Стамбул. "Азиатский" вокзал Хайдарпаша

Dec 26, 2011 08:57

Есть в Стамбуле и азиатский вокзал, стоящий на восточном берегу Босфора - Хайдарпаша (Haydarpaşa). Он младше своего европейского брата Сиркеджи на 20 лет, зато заметно его крупней. Собственно вокзал тоже проектировался немцами - Отто Риттером и Гельмутом Куно, и построен на искусственном насыпном полуострове, в 1906-1908 годах. С двух сторон его окружают пристани босфорских паромов, поэтому удобней всего туда попадать из центра города именно водой.
* * *
Вокзал Хайдарпаша - "сын" большого геополитического проекта под названием Bagdadbahn. Это было то время, когда пассионарные немцы под водительством молодого кайзера Вильгельма II лезли буквально во все мировые щели, чтобы транслировать влияние своей державы и грамотно вкладывать средства Второго Рейха в перспективные проекты. Увядающая Османская империя, в отличие от империи Российской, в тот момент уже не имела сил строить крупные проекты сама, поэтому немецкая концессия была очень кстати - для того, чтобы соединить плохо связанные куски огромной страны воедино. И, если бы не Первая Мировая, быть бы Хайдарпаше имперским вокзалом с маршрутами поездов, которые сейчас звучат для нас экзотически - на Багдад, и далее к побережью Персидского залива; на Иерусалим, Медину, Дамаск и Каир (с пересадкой в Сирии на узкую колею). Но - не сложилось, и вокзал после распада империи стал занимать более скромную роль. Да, и так бывает в истории...


"Морской" фасад вокзала, со стороны Босфора


Вот карта, которая показывает, у какой линии вокзал Хайдарпаша должен был стать начальным пунктом. Красная - Bagdadbahn, фиолетовая - Хиджазская ж.д., которая вела на Аравийской полуостров, в Медину к святым местам.


2. Коли вокзал расположен на берегу пролива, давайте на него "приедем" водой. Это сделать очень легко - пришёл на пристань в европейской части города, нашёл маршрут, ведущий на Хайдарпашу, дождался рейса, нажал акбилем на турникет, занял месте на палубе и через 20 минут - мы на месте! Рейсы днём ходят часто, как бы даже не каждые 20 минут.
С водной глади Босфора вокзал виден хорошо, как приметный ориентир. Вон он возвышается, в левой части кадра.


3. Приближаемся. Как видите, вокзал вдаётся в море, окружён им с трёх сторон, а пассажирские пристани имеются с двух сторон.


4. В виду вокзала паром делает эффектный разворот, почти на 180 град., и вот мы причаливаем.


4a. Визуально вокзал смотрится массивно и даже несколько тяжеловесно.


5. Центральный фронтон с часами и эмблемой. В конце 2010-го крыша вокзала сильно горела, эффектные кадры пламени над берегом Босфора год назад обошли ж/д ресурсы, поэтому сейчас наверху идёт восстановление и реставрация.


6. А мы плавно подходим к "своему" причалу. Их тут несколько, назначением на разные пункты европейского берега - и северней Золотого Рога, и южней. Кстати, на этом кадре хорошо видна и доминанта св. Софии, вдалеке, на европейском берегу (слева). Когда-то этот легендарный константинопольский силуэт примерно в таком же ракурсе видели и разные варвары и азиатские захватчики, подходившие с армиями на азиатский берег Босфора.


7. Разумеется, у вокзала есть и свой паровоз-памятник, как и у Сиркеджи. Ну как же без этого?


8. И попутно - турецкая свадьба. Свадьба - это хорошо, увиденная по приезде на незнакомый объект она всегда несёт удачу. Обратите, кстати, внимание, что традиция наряда невесты - совершенно европеизированная, наряд открытый.


9. Тут же, у паровоза, и стенд с Отцом Турок. Если он где-то был, и что-то принимал/открывал, то значит, непременно увековечен.


10. Оглянемся назад, на другой берег небольшого заливчика у азиатского берега пролива. От главного фарватера Босфора нас тут отделяет длинный волнолом.


11. У "лицевого" причала находится какой-то павильон в восточном стиле, возможно, это бывшая султанская парадная пристань. В общем, я не выяснил.


