Есть в Стамбуле и азиатский вокзал, стоящий на восточном берегу Босфора - Хайдарпаша (Haydarpaşa). Он младше своего
европейского брата Сиркеджи на 20 лет, зато заметно его крупней. Собственно вокзал тоже проектировался немцами - Отто Риттером и Гельмутом Куно, и построен на искусственном насыпном полуострове, в 1906-1908 годах. С двух сторон его окружают пристани босфорских паромов, поэтому удобней всего туда попадать из центра города именно водой.
* * *
Вокзал Хайдарпаша - "сын" большого геополитического проекта под названием
Bagdadbahn. Это было то время, когда пассионарные немцы под водительством молодого кайзера Вильгельма II лезли буквально во все мировые щели, чтобы транслировать влияние своей державы и грамотно вкладывать средства Второго Рейха в перспективные проекты. Увядающая Османская империя, в отличие от империи Российской, в тот момент уже не имела сил строить крупные проекты сама, поэтому немецкая концессия была очень кстати - для того, чтобы соединить плохо связанные куски огромной страны воедино. И, если бы не Первая Мировая, быть бы Хайдарпаше имперским вокзалом с маршрутами поездов, которые сейчас звучат для нас экзотически - на Багдад, и далее к побережью Персидского залива; на Иерусалим, Медину, Дамаск и Каир (с пересадкой в Сирии на узкую колею). Но - не сложилось, и вокзал после распада империи стал занимать более скромную роль. Да, и так бывает в истории...
"Морской" фасад вокзала, со стороны Босфора
Вот карта, которая показывает, у какой линии вокзал Хайдарпаша должен был стать начальным пунктом. Красная - Bagdadbahn, фиолетовая - Хиджазская ж.д., которая вела на Аравийской полуостров, в Медину к святым местам.
2. Коли вокзал расположен на берегу пролива, давайте на него "приедем" водой. Это сделать очень легко - пришёл на пристань в европейской части города, нашёл маршрут, ведущий на Хайдарпашу, дождался рейса, нажал акбилем на турникет, занял месте на палубе и через 20 минут - мы на месте! Рейсы днём ходят часто, как бы даже не каждые 20 минут.
С водной глади Босфора вокзал виден хорошо, как приметный ориентир. Вон он возвышается, в левой части кадра.
3. Приближаемся. Как видите, вокзал вдаётся в море, окружён им с трёх сторон, а пассажирские пристани имеются с двух сторон.
4. В виду вокзала паром делает эффектный разворот, почти на 180 град., и вот мы причаливаем.
4a. Визуально вокзал смотрится массивно и даже несколько тяжеловесно.
5. Центральный фронтон с часами и эмблемой. В конце 2010-го крыша вокзала сильно горела, эффектные кадры пламени над берегом Босфора год назад обошли ж/д ресурсы, поэтому сейчас наверху идёт восстановление и реставрация.
6. А мы плавно подходим к "своему" причалу. Их тут несколько, назначением на разные пункты европейского берега - и северней Золотого Рога, и южней. Кстати, на этом кадре хорошо видна и доминанта св. Софии, вдалеке, на европейском берегу (слева). Когда-то этот легендарный константинопольский силуэт примерно в таком же ракурсе видели и разные варвары и азиатские захватчики, подходившие с армиями на азиатский берег Босфора.
7. Разумеется, у вокзала есть и свой паровоз-памятник, как и у Сиркеджи. Ну как же без этого?
8. И попутно - турецкая свадьба. Свадьба - это хорошо, увиденная по приезде на незнакомый объект она всегда несёт удачу. Обратите, кстати, внимание, что традиция наряда невесты - совершенно европеизированная, наряд открытый.
9. Тут же, у паровоза, и стенд с Отцом Турок. Если он где-то был, и что-то принимал/открывал, то значит, непременно увековечен.
10. Оглянемся назад, на другой берег небольшого заливчика у азиатского берега пролива. От главного фарватера Босфора нас тут отделяет длинный волнолом.
11. У "лицевого" причала находится какой-то павильон в восточном стиле, возможно, это бывшая султанская парадная пристань. В общем, я не выяснил.
