Ну вот, друзиа, приступаем к Железнодорожной Саге, длиною в 10 суток и 13.385 километров.
Поезд №55 - первый на моём пути - на Ленинградском вокзале г. Москвы (слева)
Необходимое предисловие.
В этот раз я по железнодорожной дальности поездки в один конец побил свой предыдущий рекорд 2002 года (Владивосток - Хабаровск I - Москва - Берлин-Лихтенберг, 11050 км). Сознаю, что повторить такой трюк и тем более увеличить его длину уже не удастся - на планете просто нет больших по дальности сегментов, если брать опорный евразийский участок. Конечно, более химически чистым был бы рейс Мурманск - Москва - Харбин - Санья: от Баренцева до Южно-Китайского моря, от 69-й до 18-й параллели,
пересекая рельсами и Северный полярный круг и Северный тропик. Проезжается он тоже тремя поездами - но тут уж имеем ровно то, что получилось, исходя из возможного. Посему, описывать этот глобальный рейс я буду строго последовательно и достаточно подробно, привлекая и свои путевые записи, которые вы уже читали. Получится, наверное, постов тридцать. Из постов этой серии "сборными" будут два - "Китай. Мобильная связь" и "Забайкальск. Граница", но посмотрим по обстановке. Вне очереди также пойдёт сравнительный авиапост Хайнаньавиа vs Аэрофлот. Остальные - последовательно, без перескоков.
Первая часть серии -
итоговый пост по всей поездке - уже в наличии. Вторым по хронологии идёт пост про то, как я
покупал билет на пекинский поезд и вынужденно затроллил наш чудесный Витебский вокзал с питерскими кассиршами. Значит, путь Питер - Москва пойдёт уже третьей частью. К чисто китайским постам экспедиции (кроме похода по ГЭС "Три Ущелья", который, возможно, пойдёт вне очереди) удастся приступить не скоро, только после окончания этой серии - наверное, после Нового года. Так что прошу отнестись с пониманием к этому моменту. Я постараюсь рассказать всё связно и последовательно - но не так быстро, без скаканья по верхам.
Будут отсекаться без предупреждений провоцирующие и нудящие граждане, а также излишне озабоченные фотоэстеты, по запущенным диагнозам - особенно по диагнозу "нафига надо было трястись столько дней поездом, если можно долететь за десять часов?". Приоритет - подробное описание процесса дороги, без отвлечений на идиотов. Содержательные вопросы приветствуются, равно как и дополнения с уточнениями - а может быть, и с вашими личными воспоминаниями по данному сегменту пути. Снимки в постах будут разными - нормальными, размытыми, с перекошенным горизонтом, через-стеклянные и так далее. Дорога, поезда, люди - дело такое, тут не до эстетства.
Спасибо за внимание. Поехали! :)
2. Итак, вещи собраны, строго отфильтрованы по весу и критерию нужности в пути, остаются последние штрихи.
Русско-китайский разговорник купил на Крупе за несколько дней до отъезда, пытаясь найти наиболее простой и с как можно более крупно напечатанными иероглифами. Мелкие иероглифы - бич разговорников, их составители не понимают, что этот момент сильно обесценивает их потуги по вбиванию как можно большего числа слов и выражений. Тем не менее, по опыту прошлой поездки сделал себе краткий "определитель еды" на листочке (справа), который оказался по практической пользе в десять раз лучше самого разговорника. Слева - ксива для китайских железнодорожников, если они меня решат задержать за съёмки на железке (в этот раз не пригодилась - их нигде не парило, что и где я там снимал). Вверху - документ для родных просторов и для одержимых "синдромом вахтёра" (сильно пригодилась в конце российского пути!), он всегда входит в мой путевой джентльменский набор, вместе с визиточками, старыми разрешениями на фото от РЖД и публикациями обо мне в "Гудке".
4. С правой колоночки Techincs перед уходом в ночь снимается маленькая Тигриша и кладётся в карман куртки - будет моим талисманом в пути. Большой Тигер будет грустить дома и ждать её из большой поездки, с надеждой на воссоединение :)
5. 23.05. Паркую машину на стоянке выше по проспекту и иду к метро.
Вот отсюда и начинается мой долгий путь. Питерские пенты у входа провожают меня скучающими взглядами :)
6. Московский вокзал, прохладный чистый вечер. До полуночи остаётся двенадцать минут.
Выхожу на площадь, дабы соблюсти давнюю традицию и сделать традиционный "ленинградский" предпутевой снимок.
7. Вот он. Ни одна поездка без такого снимка в начале не обходится - кроме тех, когда я уезжаю с Витебского или Ладожского вокзалов. Я их обычно не выкладываю, ввиду повторяемости - но они есть :)
8. Через вокзал, лестницы и рамки в этот раз тащиться не хочется, так что пойдём боковым проходом прямо к платформам.
9. На перроне мне показывает хвост любимая "Стрелочка". Смотрю на часы - и точно, 23.56. Ей пора в столицу. А на её место скоро встанет мой поезд.
10. Взгляд назад.
11. А вот и наш 55-й подтянули. "Стрелой", конечно, ехать лучше, но переплачивать втрое за ординарный путь сейчас совершенно не с руки. И так поездка выходит неслабой пао финансам. Хороший выход - давно уже освоенный "две пятёрки". Уходит в 0.40, приходит в столицу около десяти. Отлично высыпаешься, все вагоны новые с иголочки, никто за час тебя не будит - спи хоть до останкинской иглы. Здесь и плацкарт хорош, и никаких при этом доплат за фирменность или сухое питание.