12. Заходим внутрь?


13. Внутри вокзал оформлен чрезвычайно красиво. И что интересно - как и его европейский брат Сиркеджи, он абсолютно аутентичен в деталях. Часы, двери, окна - всё того времени, всё "честное". Это видно, не спутать с новоделом "под старину".


14. Конечно, оформление несёт печать belle epoque - ведь вокзал строился в 1906-08 гг.


15. Ещё один вид "приморского" зала.


16. Декор - эпохи модерн. Он хорошо ложился в ограничения османской эпохи, которая тогда была строго мусульманской.


17. Тут я понял, насколько нам повезло, что мы приехали сюда на закате. Эффекты от низкого солнца, находящегося ровно напротив морского фасада, были потрясающие. Вы увидите это и на последующих снимках. Так что рекомендация любителям - приезжайте сюда в конце солнечного дня, чтобы увидеть и эффекты на витражах, и восхитительный босфорский закат.


18. Часы. Они тоже честные, без подвоха и новодельности.


19. Проходим через "приморский" зал к поездам.


20. Вокзальное здание окружает более поздний крытый выход с трёх сторон.


21. Оформление вокзальных касс (стёкла, рамы) - тоже старое. Как и у нас на Витебском. Молодцы!


22. А вот и эффекты босфорского заката внутри здания. К сожалению, фото их передаёт лишь частично - это надо просто видеть, вживую.


23. Вокзал тоже тупиковый, дальше поездам хода нет. Конечно же, в конце путей стоят обязательный Ататюрк. Но тут изречение уже другое.


24. С дальними поездами здесь намного лучше, чем на Сиркеджи - ведь вокзал обслуживает всю азиатскую Турцию, до самого Карса. Тут их достаточно много. Ну, конечно, не так, как на московских-питерских вокзалах, но всё же примерно половина от трафика, скажем, Киевского вокзала столицы. По моей примерной оценке.


25. Интересный девайс в самом конце тупика, у хвостового вагона.


26. Оглянемся назад, на Ататюрка и тупиковые буфера.


27. Через боковой выход можно прямо от поезда, не доходя до здания, выйти к берегу залива.


28. А вот вид на вокзал и этот выход (крайний справа) с пристани Кадыкёй.


29. Вагоны все покрашены однотипно, нет никаких отклонений от цветовой схемы, даже у фирменных экспрессов.


30. Экспресс на Анкару. Тут их два вида - дневные и ночные (спальные). Ночные выходят в 22:30 и около 7 утра приходят в турецкую столицу. Примерно, как и маршрут Москва - Питер.


31. Оглянемся ещё раз назад, на пылающие закатные эффекты.


32. Ну что же, возвращаемся обратно с платформы. Снова красивые закатные эффекты, через витражи.


33. Пройдём в зал ожидания, историческими интерьерами.


34. Всё сохранено как было, даже деревянные панели, двери, фурнитура. Видно, что они аутентичные.


35. Затем я пошёл смотреть расписания, и даже присмотрел себе подходящий поезд через всю страну. Вот, до Карса - ехать полтора суток, два световых дня и ночь. Есть и длинней поезд - 3059 км до Тегерана, с переправой ж/д паромом через озеро Ван. Это, как я понял, единственный международный рейс сейчас. Раньше были ещё и на Ирак по трассе Багдадской ж.д., и на СССР в Москву, через погранпункт Ахурян. От Карса до Ахуряна рукой подать. Возможно, и на Сирию (впрочем, в этом я не уверен).


36. А мы выходим обратно к босфорскому берегу, и любуемся на закат... Так что, приезжайте сюда именно на закате, тут очень красиво!


Продолжение следует.

0. Введение
1. Город котов и кошек
2. Российское генконсульство и турецкий "серп и молот"
3. На метробусе из Европы в Азию (видео)
4. Стамбул: колорит и характер города
5. Трафик босфорских паромов (видео)
6. Европейский вокзал Сиркеджи
7. Железная дорога по руинам Константинополя (видео)
8. Азиатский вокзал Хайдарпаша

паровозы, Константинополь, железные дороги, архитектура, Турция

Previous post Next post
Up