О трёх путях общественного транспорта Петрозаводска

Mar 14, 2021 05:29


Это длинный и скучный пост без картинок, сделан как комментарий к этой статье .

В городе Петрозаводске сложилась достаточно грустная ситуация и честно говоря это напоминает лебедя, рака и щуку.

1. Насчет отсутствия дублирования троллейбусов автобусами не согласен полностью. Да, они не задублированы на 100%, но основной пассажиропоток выбирается очень хорошо. Тем более что автобусы идут перед троллейбусами за 2-3 минуты. Маршруты? Вот они.

Т1-А12 (который вновь вернули на старую трассу до Кемской)

Т3-А3

Т4-А25/А19/А26

Т5-А21/А22

Т8-А27

Т6 только пожалуй яркого дублера сейчас не имеет.



Троллейбус держится пожалуй за счет цены, а также за счет социалки (школьники/студенты), которую нужно перевозить и она дает немалый пассажиропоток. Петрозаводск - город студенческий (в одном только ПетрГУ около 5-6 тысяч студентов). Ну и еще троллейбус спасает, на мой взгляд определенный общественный консенсус. Это такая в достаточной степени "неотъемлемая от города священная корова" для горожан и образец стабильности на протяжении несколько поколений. Если в 1990-е и 2000-е без троллейбуса физически город бы не выжил, то в 2010-е каждый новый мэр и каждый новый губернатор заикался о необходимости убрать троллейбус с улиц города и в ответ получал достаточно негативный общественный резонанс от очень большой части населения. Наверно поэтому в Петрозаводске троллейбус еще существует, пусть даже и в таком виде. Просто потому что отношение к нему у значительной части населения, немного больше, чем просто к транспорту. Кстати к автобусам в этом плане отношение прямо противоположное, потому что и сейчас и 25 лет назад и даже 50 лет назад они постоянно ходили с перебоями или с хронической нехваткой подвижного состава. Ну отброшу эту лирику про общественное мнение и перейду к нынешним проблемам.

2. Сверхприбыльные маршруты есть! Это на мой взгляд А17, А14, А25, А19, А9 и наверно А26 за счет сменяемости. И в принципе такой вещью как перекрестное субсидирование оно более-менее поддерживается в том состоянии, в котором оно сейчас. Т.е. прибыльные маршруты компенсируют все остальные отдаленные районы. Долго оно так будет - вряд ли. Насчет сверхприбыльных маршрутов автобусов А17 и А14 (до Тяжбуммаша) вполне прекрасно могут обслуживаться ТУАХами.

3. Черный нал. После ввода терминалов по моим оценкам от 50 до 70% населения оплачивает проезд картой (Карелия стабильно в топ-5 регионов по доле транзакций безналом, гуглим статистику ЦБ), причем даже попытки отложить (кроме Питеравто есть еще 5 маршрутов, которые с ними не связаны А3, А9, А20, А25, А26) внедрение безнала просто обернулись падением пассажиропотока и эти перевозчики также достаточно быстро подключили безнал, потому что стали терять пассажиров. Поэтому говорить что оно вот всё такое черное, я бы не стал, потому что деньги, которые прошли по эквайрингу уже видит ФНС.

4. В городе есть утвержденная КСОДД, но даже мероприятия по дорожному движению начали возвращать взад ("спасибо" отмене запрета на совмещение автомобильных и пешеходных фаз), какие-то вещи (платная парковка) даже дальше попыток разговора не заходит, потому что вызывает лютую ненависть автомобилистов, а эта категория людей традиционно достаточно шумная в инфополе. Как и разговор о выделенке на Чапаева и другие мероприятия по общественному транспорту даже в общем-то не поднимались. Что удалось реализовать по КСОДД, так это восстановление и ремонт созданных в 1980-90-е годы велодорожек (особенно сильный вклад внесла велодорожка Древлянка-Центр вдоль реки Лососинки). В городе достаточно активное велодвижение (видимо с оглядкой на Петербург и Финляндию) и велосипедистов достаточно много (даже зимой их видно), несмотря на упоминание о климате и несмотря на отсутствие сети велодорожек. Примерно 70% велосипедистов для поездок использует тротуары, а не проезжую часть, что естественно не радует пешеходов.

5. Пешком по Петрозаводску ходить очень грустно. Даже в центре немало перекрестков где пешеходных переходов нет, а движение автомобилей достаточно активное и при этом сбив пешехода водитель остается юридически прав (знак "Уступи дорогу" и больше ничего).

