Конец третьего светового дня на пекинском поезде я вынес в отдельную часть, и не просто так. А с целью сосредоточиться на станционной торговле и показать её поподробнее - потому что именно вечером 1-го октября мы проезжали станцию Иланская, которая оказалась в этом смысле самой изобильной на всём нашем пути до границы. Заодно посмотрим и то, как иностранцы - пассажиры дальних транссибирских поездов взаимодействуют с нашей внешней (и в основном незнакомой им) средой. Тут тоже есть нюансы.
Станция Иланская, 4376-й километр Танссиба. Тут - самая активная торговля
2. После
пересечения Енисея мостом, примерно через три с половиной часа после него, без остановки проехали Канск. Когда-то в СССР это был важнейший военный центр, наводнённый частями, а также и дислокация штаба армии, но сейчас его значение упало. На фото - полноводная река Кан, на которой и стоит Канск.
3. Небольшая станция Иланка.
4. Около шести вечера, по красноярскому времени, показалась большая станция с депо - судя по немалому количеству электровозов.
Это была Иланская, о ней я вам
подробно рассказал пару лет назад, когда ехал на "Байкале" из Иркутска в Питер.
5. На месте и паровоз с надписью...
6. ...и аккуратный вокзал сталинского времени...
7. ...и царское здание депо, на западной стороне станции.
Вот только встали мы не на широкой первой платформе, а на узенькой второй, задом к вокзалу. Так что перелазим на другую сторону тамбура. Там произошла такая история, о которой я не рассказал в путевых заметках.
Когда я вылез на сторону торговок, ко мне подошли трое японцев с пятого вагона. Они ещё вчера распознали, что я какой-то не совсем стандартный пассажир, и ходили за мной в поисках интересного. Ну так, ненавязчиво, но вот пошёл я вечером в Барабинске снимать локомотив - смотрю, и они тоже следом трусят, со своими камерами. Пошёл в Омске к паровозу - и они тоже за мной, на некотором отдалении. Типа как за экскурсоводом.
На английском они вежливо спросили, могу ли я им помочь выбрать еду. В принципе, у меня после Красноярска еды было навалом, покупать я ничего не собирался, так что согласился ходить с ними. А поскольку у меня с голосовым восприятием языка плохо, то сбегал в купе за планшетом с гуглопереводчиком, и начал выяснять, а что же им надо.
- А вагон-ресторан не нравится, что ли?
- (замотали головой) ноу, ноу - ви вонт хоумфудз!
- Какие продукты хотите купить?
- Эээ... sweets, potatoes, ethnic siberian food, chickens... - начали перечислять они.
- Ага, примерно понятно. Ну давайте пойдём по рядам, и будем смотреть по обстановке.
Пошли, такой коллективной стайкой. Они платят, а я выбираю.
7а. Вот примерно так общались (фото марта этого года, когда я на "Афанасии Никитине" возвращался домой из Москвы с двумя японками в купе, но для наглядности ставлю тут):
В итоге я им выбрал мини-жбанчик квашеной капусты, горячей картохи, взяли цельную курицу и несколько ножек, пакет с кедровыми орехами, два стакана с брусникой, кусок отличного сала с чесночком, цельных шишек на сувениры, беляшей с мясом (себе тоже взял парочку), баклажку местной минералки, вяленого лещину, малосольных огурцов кучку, и под конец они, осмелев в незнакомой среде, набрали ещё кучу вафельных трубочек к чаю. Втарил детей Восходящего Солнца по полной программе, и они с двумя увесистыми пакетами, довольные как слоны, пошагали к себе.
- Thank you very much, you very much helped us, we are afraid to buy here!
- Да хуле там благодарить, ступайте с Богом, да и кушайте на здоровие.
("Сам знаю это состояние - я поначалу был такой же беспомощный в вашей среде, как и вы в нашей").
Тут надо пояснить, что действительно, людям "иероглифических" стран намного сложней ориентироваться в нашей еде, чем, скажем, людям из Европы или САСШ. Тем тоже, конечно, не всё понятно, но тем не менее наш вкусовой ряд сходен - а вот различия с корейцами, китайцами, японцами намного выше. Я также чувствую дискомфорт и непонимание примерно 60-70% продуктов и пакетиков на китайских станциях, так что совершенно понимаю их состояние: вкусненького местного очень хочется, ресторан на третьи сутки пути заебал, да и дорого там, но боишься непонятного. Мало ли на что нарвёшься? Я вон тоже в первую поездку в Китае взял раз с собой в вагон какой-то пакет с красивым изображением крокодила, а там внутри оказались какие-то острокопчёные то ли яйца, то ли внутренности какие. В общем, незаметно оставил пакет соседям тогда :)
* * *
По пути, пока ходили, снимал торговые ряды.
Давайте посмотрим вместе со мной - чем сейчас торгуют?
Что в наличии, что можно взять с собой в дальний путь?
8. Во-первых, торговки чётко распределили между собой все вагоны. Ленивым можно прямо с подножки купить, и вообще по платформе не ходить.
9. Во-вторых, ряды со снедью на станции большие, торговок много. Можно ходить, и пробовать торговаться - но мало кто снижает цену (иностранцам заряжают цену побольше, так что хитрые японцы со мной в качестве экспедитора сэкономили не менее пары сотен, а то и побольше, если считать на всю партию).
10. Вон, тоже иностранцы прицениваются.
11. Да, товариси, это вам не Кобэ с Ниигатой!
12. Жителям Туманного Альбиона попроще, они лучше островных восточников секут фишку.
13. Вот так происходит общение: "Уан пис, плиз". Кстати, в отличие от торговцев внутри Китая (которые вообще не знают ничего по-английски, только своё китайское), многие торговые тётеньки на Иланской неплохо секут английские числительные, и не только уан-ту-фри. Но и илевен, и твелв, и даже фифти.
14. "Ага, поняла! Счас выдам!" (обратите внимание, что торговки с разовыми прозрачными перчаточками).
15. Ассортимент-1. Сальцо, курица, котлеты, малосольные огурчики, картоха варёная, колбаса, курица...
16. Хлеб, беляши и пирожки всякие. Кстати, пирожков, относительно советского времени, стало в ассортименте намного меньше. Тогда это был станционный товар №1.
17. Ассортимент-2. Тут прибавляются отварные яйца, и жареная рыба, ну и кедровые орешки. И - в углу - вафельные трубочки. Будете смеяться, но именно их к концу стоянки иностранцы с первых трёх вагонов нашего поезда разобрали почти все.
18. Ассортимент-3. Вяленая рыба, блины, пирожки...
19. Опять кедровые орешки! (но у иностранцев шли на ура шишки - как сувениры)
20. Проводница пхеньянского вагона, на страже входной двери.
В общем, Иланская отяготила поезд на много килограмм продуктов.
Все довольны - торговки выручкой, пассажиры - нересторанской едой.
21. Озерцо за Иланской. Начало вечереть, и я уже дальше не стал снимать.
22. Заключительная большая стоянка третьего дня - Нижнеудинск (а в узловом Тайшете пекинский поезд не стоял вообще). Это Иркутская область, и тут разница с Москвой в пять часов.
23. Тут температура упала почти до ноля градусов. Я совсем немного погулял, и обратно в вагон - отогреваться бальзамом!
Наступившая ночь была самой холодной за всё время моего пути: в Зиме в три часа ночи было -8.
А рано утром меня ждал Иркутск.
Вторая Китайская экспедиция: от Балтики до Южно-Китайского моря: содержание серии Продолжение следует.