Приполярный Урал. Сплав по реке Хулга. Часть 2 - Хайма-Ю

Dec 13, 2013 20:57

Первая часть нашего путешествия: Приполярный Урал. Сплав по реке Хулга. Часть 1 - Заброска

Сплав по притоку Хулги Хайма-Ю дался нам не легко, но зато мы поняли, что такое настоящая работа в команде.




1. Проснувшись утром следующего дня от барабанной дроби капель дождя по палатке мы начали думать о том, как нам строить катамараны. Часть строительного материала мы взяли с собой (это были доски, которые мы нашли, когда пересаживались на Урал), а часть (это каркас для катамарана) нам надо было найти в лесу. На том берегу, где мы разбили лагерь, подходящего строительного материала не нашлось - это были или кривые низкие березки или слишком толстые лиственницы. Решено было перейти вброд речку, чтобы поискать на противоположном берегу.
Идеальный материал для строительства рамы катамарана - сосна (не зря из неё делают мачты), но на противоположном берегу лес был исключительно лиственный. Пришлось довольствоваться тем, что есть.
  Для доставки бревен на противоположный берег мы придумали такую систему: привязывали веревку к бревнам и со стороны лагеря тянули их к берегу, а со стороны "лесопилки" отпускали веревку. Затем в обратную сторону, но уже без бревен. Таким способом мы без риска достаточно быстро переправили 20 стволов лиственницы. (да простят нас защитники леса)


2. Пока занимались переправкой бревен, я заметил, что вода в реке из-за проливного дождя стала резко подыматься. Мы поспешили закончить работу, чтобы осталась возможность перейти реку обратно. Сделать это удалось не без труда и болотные сапоги тех, кто шел с противоположного берега были наполнены водой.


3. Вот так выглядит собранная рама для катамарана. Она оказалась очень тяжелой, т.к. лиственница была сырая. К баллонам она крепится веревками. Сверху мы сделали настил из досок. В общей сложности постройка катамаранов заняла у нас 2 дня. Надо сказать, что я до этого никогда не видел катамаранов, а плавал исключительно на байдарках, поэтому думал, что так и должно всё быть.


4. Утро третьего дня порадовало нас солнечной погодой, мы начали собирать наш лагерь и готовиться к отплытию. На фото снизу катамараны уже с собранным настилом.


5.Катамараны спущены на воду, вещи загружены и закрыты тентом от водяных брызг. Обратите внимание на рыболовные ящики - мы на них сидели, когда плыли. Зачем-то мы прицепили сразу мотор. Потом, конечно же, мы его сняли до спокойной воды.


6.Горная река для наших тяжелых и груженых катамаранов оказалась неподвластной и мы с первых же метров обнаружили, что катамараны неуправляемые, как бы мы не гребли.


7. На первом же небольшом пороге катамаран со старшими участниками команды сел рамой на камень.


8.Этот же порог, вид сверху. Второй катамаран пришвартовался в 20 метрах до засевшего катамарана.
После часа раздумий мы разгрузили вещи и веревками притянули засевший катамаран к берегу. Второй катамаран мы решили сплавить по свободному от камней фарватеру правее засевшего.


9. Однако, второй катамаран, ввиду своей массы, не смог дотянуть до спасительного фарватера и засел на том же самом месте. Его так же разгрузили, притянули к берегу. Решено было обнести порог по берегу. Удалось нам это не без труда, т.к. берегом была практически отвесная скала.


10. Пока мы разгруженные катамараны перетаскивали вдоль берега, пока загружали их обратно - дело уже начало близиться к вечеру и надо было вставать лагерем, тем более участники команды уже изрядно проголодались. Лагерь разбили на правой стороне реки практически сразу же за злополучным порогом.


11.Утром четвертого дня с начала постройки катамаранов я встал пораньше, чтобы запечатлеть интересные облака. Решено было на этой симпатичной стоянке остаться на день. Примерно с этого места начали нам встречаться кедры и я набрал шишек. Они были ещё зелёные и мы кидали их в костер, чтобы достать из них орехи. В ближнем леске набрали ягод (черника, голубика, морошка) для компота.


12.На пятый день загрузили вещи и тронулись в путь.


13. Плыли мы по технике "тараканы в унитазе": т.е. если нам на пути встречалось препятствие, то обрулить его в большинстве ситуаций не представлялось возможным и мы или врезались в него, или нас закручивало и мы ехали или боком или задом.


