Одесса. Главный ж/д вокзал

May 17, 2010 19:32

Теперь - рассказ об одесском ж/д вокзале 1952 года постройки (арх. А.М.Чуприн). Это - яркий представитель стиля сталианс. Внешне он выглядит весьма импозантно, но со стороны кажется сравнительно небольшим - во всяком случае, несравнимым с вокзалами-дворцами порядка Новосибирска или Харькова. Тем не менее, Укрзализницей (Одесская ж.д.) он содержится в образцовом состоянии и изнутри представляет собой настоящий шедевр.
Нынешний вокзал в Одессе - второй по счёту. Первый, царский, просуществовал 60 лет (1884-1944), в апреле 1944 г. был сильно повреждён в боях и затем на его месте был построен нынешний.


Купол и надпись на ж/д вокзале.
На фронтоне изображена Золотая Звезда и орден Ленина - награды Одессы.
Название - по-русски, приветствие - по-украински.



1. Сначала посмотрим на предшественника - царский вокзал 1884 г. (арх. В.А.Шретер). Вокзал был достаточно низкорослый, приземистый, хотя и претендующий на стиль.


2. От привокзальной пл. (со стороны Пушкинской ул.) были входы для пассажиров I и II классов. Третий же имел вход сбоку, со стороны Сенной площади, дабы не смущать армяками и вонью приличную публику.


3. Сталинский вокзал, сменивший разрушенный в 1944 г. царский, стал заметно больше по обьему, но не потерял в стиле (а на мой взгляд, даже стал покрасивей). Ракурс почти по фото 2.


4. Фото 1952 г., после постройки, с портретом Сталина. Вид с привокзальной пл.


5. Монументальный главный вход, 2010 г. На крыльце лежат многочисленные бродячие собаки - не очень приятная примета Одессы. Обратите внимание на почти "шпееровский" стиль фонарей :)


6. Монументальный вход венчает скульптурная группа: девушка с чайкой (символ Одессы), шахтёр с отбойным молотком и моряк с мечом (!). За шахтёром - огромная шестерёнка. Судя по композиции чайки в лавровом венке, мне показалось, что скульптор явно видел и помнил группу с конями на Бранденбургских воротах Берлина :-)


7. Но это ещё не вся группа: между девушкой и матросом скрыт очень выразительный маленький пионер-горнист в шортиках.


8. Общий вид вокзала с площадью, примерно 1957 г.


9. Теперь взглянем на ж/д фасад вокзала. Он тупиковый по планировке, что делается только для значимых и больших городов. Локомотив стоит для масштаба.


10. Слева - длинная арочная галерея, немного напоминающая ранние византийские базилики. Сочетание с вокзалом - очень смотрится.


11. Типовые одесские пассажиры в тени галереи.


12. Оформление окон достаточно богатое и сложное.


Но больше всего одесский вокзал впечатлил меня изнутри.
Давайте посмотрим фрагменты (это то, что я смог снять в достаточно сложной обстановке, дабы не привлекать внимания)

13. Вид на боковой выход (по направлению к трамвайной станции). Очень хорошо "работает" прозрачный потолок, придавая помещению некую таинственность.


14. Центральный подкупольный зал. Это вообще "образцовый" шедевр сталинского ампира - настоящий дворец!


15. Второй этаж.


16. Купол и люстра.


17. Ещё ракурс на подкупольный круговой зал.


18. Оформление боковых колонн, с серпами и молотками.


19. Тяжелее всего оказалось снять плафоны, обрамляющие подкупольный зал, и поэтому находяшиеся под прицелом как дежурных, так и камер. Получилось только три из четырёх, и то не с первой попытки. Но плафоны - очень колоритные, полюбуйтесь.
Слева - екатерининское время (русский офицер и украинский казак), справа - рабочий с винтовкой.


20. А это в сочетании со светильником: советский солдат-победитель с ППШ. Увы, четвёртый - матрос - у меня не получился.


21. Ещё фрагмент подкупольного зала. Я там был настолько очарован им, что ходил и выбирал разные возможные ракурсы.


22. Выход из зала ожидания с зеркалами.


23. За вокзалом стоит ещё одно историческое ж/д здание в стиле модерн, построенное для царской Юго-Западной дороги в 1910 г.


24. Оно же, целиком.


В целом вокзал меня очень впечатлил - как архитектура, так и его образцовое состояние. Это был сильный контраст с весьма запущенной Одессой, которая к тому же наплевательски относится к историческим фасадам и их первозданному виду. Так что, мой респект Одесской ж.д. и Укрзализнице в целом.

Одесса, железные дороги, архитектура

Previous post Next post
Up