12. Тихо тронулись, поехали. Обводный канал промелькнул за окном, Сортировка с виадуком, затём мощные трубы Колпино в ночной черноте в комплекте с прожекторами. Теперь можно расслабиться и перейти в "путевое" состояние, которое продлится почти месяц. Беру первый за поездку чай. Свой чайно-заварной комплект доставать лень, подождёт до пекинского, так что финансирую проводницу и она мне через три минуты приносит стакан. Подстаканник - самый простой, с оттиском "РЖД". И с богомерзким пакетиком... ну да ладно, ничего... Пару раз можно. Теперь - почитать ленту, что там взмыленные комментаторы строчат в комменты. Зря, чтоль, я мегафон расшарил на всю Русь?
13. Через час вагон затихает. Пора и мне на боковую, хватит в енторнетах шариться.
* * *
14. 28 сентября, бодрое подмосковное утро. Многие уже проснулись, соскочили с полок, а часть наиболее рьяных и постели собрали. Девушка напротив читает Сомерсета Моэма. Из культурной столицы едем, чай!
15. Пора вдарить по утреннему чаю. Без этого дела никуда, чай - всему голова.
16. Русский пассажир в плацкарте - один из самых дисциплинированных в мире, по показателю застилки и сбора постелей. Разительное отличие от китайцев, которые бросают постели как есть, тем более что там проводники старательно стелят все места на конечном пункте, даже в плацкарте. Зато тут без "китайки" - у каждого свой запечатанный комплект :)
17. Приближаемся к столице. Пролетели Химки и канал, впереди - игла Останкино.
Погода, однако, не радует - тяжкая облачность и половина иглы в облаках. Ещё и дождь, небось...
18. А вот и искалеченные останки царских депо проплывают за окном. Их, вроде бы, ломали с протестами?
19. Замедляем ход, промелькнул километровый знак 649 - нумерация-то от Питера, приятно :)
Впереди - гнездо электричек и вдали затейливая крыша Ярославского вокзала, куда я вернусь уже сегодня, но через полсуток. Поймал себя на мысли, что для человека 10-летней давности этот снимок был бы очень необычным, по не-зелёной раскраске электричек. А сейчас мы уже привыкаем к новому цвету, это нечто обыденное.
20. Вот и всё, первый поезд из трёх "отработан". У дверей стоят наши славянские девчонки, симпатичные и фигуристые. Мне их будет очень не хватать в Китае, где к тому же имеет место ещё и большой дефицит веса сисек, у тамошних жительниц.
21. Иду к вокзалу вместе с высаживающейся публикой, прямо по курсу - "сапсановский" павильон.
22. По фронту здания вдоль путей - очень много "ленинградских вокзалов". А привёл нас в столицу ЧС-200 №005, он на заглавном снимке.
23. С любопытством захожу в чрево радикально реконструированного вокзала. Как-то он мне покажется?
24. Пространство светового зала, конечно, визуально сильно уменьшилось.
25. Отдельно умиляют кадки с надписью "РЖД". Видимо, ржд-шные бонзы таким образом тонко троллят пидовских ненавистников :)
26. Взгляд назад. Конечно, стало очень похоже на торговый центр.
27. Ленина тоже больше нет, теперь на стенах новые нейтральные надписи и новые эстетические веяния. Композиция, честно сказать, получилась топорной и несимметричной, веет бизнес-колхозом.
28. В целом, мне показалось, что для простого пассажира стало удобней, чем в старой версии, однако изначальная харизматичность образа и пространства оказалась утеряна. Теперь в Москве будет вокзал-торговый центр, а в Питере пока остаётся вокзал-образ, вокзал-пространство, правда, тоже с Петром в комплекте вместо советского Ленина.
29. Внутри старого здания соорудили стеклянную стену. Очень по-китайски, кстати. И кадки с пальмами. И лифт. Интересно, работает ли?
30. Машинально фиксирую большое расписание на стене и явные топонимические косяки: Таллин с двумя "н". В Питере такое планомерно повывели, и даже на Троицком мосту (со скромной помощью автора) сейчас висит идеологически верный указатель с одной "н". А тут - непорядок, рудименты Перестройки не вытравлены. Надо, видимо, заняться на досуге :)
31. Бросаю взгляд и на парные часы на стене: одни показывают 10.02, вторые 10.04. Отлично, глаз просто радуется! Легендарные традиции, описанные Ильфом и Петровым ещё в "12 стульях", не вытравлены - хоть две минуты, но есть зазор для свиданий! Значит, стояла Россия-матушка и будет стоять, с нашей посконной иррациональностью и без этой презренной бусурманской мелочной педантичности!
32. А в Москве - мелкая морось. Так я и думал. Оглядываюсь на оба вокзала - на один я приехал, со второго скоро поеду.
33. Теперь надо сделать обязательный московский кадр (такая же давняя традиция, как и №7): две сталинских высотки и башенка Казанского вокзала. Вот что я люблю в Москве (и чего нет у нас) - так это невероятно стильные "семь сестёр"! Пока канонический привокзальный вид цел, к счастию, и в него не влепили новые говнодоминанты.
Ладно, поехали в город. Ещё много дел и встреч на сегодня.
Поезд на Пекин - только около полуночи.
Вторая Китайская экспедиция: от Балтики до Южно-Китайского моря: содержание серии Продолжение следует.