Настоящее театральной России

Apr 26, 2014 16:06

История в фотографиях и без о том, как...
...король одесских бандитов осы испугался;
...Фроим Грач у Савки Буциса пачку сигарет из кармана вынул;
...Тартаковский чуть не проспал свой день рождения;
...дочь Тартаковского папарацци сделалась;


...Двойра шоколадными палочками пассажиров угощала;
...Полицейский по магазину в одной майке ходил;


...дочь Грача оказалась единственной, кто просто с улыбкой и без приключений до Ярославля доехал.

Москва. Метро "Студенческая". Погожий апрельский день. 6:15 утра. Магазин "Магнолия". Пробиваю бутылку воды. Кассирша, видя перед собой девушку с рюкзаком, вежливо спрашивает: "На дачу едете?". Девушка с рюкзаком, я то есть, так же вежливо отвечаю: "Нет, в театр иду". Кассирша явно обиделась такому ответу. Как-то в её голове не состыковалось раннее утро, рюкзак и театр.
Поездка в Ярославль вообще выдалась на редкость удивительной. Началась она с чашки кофе (Лёша, спасибо, это было очень кстати!) и почти получасового ожидания обычно не опаздывающих режиссёров.





И вот наконец поехали. В дороге одни спали, другие пытались слушать музыку и тоже засыпали, кто-то читал или тихонечко разговаривал. Разбудил всех неожиданно проснувшийся Игорь Стрелкин громким криком "Ура, остановка!"
- Игорь, Игорь, не кричи, водителю мешаешь. А то так тишина, и вдруг - голос.
- Ничего, у меня театральный голос, а значит приятный, пусть привыкает!
Улыбнулись и поехали дальше, даже не подозревая, насколько точна фраза Игоря. Но о том, что теперь не только в Москве знают о существовании такого театрального коллектива, будет известно позже.
До Ярославля добрались без пробок. Уже в самом городе, увидев афишу фестиваля "Будущее театральной России", Руслан Коловский заметил: "Я думаю, Бабель - самый лучший спектакль во всей истории этого города, Ярославля". Все посмеялись, опять же не догадываясь, что и эта фраза окажется точной.
Меня до поездки в Ярославль удивляли рассказы спортсменов и артистов о том, что они бывают в других городах и странах, но этих городов и стран совсем не видели из-за постоянной занятости. Теперь же сама могу подтвердить, что это сущая правда.





Прибыв в Ярославль в двенадцать дня, оставив вещи в номерах гостиницы и пообедав, мы поехали в Учебный театр ЯГТИ (местного театрального института), где в установке декораций, света, проверке звука, репетициях, прогонах и обсуждениях провели почти восемь часов.













Потом был недолгий путь на троллейбусе до гостиницы и... снова репетиция. На сей раз не Бабеля, а сонетов Шекспира (На следующий день студенты должны были показывать этот номер на местном Арбате в рамках заявленной организаторами фестиваля шекспировской вечеринки "Сон в апрельскую ночь". Стоит ли жалеть о том, что выступление не состоялось? Нет. Уверенна, что ребята ещё выступят с шекспировскими сонетами на более грамотно организованном мероприятии).





На следующий день, быстренько позавтракав, опять поехали в Учебный театр. И снова прогоны, замечания, репетиции, замечания, замечания, замечания...






Режиссёры были и остаются строгими к своим подопечным и недовольными их игрой на сцене. Режиссёрские замечания жёстки, а порой и жестоки, без скидок на актёрскую усталость и отсутствие настроения. Наверно это правильно. Для того чтобы хвалить актёров, существуют зрители:).
И вот наконец в 14 часов 23 апреля на сцене Учебного театра ЯГТИ состоялась "Справедливость в скобках". Народу было много, и зрители были разные, в основном, конечно, участники фестиваля: студенты театральных вузов, их педагоги и режиссеры. Спектакль прошёл не без мелких, скорее технических, неполадок, объяснимых игрой на новой сцене. Но это действительно были мелочи, никак не повлиявшие, по крайней мере на зрительское восприятие происходившего. Зал смеялся, охал-ахал, хлопал (в скобках замечу, именно зал, а не только группа поддержки, как то было на других показах) и в конце... стоя аплодировал студенческому спектаклю.






Потом был мастер-класс Сергея Женовача, его интересные наблюдения о современной и классической драматургии, об актёрах, режиссёрах, публике - дуре и зрителе, который всегда прав.
После мастер-класса Женовача сбылась моя давняя даже не мечта, а какая-то навязчивая идея - сходить на спектакль в Волковский театр.


Эй богу, лучше бы эта мечта так мечтой и осталась... Давали "Ромео и Джульетту". Более неудачной постановки Шекспира, в частности, и в принципе более неудачной театральной постановки я не видела уже очень давно. Да, хорошие и дорогие костюмы и декорации. Но ужасная постановка. Совершенно, например, не оправданный выбор актрисы на роль Джульетты или странное понимание создателями спектакля образов Тибальта и Меркуцио. Впрочем, сильно сомневаюсь, что у режиссёров было какое-то хотя бы относительно вразумительное понимание того, зачем они поставили трагедию Шекспира. Вдобавок актёры не очень напрягали себя внятным произнесением слов, и я, как и многие слышащие зрители, не разобрала по крайней мере половину из произнесённого на сцене текста. В итоге получилось по Шекспиру: "Нет повести печальнее на свете..."
На третий день накопившаяся усталость скосила половину дружной компании. Поэтому на прогулку по ярославскому Кремлю и окрестностям мы пошли в далеко не полном составе.




А вот на дипломный спектакль местного театрального института "Сиротливый Запад" (по Мартину Макдонаху) собрались все приехавшие из Москвы, кто на тот момент не вернулся в столицу. У меня этот спектакль, честно скажу, особого восторга не вызвал. Да, безусловно, это было лучше, чем "Ромео и Джульетта" накануне. Интересны были отсылки главных героев к образам Дмитрия и Ивана Карамазовых Достоевского. Словом, посмотреть спектакль стоило, хотя и не более того.
После "Сиротливого Запада" кто-то из нас пошла гулять по набережной Волги, другие... тоже отдыхали:)) Ночью я вернулась на поезде в Москву. А ещё через несколько часов на обсуждении спектаклей - участников фестиваля "Будущее театральной России" - заслуженные и много видавшие на своём веку театральные критики не просто поставили спектакль "Справедливость в скобках" на первое место среди всех показанных в Ярославле, но и оценили его как высокое искусство и потрясающую постановку...



Я могла бы, конечно, написать здесь, какие создатели спектакля - и режиссёры, и актёры - молодцы. Не буду. Просто мне очень хочется, чтобы у "Справедливости в скобках" жизнь продолжалась и после того, как артисты получат дипломы. "И на этом кончим. И всякий скажет, что точка стоит на том месте, где ей приличествует стоять" (Исаак Бабель "Справедливость в скобках").

театр, Ярославль, Бабель

Previous post Next post
Up