День 1. Ярославский вокзал - ворота Транссиба

Sep 21, 2016 10:03

Первый сегмент пути в 650 км я проделал быстро, на Сапсане.
Однако это не Транссиб - и все самое сложное и непредсказуемое впереди, когда в ход пойдут уже "обычные" поезда. И почти все они в транссибирскую сторону отправляются с Ярославского вокзала, который в 1929 году приобрел функцию ворот не только на Русский Север, но и на Дальний Восток - Сибирь. Этот вокзал, хотя и был сильно перестроен в советское время, сохранил свой "пряничный" фасад и некоторые фрагменты старого здания в новом. Так что предлагаю посмотреть немного на эти следы и кое-какие его секреты.

Конечно, я был уже в режимное время, когда быстро темнело, и не смог бы технически поснимать виды сверху, а кроме того, мне осложнили задачу выборы, как назло проходившие в одном из исторических залов вокзала. Поэтому речь пойдёт сугубо об общедоступных зонах.



2. Вот так выглядел его исторический фасад, выходящий на площадь, в тот момент, когда я вышел с прибывшего "Сапсана". Уже быстро темнело, поэтому сразу пойдём внутрь.


3. От шехтелевского здания осталось не очень много - это входной зал и немного пространства дальше. Основная часть внутри - новодел. Но и он разный.


4. Вот эта галерея, уходящая вдаль - тоже наследство первой версии вокзала.


5. Фигурки на колоннах тоже создавались в разное время. Есть - шехтелевского времени, а есть уже и сталинской эры - вот как этот паровоз второй снизу на фото. Почему и зачем это делали, мне неясно, но факт налицо.


6. Наверху прямо под потолком висят две картины. Если бы я был дома - то дал бы их точные данные, но в пути мне затруднительно что-то искать, поэтому ставлю их без названия, как есть. Все они посвящены Русскому Северу, поморам или Ярославлю, как я понял.


7. Ещё одна.


8. Люстра над центральным входом. "Включают очень редко, по большим поводам", объяснил мне охранник.


9. А это галерея с гранитными колоннами. И если я правильно понял, то тут поездов не было. Пути в раннее время заходили под вокзал левее, где сейчас залы ожиданий.


10. Помните, я показывал вам табличку, что Белорусский вокзал породнился с Восточным в Париже? Ярославский не стал отставать от тренда и породнился с Сеульским :)


11. Закос под архитектуру есть даже у сотовых ларьков. Тоже новые веяния.


12. И вот этот огромный павильон уже советский послевоенный. Вроде бы, тут и были пути в ранние времена этого вокзала.


13. В павильон в двух местах вставили остатки старого бокового флигеля. Вот раз.


14. ...и два.


15. Остальное всё новьё. Ну то есть, совсем новьё, ибо за 20 советских и 20 постсоветских лет новая пристройка тоже заметно обветшала.


16. Есть там и ещё интересная загадка. Вот видите, анфилада совершенно обыденных залов для обычных пассажиров и в самом конце - чёрный проём? Но так было не всегда.


17. Так вот. Оказывается, этот проём - парадный спуск к поездам с ковродержателями. Эти залы (см. фото 16) ранее были залами VIP и тут в разные времена перекусывали и ждали своего литерного состава товарищи Мао Цзэ-дун, Чжоу Энь-лай, Цеденбал, Ким Ир Сен и многие другие.


18. Наконец, остается VIP-зал. Он тоже старорежимный. Но как туда зайти? Там шли выборы и железнодорожники над этим процессом были не властны. Но я-то уеду через три часа. Поэтому пошёл говорить с председателем комиссии и полицейским офицером. В итоге они разрешили, скрепя сердце, но "только до восьми, потому что потом будут считать голоса и посторонним входить нельзя, только наблюдателям". А было 19.40.


19. В общем, поснимал немного и там. Вдалеке видите кабинки для голосования?


20. Потолок с клёпаными балками.


21. Шикарные часы.


22. И большая картина. Это Ярославль.


23. Изначальный вид вокзала после постройки нового в начале XX века.


24. Ну и давайте постмотрим уже вечерние виды. Вход с площади.


25. Башенка и надпись.


26. Собственно подпись.


27. Герб СССР и оформление портала входа.


28. Покрупнее. Герб ещё с 6 республиками, то есть середины 1930-х. Справа и слева от него, видимо, коренной житель Севера, а также рыбак северных морей.


29. Ну ладно. Пора идти к поезду. Мой уже подали под посадку.


30. Вот он стоит. Нет, это не "Россия" и не пекинский. А гораздо более скромный. Но про поезд второго сегмента и быт внутри него - следующая часть.


Содержание цикла

PS. И это ещё не всё! Мы "полетали" над вокзалом с тов. sturman и будет ещё и дополнение к посту, с готичными картинками вокзала сверху. Как только смогу - сразу расскажу. А я отбываю далее на восток. Что же касается нулевого километра Транссиба, то я о нём ещё расскажу в момент, когда буду показывать стелу последнего километра.

PPS. Оперативная трансляция передвижения по Транссибу ведется в ФБ.

Неизвестный Транссиб, Транссиб, железные дороги, архитектура, Российская Империя, Советский Союз

Previous post Next post
Up