12. Заходим внутрь?
13. Внутри вокзал оформлен чрезвычайно красиво. И что интересно - как и его европейский брат Сиркеджи, он абсолютно аутентичен в деталях. Часы, двери, окна - всё того времени, всё "честное". Это видно, не спутать с новоделом "под старину".
14. Конечно, оформление несёт печать belle epoque - ведь вокзал строился в 1906-08 гг.
15. Ещё один вид "приморского" зала.
16. Декор - эпохи модерн. Он хорошо ложился в ограничения османской эпохи, которая тогда была строго мусульманской.
17. Тут я понял, насколько нам повезло, что мы приехали сюда на закате. Эффекты от низкого солнца, находящегося ровно напротив морского фасада, были потрясающие. Вы увидите это и на последующих снимках. Так что рекомендация любителям - приезжайте сюда в конце солнечного дня, чтобы увидеть и эффекты на витражах, и восхитительный босфорский закат.
18. Часы. Они тоже честные, без подвоха и новодельности.
19. Проходим через "приморский" зал к поездам.
20. Вокзальное здание окружает более поздний крытый выход с трёх сторон.
21. Оформление вокзальных касс (стёкла, рамы) - тоже старое. Как и у нас на Витебском. Молодцы!
22. А вот и эффекты босфорского заката внутри здания. К сожалению, фото их передаёт лишь частично - это надо просто видеть, вживую.
23. Вокзал тоже тупиковый, дальше поездам хода нет. Конечно же, в конце путей стоят обязательный Ататюрк. Но тут изречение уже другое.
24. С дальними поездами здесь намного лучше, чем на Сиркеджи - ведь вокзал обслуживает всю азиатскую Турцию, до самого Карса. Тут их достаточно много. Ну, конечно, не так, как на московских-питерских вокзалах, но всё же примерно половина от трафика, скажем, Киевского вокзала столицы. По моей примерной оценке.
25. Интересный девайс в самом конце тупика, у хвостового вагона.
26. Оглянемся назад, на Ататюрка и тупиковые буфера.
27. Через боковой выход можно прямо от поезда, не доходя до здания, выйти к берегу залива.
28. А вот вид на вокзал и этот выход (крайний справа) с пристани Кадыкёй.
29. Вагоны все покрашены однотипно, нет никаких отклонений от цветовой схемы, даже у фирменных экспрессов.
30. Экспресс на Анкару. Тут их два вида - дневные и ночные (спальные). Ночные выходят в 22:30 и около 7 утра приходят в турецкую столицу. Примерно, как и маршрут Москва - Питер.
31. Оглянемся ещё раз назад, на пылающие закатные эффекты.
32. Ну что же, возвращаемся обратно с платформы. Снова красивые закатные эффекты, через витражи.
33. Пройдём в зал ожидания, историческими интерьерами.
34. Всё сохранено как было, даже деревянные панели, двери, фурнитура. Видно, что они аутентичные.
35. Затем я пошёл смотреть расписания, и даже присмотрел себе подходящий поезд через всю страну. Вот, до Карса - ехать полтора суток, два световых дня и ночь. Есть и длинней поезд - 3059 км до Тегерана, с переправой ж/д паромом через озеро Ван. Это, как я понял, единственный международный рейс сейчас. Раньше были ещё и на Ирак по трассе Багдадской ж.д., и на СССР в Москву, через погранпункт Ахурян. От Карса до Ахуряна рукой подать. Возможно, и на Сирию (впрочем, в этом я не уверен).
36. А мы выходим обратно к босфорскому берегу, и любуемся на закат... Так что, приезжайте сюда именно на закате, тут очень красиво!
Продолжение следует.
0.
Введение1.
Город котов и кошек2.
Российское генконсульство и турецкий "серп и молот"3.
На метробусе из Европы в Азию (видео)
4.
Стамбул: колорит и характер города5.
Трафик босфорских паромов (видео)
6.
Европейский вокзал Сиркеджи7.
Железная дорога по руинам Константинополя (видео)
8. Азиатский вокзал Хайдарпаша