Дошла очередь и до рассказа об уханьском метро. Зимой я вам рассказал про
кантонское, в котором в вагонах холод +16. А теперь - ещё одно китайское метро, трёхградья Ухань. Оно при всей похожести на остальные имеет свою уникальную фишку - стойки с питьевой водой на всех станциях. Причём стойки дизайнерские, стильные. Зачем внутри станций метро халявная питьевая вода, я не знаю - но раз поставили, то значит так надо :)
На всех станциях метро можно попить из рожка халявной водички
Уханьское метро находится пока в младшем школьном возрасте - первая наземная линия открыта только в 2004-м, то есть ему всего десять лет. Подземная же часть и вовсе младенческая - линия 2 была открыта в декабре 2012-го, за 10 месяцев до моего приезда, а линия 4 - спустя два месяца после моего отбытия оттуда, в декабре 2013-го. Линия 2 стала первой в истории, которая прошла под главной в китайской цивилизации рекой Янцзы и соединила оба берега. Скорость сооружения фантастическая: открывают движение сразу целыми линиями, по 12-15 станций разом. В дополнение картины скажу, что сейчас строится (одновременно!) ещё две линии, плюс продление 4-й, которые будут открыты в 2015-2017 гг. Для города в 6,5 млн.чел. (аналог Питера по размеру) я считаю, невероятно мощные темпы.
Впрочем, давайте посмотрим, что это за такое метро и с чем его едят.
2. Наземные павильоны в основном простенькие, функциональные. Это павильон на привокзальной площади Ханькоу, северного вокзала Ухани, откуда идут скоростные поезда на Ичан и с лета - на Чунцин.
3. Но есть и более новая генерация павильонов, косящая под хай-тек. Это станция, близ которой я там жил - Wangjiadun East.
4. Входы в станции очень хорошие, новенькие, светлые, часто даже настоящие вольные подземные чертоги. Правда, не дворцы - всё сугубо функционально. Обязательны дорожки для слепых, лифты для инвалидов, пандусы. Только пандусы не во всех входах (их, как правило, четыре, - ABCD).
5. Проход в метро - через турникеты, выход - тоже. Проезд (разовый) - по жетонам. Я только по ним и ездил. Везде билетные автоматы, с двуязычным интерфейсом.
6. Можно переключиться и на английский, что спасает бедного лаовая. К сожалению, цена проезда переменная, зависит от расстояния. Не понимаю, зачем было так усложнять - гораздо проще иметь единую тарификацию, как в Пекине.
7. Вот таблица цен от станции к станции, тут уже они только на китайском. В верхнем правом углу - уханьский метрожетончик.
8. Хайтечное название станции.
9. Станции неглубокие совсем, кроме приянцзыйских, эскалаторы малюсенькие. Скамейки тоже сделаны под хайтек, общий стиль такой.
10. Тоннели закрыты от станции прозрачными перегородками типа горизонтальных лифтов. Как мне объясняли в посте про кантонское метро, это для минимизации потерь охлаждения. Но вообще, очень удобно, всегда точно знаешь, где будут двери. Инфографика внушает уважение - крупная, яркая, цветовыделенная и самое главное, дублированная на английский! То есть, не чувствуешь себя инопланетянином. На фото видны указатели и на зелёную линию 4, которая к моему приезду ещё была не открыта (откроют через 2 месяца). Это меня там несколько путало в ориентировке.
11. Интервалы днём 5-6 минут, немаленькие. На экранах указано время ожидания до двух следующих поездов.
12. Сами станции ординарные и похожие. На выпендрёжный дизайн тут особо не тратились. Но, в отличие от пекинского метро, станции везде светлые, просторные. Места много.
13. А вот и легендарные стойки с питьевой водой. Стоят на всех станциях.
14. Теперь давайте сядем на поезд. На фото запечатлена уникальная для китайцев ситуация: сразу два человека рядом читают бумажные газеты! Вообще, это крайняя редкость, обычно все юзают гаджеты-лопатники. Поэтому я не удержался и запечатлел это чудо.
15. Поезда тоже все новенькие, к моменту моего приезда им было по 10 месяцев эксплуатации. Можно пройти между вагонами, поезда - гусеницы. Оформление вагонов сделано в цвет линии (розовая линия - розовые элементы).
16. Какой-то часто встречающийся плакат. Товарищи китаеязычные, поясните, что тут хоть написано.
17. Как я и говорил выше, китайские люди в основном либо слушают музыку, либо фтыкают в чатики и мессенджеры. Интернет есть везде внутри метро, само метро довольно тихое, можно спокойно говорить внутри.
18. Индикация движения над дверью. Тут тоже станции, к счастию, продублированы латиницей.
19. "Китайская" фаза индикации названия текущей станции.
20. Ещё одна станция, подземный уровень (вроде бы, по памяти, это пл. Хуаншань).
21. А вот чудесная придумка: стена станции отдана рисункам уханьских школьников, победивших на конкурсах. Я потом сделаю отдельно мини-постик с этими рисуночками, там есть очень милые.
Прокатился я и по первой линии, которая была открыта 10 лет назад. Сразу скажу, что она мне не очень понравилась: подниматься довольно напряжно, вверх на 2-3 яруса, и сама линия проложена над землёй, по бывшей трассе ж/д на Пекин (сейчас трассировка ж/д проходит севернее). На месте бывшей железки уханьцы проложили автодорогу, а над ней - метротрассу. Проходит она совсем близко к домам, и вообще, как-то всё выглядит на месте античеловечески, как муравейник. Точней, человейник.
22. Но всё же давайте прокатимся. Вот подходит наш метропоезд.
23. А вот так проложена линия. Вверху - метро линии 1, внизу - магистральная автотрасса. Раньше, лет 20-25 назад, тут шла линия пекинской ж.д.
24. Идёт метропоезд.
25. Дизайн станции Erqi Road.
26. Ещё, взгляд на линию, с автодорогой внизу.
27. Вот так всё это хозяйство выглядит в комплексе, двухслойная магистральная трасса.
28. Кое-где и устрашающе смотрится. Человейник.
29. Вид с первого яруса, метро - над нами.
30. Ладно, подымаемся снова наверх.
31. Дома совсем рядом с линией.
32. Можно подойти к окончанию платформы и посмотреть на метропоезда.
33. Один поезд стоит в тупике.
34. А вот поймал момент, когда в объективе сразу три!
35. Пассажиры ждут поезда.
36. На этой линии в поезде светло от солнца. Тут уже синяя отделка - т.к. синяя линия.
37. После того, как я уехал, открыли ещё и большущий кусок 4-й линии, она соединила две базовых ж/д станции на юге города, в Учане - вокзал Учан (на который я приехал с Гуанчжоу) и вокзал Ухань (скоростной, для южных направлений). Мне же пришлось с вокзала чапать на 2-этажке по забитым улицам, я ещё не застал этой линии. Сейчас её строят на север, и метро в Ухани второй раз пересечёт великую Янцзы.
Сейчас протяженность метро достигла 79 км (против 114 в Питере), и в конце 2015-го
метро в Ухани, видимо, перегонит Питер по протяжённости линий, а к концу 2017-го будет примерно в полтора раза больше. Инфраструктура в КНР развивается просто невероятными темпами, это касается не только этого мегаполиса.
В продолжении будет фотосет детских метрорисунков (см. фото 21).
Ещё, по теме, можно почитать
мой пост про метро Пекина, годичной давности.
Продолжение следует
Вторая Китайская экспедиция: полное содержание