14. Старшим не повезло и они сели на огромный булыжник:


15. Мы так же несколько раз садились на камни, врезались в берег и в конечном итоге все эти препятствия не прошли даром для наших катамаранов. Несколько километров спустя наша команда обнаружила, что из шкуры торчат баллоны. Решено было встать лагерем, чтобы посмотреть повреждения и устранить их. Когда мы перевернули катамараны, наши худшие опасения оказались оправданы:


16. Последующие 4 дня мы стояли лагерем и зашивали шкуры наших катамаранов. Занятие это довольно непростое и тяжелое. Хорошо, что у нас с собой были большие иглы и прочные капроновые нитки. Зашивать катамаран одновременно могут только двое человек. Остальные в это время занимались ловлей рыбы, собирательством ягод, грибов, шишек и охотой. Ниже на фото -  хариус:


17. Урожай шишек был неплохой.


18. На второй день стоянки мы встретили группу туристов на более современных катамаранах. Они посмеялись над нашей палубой, спросили: "Зачем такая вам? Чтобы танцевать?".
Их катамараны опережали наши в развитии на несколько десятков лет:


Мы рассказали им о своих злоключениях и об 11-ом участнике, который стартовал раньше нас.

Туристы переглянулись и рассказали, что когда их на то же место, что и нас привёз вездеход, то к ним в буквальном смысле из леса вышел человек и рассказал, что он отделился от группы заброски и на лодке поплыл один вниз по течению.
Не справившись с лодкой он налетел на камни и порвал один из баллонов. Лодку он оставил на берегу около устья Хайма-Ю на видном месте, а сам пошел обратно пешком с рюкзаком. Хотел дойти до марганцевого карьера, но тут ему подвернулась удача в виде вездехода и обратно он уехал с ним в Инту.
Мы обменялись приметами и оказалось, что это наш товарищ. Мы до сих пор не понимаем, где разминулись: река ведь узкая и сложно не заметить друг друга...

На следующий день мы с другом решили сходить в разведку и посмотреть где лежит лодка.

19. По пути к устью:


20. Пройдя 8 км мы обнаружили его лодку и плащ, обмотанный вокруг дерева.
Для нас он оставил внутри ещё бутылку водки. Мы спрятали лодку в лесу, отметили точку на GPS-навигаторе и пошли обратно в лагерь. По пути подстрелили глухарку.


21. К следующему дню мы уже зашили наши катамараны и решили стартовать. Перед нами был непростой 2-х километровый участок реки, который нам надо было пройти. На нём река разливается на много рукавов и некоторые протоки мелеют на столько, что становятся глубиной по щиколотку.
Наш катамаран. Обратите внимание на деревянный транец для мотора из досок:


22. На мелях мы спрыгивали с катамарана и проводили его вручную между камней:


23. Когда становилось совсем мелко, мы на "раз-два-взяли!" приподымали его на 20 см и продвигали вперед. И так шаг за шагом. Кстати, приподнять груженый катамаран можно было только всем вместе. Поднять его было невозможно:


24. Где-то приходилось вручную углублять русло:


25. И когда казалось, что уже всё прошли, что разлив реки позади, нас ожидала такая вот неприятность (на фото ниже). Мы опять разбили лагерь и открыли "кружок кройки и шитья". У нас закончились нитки и нам пришлось использовать леску-плетенку и распускать веревки.


26. Простояв лагерем ещё 3 дня мы трогаемся в путь.


27. Но не тут то было. При отплытии у катамарана старшей части команды опять рвётся одна из шкур. Устраиваем совещание часа на 2 и решаем, что оставшиеся 3 км до Хулги мы пройдём пешком с необходимыми вещами и порванной шкурой, разобьём там лагерь и на следующий день зашьём пробоину, вернёмся к катамаранам и сплавим их к лагерю налегке.


27. Ночуем в устье. На утро решаем переправиться на другую сторону - там более удобная стоянка. Переправляем вещи и команду с помощью одноместной лодки и веревки:


28. Не всем удалось переправиться на тот берег по-сухому:


29. Шкуру оперативно зашили, благо пробоина была только на ней одной.
Мы вернулись к катамаранам, привязали шкуру, накачали, спустили их на воду и сплавили до устья к нашему лагерю.


30.


31.

Пока готовился ужин мы сходили за спрятанной в лесу лодкой отделившегося участника.

Спустя почти 2 недели после заброски мы наконец-то выплыли к Хулге. Хайма-Ю была пройдена.

У нас была небольшая проблема: закончились практически все продукты.
Осталось только: соль (20 кг) - мы её брали для засолки рыбы, подсолнечное масло, лук, специи и мука.
Сахар, чай, сладости, тушенка, сгущенка, крупы, макароны, кофе и пр. давно закончились, т.к. по графику мы должны были уже были подходить к точке выброски.

А нам надо было ещё пройти Хулгу...

Приполярный Урал, Хайма-Ю, Водный туризм, Хулга

Previous post Next post
Up