Из Нерчинска довольно сложно выбраться: станция Приисковая далеко, а автобусы из города ходят достаточно редко. Поэтому мы решили действовать так: позвонили из гостиницы в «такси по телефону» и анонсировали наше намерение уехать в казачью станицу Холбон на Шилке. Это был отличный способ: с нас запросили всего 300 за дорогу, а таксисты на центральной площади, воочию видя нашу нездешнюю сущность, просили втрое больше. Так что метод этот мы затем взяли на вооружение, и он оказался очень эффективным.
Нерчинск проводил нас мелким сереньким дождём, а через час дороги мы уже были в Холбоне, небольшой станции на Транссибе и по совместительству станице Забайкальского казачьего войска, во времена оны. Некоторые выжимки из нашего двухчасового похода по нему и окрестностям и предлагаю посмотреть.
Водила довёз нас до самого центра станицы, которая была расположена на нескольких холмах.
Оглянувшись назад, я увидел здание прелестного розового цвета.
Цвет был и правда потрясающий. Я сразу почему-то вспомнил незабвенного Аристофана из «Мимино», вопрошающего командира: «Хозяин, может быть, этот колор?».
Почти все магазины тут почему-то назывались женскими именами. «Наташа», «Мария», «Светлана», «Оксана» и так далее.
Холбонский дедушка Ленин. Маленький, но видимо, удаленький.
Спуск от скверика с дедушкой вниз, к железной дороге.
Ещё один привет, от другого дедушки, БорисНиколаича. Он себя хорошо увековечил на Руси, вот в Москве с Питером постеснялся как-то, а насчет глубинки - расстарался на всю катушку, оставив славную память о своём времени. Ранее вы уже видели
Петровск-Забайкальский металлургический и
Сретенский судостроительный заводы, но это - крупные памятники ельцинской эпохе. А таких мелких, как этот, по Транссибу гораздо больше.
Да и то, согласитесь, зачем нам был свой агропром в начале 90-х? Его надо было уронить, как нерыночный и непрогрессивный. Гораздо вкусней жрать венгерскую салями, сделанную в подпольном цехе на ул. Халтурина в Густозадрищенске. Да и этикетка у такого салями красивей. И всё это запить незабвенным спиртиком «Рояль».
Идём к станции. В пойме Шилки пасётся небольшой табун лошадей.
Дошли до станции.
Традиционный снимок «с километром». До Москвы - 6458 км, она за спиной, а я стою лицом к Владивостоку, и до него отсюда - 2830 км.
Взбираемся на холм над станцией. Открывается панорама Транссиба и долины Шилки.
Наверху - памятник красным партизанам, погибшим героям Гражданской войны.
Вот он, со стороны главного входа. А фрагмент памятника послужил заглавным фото этого моего очерка.
Забираемся ещё выше, и на холмах всё продолжается станица.
Вот едет семья на мотоцикле.
Лошадей тут много, это образ жизни...
Идём к трассе, дабы поймать попутку и двигаться к Шилке.
Панорама Холбона издаля.
И снова лошади пасутся, на фоне лысых сопок. Идиллия :)
Дошли до основной трассы. Теперь надо ловить попутку в направлении Шилки.
Вид на запад. Нам туда, до города Шилки отсюда километров сорок.
Минут через двадцать затормозил УАЗик, и взял нас на борт.
- До Шилки возьмете?
- До поворота перед городом, пойдет? Мы в Читу идём.
- Пойдёт!
Мужики даже не спросили нас, сколько хотят за дорогу, а просто повезли.
Потом, когда мы уже вылазили на окраине Шилки и решили дать им сотку, водила укоризненнно посмотрел на нас и сказал:
- Ково... да какие деньги. Идите с Богом, удачи вам!
Продолжение следует.
Забайкалье.
Чита:
1. Характер и колорит,
2. Раскрываем колорит дальше,
3. Каменная архитектура,
4. Деревянная архитектура,
5. Малая Забайкальская железная дорога. Зарисовки:
китайцы в городе,
привокзальный храм на закате.
Петровский Завод:
Характер и колорит,
Руины металлургического завода,
Деревянные дома,
Соцгород и Парк Металлургов,
Историческое кладбище,
Забайкальские коты.
Сретенск и путь к нему:
Куэнга,
Дорога вдоль Шилки,
Вокзал и тупик Забайкальской дороги,
Город Сретенск,
Деревянная архитектура Сретенска.
Нерчинск и путь к Шилке:
Забайкальский Версаль, >
Зарисовки из Нерчинска.