После многочисленных просьб на форумах решил создать пост относительно съемки в ночном городе и обработке материалов на примере Ilford hp5+ и проявителя Kodak Xtol. Специфика фотосъемки в ночном городе (а это больше половины моих съемок за год) вызвала во мне интерес к данному вопросу, следствием которого были различные эксперименты. Не обошлось и без ошибок, поэтому представленный результат должен быть интересен тем, кто не хочет их (ошибки) повторять.
Ilford Hp5+, оптимальные для большинства случаев рецепты проявления в Xtol, перемешивание по RAE (есть на просторах великого инета такой человек, зовут его Александр, я лично встречался с ним несколько раз, спасибо ему за данный рецепт перемешивания, очень грамотное решение), без поддержания температуры в бачке, температура окружающей среды предположительно 20-30С.
В случае с iso 400-800 настоятельно рекомендую первые 5-7 минут использовать активную агитацию, для iso 1600-3200 та же рекомендация в случае с Xtol, разбавленным 1+3. Если говорить об агитации вообще, даже в случае с iso 6400, она не должна быть робкой, но при этом переусердствовать тоже не стоит, т.к. можно получить плохо тянущуюся картинку на выходе.
В любом случае, помните, что в ваших руках находится множество рычагов для получения необходимого именно вам результата.
Следует учитывать, что hp5+ сложно перепроявить, но недопрояв заметен и сказывается на отпечатке гораздо сильнее, поэтому это тот случай, когда лучше переборщить, т.е. ошибиться в +. Также следует помнить, что партии пленки различаются между собой, в т.ч. и по характеристикам эмульсии.
агитация по методу RAE
1 минуту - непрерывно;
2 минуту - каждые 10 секунд;
3 минуту - 2 раза;
4-5 минуты - по 1 разу;
далее - 1 раз на 7-ю минуту, на 10-ю минуту
далее по 1 разу каждые 5 минут - т.е. 15, 20, 25, 25, etc...
Должен отметить, что грамотной проявке должен предшествовать грамотный экспозамер. Многие меряют отраженный от кожи лица модели свет, опираясь на самые освещенные участки. Моя методика кардинально отличается от общепринятой (это касается замера в ночных городских условиях):
- замер по падающему свету
- если хотя бы 1/4 лица находится в тени, молочная полусфера поворачивается к источнику света таким образом, чтобы на нее попало от 1/8 до 1/4 площади яркого освещения
- если в тени находится >3/4 лица, то замер осуществляется принципиально без попадания яркого света на молочную сферу
- поправка +0,5-1 ступень на искусственное освещение
По моим наблюдениям, большинство жалоб на зерно с кулак или безумный контраст связаны с тем, что:
- неправильно производится экспозамер (см.выше)
- проявка производится в неразбавленном проявителе
- агитация проявителя без остановки и передышки (или около того)
- стартовая температура рабочего раствора > 20C
После многих опытов и ошибок я пришел к своей схеме проявки (обсуждалось неоднократно), которая очень хорошо укладывается в мою специфику съемки. В итоге я использую по большей части ilford hp5+ и Xtol в разбавлении. Должен заметить, что в каждом конкретном случае производятся небольшие изменения по концентрации, температуре, агитации для каждой конкретной пленки. Сосбственно, это и есть классический подход ч/б: уже нажимая на кнопку, ты представляешь то, что будет потом с этим материалом по всей цепочке.
Немного затрону тему вариаций температуры и концентрации проявителя.
Для примера возьмем iso 3200.
Начиная с этой чувствительности я использую уменьшение стартовой температуры (для уменьшения вуали). Стартую с 17,5С +/-
1+2 я использую, когда хочу получить более жесткий контраст (это зависит и от моего внутреннего отношения к теме, что я хочу показать зрителю).
В случае с чувствительностями 400 и 800 однозначно стоит использовать 1+2 (для 400 это почти закон), т.к. по номиналу нр5+ очень мягка. В случае с 6400 и 8000 - 1+3, при этом старт с 16С, в случае с 8000 агитация повышенная, дабы избавиться от чрезмерной вялости изображения.
Температуру в кайзеровском баке не поддерживаю, т.к. к тому времени, когда температура начнет расти (после 12-15 минут) раствор близок к истощению и уже не оказывает сильного влияния на эмульсию.
Вам наверняка понадобится график зависимости времени проявления от температурного режима:
Градусы:
68f = 20C
59f = 15C
Pull: для проявления hp5+@200 в стоке d-76 нужно проявлять пленку при t = 15С 8 минут
Примеры:
ilford hp5+@200 ilford hp5+ ilford hp5+@800 ilford hp5+@1600 ilford hp5+@3200 ilford hp5+@5000 ilford hp5+@6400 ilford hp5+@8000