6. Можно конечно Петрозаводск превратить в образцово-показательный Челябинск и предложить всем ездить на авто, но все влажные мечты автомобилистов упираются в две больших проблемы. Первая - на строительство развязок, подземных и надземных переходов денег тупо не будет даже у республики. Вторая - все это строить негде, здесь Петрозаводску повезло (или с точки зрения ярых автомобилистов не повезло трижды: во-первых центр города массово отстраивался в 1950-е и имеет жутко узкие улицы, во-вторых в центральной части города очень мало деревянной или другой малоценной застройки, которую можно расселить, снести и превратить в парковку, а та застройка которая есть, это либо расселение сотен жителей, либо объекты культурного наследия регионального значения, либо (что чаще всего) и то и другое одновременно. В-третьих расширение за счет газонов было почти полностью использовано в 2000-е и резерва под парковку уже нет.

7. После ковидного локдауна весной-2020, когда в Петрозаводске на 1,5 месяца остановился полностью общественный транспорт, и мною было замечено, что произошел просто всплеск автомобилизации, который я не видел наверное года с 2004-2005 (появление ОСАГО и подешевевшие автокредиты). Просто очень много тех, кто ездил общественным транспортом и внезапно оказался без него стали учиться на права и покупать машины. Если сравнить зиму 2020-2021 и зиму 2019-2020, то всплеск заторов просто колоссальный.

8. Итог. Имеем клубок проблем

1) Чахнущий троллейбус с разваливающейся инфраструктурой и ПС, который прикончить нужно иметь достаточно сильную политическую волю, потому что закрытие вызовет новый виток проблем уже в социалке.

2) Всплеск автомобилизации после локдауна и как следствие отток населения с ОТ.

3) Обеление денежных оборотов автобусников, что повысило их затраты. При этом поднять тариф с одной стороны мешает троллейбус по 25 рублей, с другой таксисты, которых после локдауна стало больше и возить они стали дешевле.

4) Невозможность, даже при наличии финансов удовлетворить хотелки автомобилистов (негде строить развязки/парковки).

5) Стабильное ухудшение пешеходных перемещений.

6) Некоторое улучшение в велодвижении.

9. Что нужно делать?

1) Найти деньги, много денег. Бесплатно это уже не вылечить. Даже в Архангельске пришли к этому пониманию.

2) Политическая воля. Чтобы тут не начинать делать - попадешь на достаточно негативный настрой какого-либо из слоев общества. Автомобилисты/велосипедисты/перевозчики/пассажиры/сторонники озеленения и сохранения культурного наследия и их противники.

3) Закупка нескольких десятков ТУАХов и организация движения на прибыльных маршрутах типа А17 или А14

4) Модернизация КС троллейбуса (есть в КСОДД)

5) Замена автобусов на низкополы типа МАЗ-206 и Газель-Сити. Переходить на большой класс это будет дорого. Все основные районы города охвачивает троллейбус, а остальной пассажиропоток охватывать большим классом раз в 40-90 минут это уже как-то не очень.

6) Выделенки со штрафами. Лососинское-Лесной-Чапаева-Шотмана, Комсомольский-Красноармейская до Гоголя (тут даже белгородский вариант можно попробовать), Ключевское.

7) Запрет парковки на Октябрьском, Первомайском и Куйбышева. Реальный со штрафами, эвакуаторами.

8) В любой новой реконструкции или строительстве закладывать велодорожку (не в стиле "ведро краски на тротуаре или проезжей части", а реальную с обслуживанием в т.ч. и зимой). Так делают в Великом Новгороде сейчас.

9) Пересмотр схем движения автотранспорта. Я не автомобилист, но вижу идиотизм и возможность исправления в районе площади Кирова. Там нужно сделать двухстороннее движение по северной части площади, что позволит разгрузить Правды, Пушкинскую, Куйбышева и другие улицы, потому что проезд с Карла Маркса или ул. Кирова на Ригачина это та еще круговерть без светофоров по запаркованным закоулкам типа Титова или проползание по запаркованной Пушкинской или Куйбышева. А ведь это поток с Лососинского шоссе на Ригачина и с Варкауса на Ригачина.

10) Больше пешеходных переходов в жилой застройке и их создание в нежилой. Отсутствие пешеходных переходов на Онежской Флотилии, Заводской, Шуйском шоссе это возникновение острой необходимости работающих в этих промзонах работников, потому что зачем нужен общественный транспорт, если к нему невозможно перейти дорогу?

11) Платная парковка в центре. Но сначала надо начать делать первые 6-7 пунктов, иначе парковка будет воспринята как дополнительный налог и отменится и забудется на несколько лет. Если надо бить кнутом, то нужно давать и какой-нибудь пряник. Если пряником будут ТУАХи, скоростные стрелки, низкополы, выделенки - это одно. А если это будет то, что сейчас, то этим пряником уже будут бить хозяина кнута.

Previous post
Up