Введение в тему "Холокост"
Холокост - необычное слово.
Оно имеет греческое происхождение и обозначает «всесожжение» - так назывался особый вид жертвоприношения, когда животное, посвященное Богу, сжигали целиком, без остатка, даже кости превращая в пепел.
Большинство понятий, заимствованных из греческого европейскими языками, имеют описательное, положительное значение - «демократия», «библиотека», «экономика», но термин «Холокост» несет в себе разрушительный и страшный смысл.
Холокост - это не имя собственное, это не название местности, поселения или отдельного события.
Термином Холокост именуется систематическое истребление нацистами и их пособниками различных групп населения из-за их расовой, этнической, национальной принадлежности, сексуальной ориентации или генетического типа как неполноценных, вредных в рамках нацистской расовой теории в 1933-1945 гг.
Говоря проще, к жертвам Холокоста можно причислить всех, погибших от рук немецкой армии вне боевых действий.
В первую очередь от репрессий Холокоста пострадали евреи: 6 000 000 человек - половина еврейского населения Европы и треть евреев мира были расстреляны, задушены газами, заморены голодом и сожжены.
Последствия этого преступления до сих пор переживаются еврейским народом, душевные раны, порожденные этим событием, все еще не затянулись.
Эль Визель - еврейский писатель, лауреат Нобелевской премии мира - сказал «не все жертвы нацизма были евреями, но все евреи были жертвами нацизма».
В иудейской традиции наравне с термином «Холокост» используется другое понятие «Шоа» - катастрофа.
Было бы категорически неверно трактовать Холокост национальной проблемой, как минимум из-за того, что в огне всесожжения гибли не только евреи, жившие в рамках иудейской культуры, но все, в ком можно было бы заподозрить хотя бы четверть еврейской крови. Учитывая ассимиляцию, переживаемую иудеями в Европе с конца XIX века, можно утверждать, что Холокост - трагедия европейского гражданского общества, коснувшаяся сотен тысяч семей, до катастрофы не соотносивших себя напрямую с еврейской традицией.
И все же главная особенность Холокоста заключается в том, что для всего человечества в век, с которым связывали надежды на расцвет и улучшение жизни, он стал откровением смерти.
Холокост - это образ смерти, ее воплощение.
Как в каждой отдельной жизни смерть приходит незаметно, внезапно являя свою безжалостность и отвратительную личину, так и Холокост - единовременная, непрерывная, а главное, бессмысленная смерть тысяч и тысяч людей, готовился постепенно и долгое время оставался незаметным и незамеченным многими современниками.
Холокост - это время, когда смерть необычайно широко, фатально растянула свой зев.
Вглядываясь в Холокост, мы вглядываемся в безвременье, из которого смерть таращится в нас своими пустыми засасывающими глазницами.
Это поражает, это завораживает, это отрезвляет и рождает в душе страстное желание ЖИТЬ.
Исключительное, экстраординарное значение этих трагичных событий ощущают все, кто пережил их, все, в чье поле зрения они попадают.
Не случайно для их определения было выбрано слово, относящееся к священнодействиям.
Важно понимать, что когда евреи говорят о Шоа, они вовсе не имеют в виду катастрофу, сравнимую с каким-нибудь катаклизмом или глобальным происшествием.
Шоа - это вселенская катастрофа, разрыв на полотне мироздания.
В этом восприятие Шоа сродни религиозному и мифологическому мировоззрениям.
Все религии от первобытных до мировых содержат знание о том, что в начале своей истории вселенная пережила некий коллапс, катастрофу - грехопадение, смерть первобога, войну между небом и землей: что-то, что навсегда изменило образ мироздания и потребовало огромных усилий по сохранению в нем жизни.
В Холокосте сгорела надежда европейской культуры на то, что может быть единая для всех система ценностей, универсальная иерархия смыслов.
«Все как один!» - идеал стремлений поборников арийской расы.
«Всех как одного и до единого!» - мотивировка и внутреннее оправдание их зверств.
Нацизм, добровольно принявший на себя образ смери, стал гибелью культуры.
И не случайно мертвая голова стала одним из его символов.
Как смерть обезображивает черты лица, так и нацисты стремились обезобразить лики одних людей в своих глазах и глазах окружающих, а после их уничтожить, стереть сам след их существования на Земле.