О численности жертв Холокоста
В начале разговора о Холокосте чаще всего вспоминают численность жертв - 6 000 000.
И тут же следует заметить: это число очень мало дает нам, мало способствует пониманию феномена Холокоста.
Рассуждая о различии воображения и ума, Рене Декарт приводит интересный пример.
Он предлагает читателям представить себе треугольник, а потом подвергнуть его математическому анализу и операциям.
После этого, он советует переключить внимание на тысячеугольник, отмечая при том, что представить его нам не удается (воображение рисует лишь некое размытое пятно), но он также поддается воздействию математического анализа и операций, как и треугольник.
Почему я об этом упомянул?
Потому что через нечто подобное мы проходим при разговоре о числе жертв Холокоста.
Воображение человека ограничено.
Особенно в представлениях о важных вещах.
Для нас не стоит труда представить себе ОДИН большой бриллиант, но гораздо сложнее удержать в воображении образ ТРЕХ больших бриллиантов. Проще представить сразу тысячу драгоценных камней, сияние которых будет сливаться и являться, по сути, светом одного бриллианта.
Тоже со смертью.
Мы можем нарисовать себе в уме одну смерть. Можем ей испугаться, посочувствовать. Мы в состоянии сопереживать десяти смертям, и каждый раз нам будет рисоваться образ собственной смерти, и десять раз мы будем сопереживать в том числе и себе и своей неминуемой кончине...
Но 6 000 000!!!
Простите, это уже какой-то фарс.
Пытаться вместить в себя ужас от практически единовременной смерти 6 000 000 человек никто не станет, потому как дело это заведомо бессмысленное и бесплодное.
Сочувствие десяти будет отчетливее яснее, чем сопереживание миллиону.
Конечно, если кто-то из близких тебе людей пострадал при столь губительных событиях, дело другое. Тебе достаточно всякий раз воскрешать в себе голос утраты, при том, что, очевидно, тебе не придется последовательно встречаться с потомками ВСЕХ убиенных, а потому число твоих состраданий все равно окажется сопоставимо, максимум, нескольким сотням. А так, сострадая за всех, ты сострадаешь оптом.
Декарту было легко, вне воображения он обладал чем-то содержательным, чем-то СМЫСЛОВЫМ, что позволяло ему предпринимать те или иные ОТДЕЛЬНЫЕ логические шаги и получать не менее содержательные и ОСМЫСЛЯЕМЫЕ результаты.
Идея же смерти ничего, кроме боязни за себя и страха лишиться чего-то ценного в себе не несет.
А потому даже углубленный анализ не способен вынести нам из факта смерти 6 000 000 ничего более того, что он уже нашел в данности смерти десятка, а по сути, и одного человека...
Получается, что само число жертв не несет в себе ничего сверх-очевидного и доказательного.
Вот почему о них так просто забыть, отречься или усомниться в действительности их существования.
Вот почему необходимо определять суть Холокоста и отталкиваться от него при рассмотрении всех его последствий, в том числе и среди людей...