караимы. В ту пору им запрещалось селиться в настоящих городах, вот и пришлось осваивать город крепость. Они тоже разбирали уцелевшие стены домов и строили жилища на свой лад, для себя. В это же время появился в городе караимский храм кенаса.




Лишь в 1783 году, когда Крым стал российским, последние жители Мангупа смогли покинуть свое плоскогорье. Как память о них, осталась одна из дубильных ванн в овраге и этот звучный, ворожащий восточной экзотикой топоним - Мыс Вызова Иудеев. Совсем обезлюдела гора Мангуп. Зияют пустыми глазницами пещеры на скалах, свищет в них ветер то со степи, то с моря. В подвалах домов покинутого города живут с тех пор только змеи да ящерицы, а теперь еще ходят толпы туристов да селятся послушники обновленного скального монастыря.



Среди археологов, краеведов, журналистов есть безусловные поклонники Мангупа. Они приезжают со своим провиантом и палатками, что-бы две-три недели пронести на этом плоскогорье. Одни стараются узнать о Мангуне что-нибудь новое, расспрашивают ученых, слушают экскурсоводов, делают выводы из собственных наблюдений. Здесь еще столько неизученного, что многим светит возможность хотя бы маленьких открытий. Другие просто отдыхают, любуясь пейзажами и отпиваясь, за весь год, не хлорированной, не фильтрованной, а настоящей родниковой водою.




На плато и сейчас ведет крутая грунтовая дорога, по которой в конце XX века любой желающий мог заехать на машине. Обычно туристы на экскурсии в Мангуп поднимаются по тропам Ванного или Кожевенного оврагов, но можно взойти и с южной стороны.

Рядом с Мангупом выросло село Ходжа-Сала с плотиной водохранилища. На берегу построена гостиница, а над озером - приют для туристов. Он никогда не пустует, ведь каждого, кто хотя бы раз побывал на Мангуне, влечет туда нее увиденное и прочувствованное - горная природа, осязаемые картины средневековья и просто неуемное любопытство.


















image Click to view



урл

картинка, хто не скаче той москаль, видео

Previous post Next post
Up