Неожиданную статью опубликовала одна из сотрудниц пресс-службы СЗФК. Начал писать ответ на нее и получился довольно большой текст, который я решил разместить в ЖЖ.
Добрый вечер!
Мне кажется, что не совсем корректно использовать для критики самую искаженную онлайн-ресурсом информацию. Можно, я попытаюсь прокомментировать и саму и информацию, и критику по поводу нее.
Для начала: я, Виктор Петров, исполняю обязанности руководителя Мурманской областной общественной организации «Кольский центр охраны дикой природы» (далее - КЦОДП). Михаил Рыжов является членом нашей организации. В другой областной общественной организации - «Кольском экологическом центре» - Михаил отвечает за работы по поддержке создания национального парка «Хибины» - так что, наверное, может быть назван одним из руководителей. Но я сомневаюсь, что Михаил, с которым я нахожусь в дружеских отношениях, стал бы, распространяя какую-либо информацию, «занимать» мое место.
В информации на портале online47.ru мне не нравятся еще две фразы. Я бы не называл действия «Северо-Западной Фосфорной Компании» «варварскими». Скорей бы назвал их или «исключающими создание национального парка», или, даже более точно, «ведущими к существенному снижению природоохранной и туристской ценности Хибин». Видимо, журналисту готовившему новость, потребовалось хлёсткое слово.
И, конечно, совершенно нелепо звучит фраза про то, что КЦОДП - «организация, которая несет основную тяжесть борьбы за сохранение Хибин». Есть еще Всемирный фонд дикой природы - WWF - организация, благодаря которой рассмотрение вопроса перешло на федеральный уровень. Есть упомянутый «Кольский экологический центр», в котором деятельность по поддержке создания национального парка «Хибины» является одним из основных направлений работы уже не первый год. Есть лаборатория флоры и растительности Полярно-альпийского ботанического сада-института, сотрудники которой не меняют своего мнения о природоохранной ценности Хибин в зависимости от конъюнктуры. Есть десятки людей, перечисляющих деньги «Кольскому центру охраны дикой природы» специально на создание национального парка, не смотря на то, что мы попросили не делать этого, поскольку, если будет построена промышленная дорога через Умбозерский перевал, национальный парк станет бессмысленным и собранные деньги придется возвращать. Есть сотни людей, пишущих в различные инстанции письма с просьбой не строить дорогу через Умбозерский перевал, готовых помочь сохранению Хибин любым законным способом и постоянно спрашивающих нас: «Чем еще можно помочь?». Спасибо всем им огромное! И есть некоторое количество людей, которые говорят: «Извините, я по своей должности (или общественному положению) не могу поддержать вас, но вы правы, и я считаю, что самый экономически выгодный для «Северо-Западной Фосфорной Компании» вариант дороги недопустим для сохранения ценности Хибин. Спасибо и им, они подтверждают, что мы на верной позиции.
Это то, что касается информации на портале online47.ru. Теперь о приведенной критике по поводу нее.
1. Формулировка «…в Хибинах участники спора приблизились к компромиссу…» может быть, как я полагаю, вызвана двумя фактами.
Первый: 6 ноября я, по моей собственной просьбе, беседовал с Сергеем Геннадьевичем Федоровым и Владимиром Яковлевичем Куницким. Посыл моего разговора был следующий: поскольку мы, протестующие против дороги через Умбозерский перевал, практически проиграли (шанс, что удастся спасти Хибины от этой дороги, исчезающе мал - к сожалению, известна позиция многих официальных лиц, от которых это решение зависит, и она - в пользу экономии СЗФК), не согласитесь ли Вы на следующие уступки. Во-первых, заузить дорогу и использовать ее неполный год, чтобы не исключать хотя бы зимний туризм, а в летнее время - использовать только часть дня. Во-вторых, обратиться в Минприроды РФ, чтобы национальный парк был создан раньше, чем будет строиться дорога, чтобы это строительство было подконтрольно национальному парку. К сожалению, мне указали на явную глупость моего предложения: даже если складировать полгода руду рядом с рудником, дорога должна функционировать, чтобы завозить рабочих на рудник. Беседовали мы дружественно и, как мне показалось, со взаимным уважением и пониманием позиций друг друга, но расстались с формулировкой, что «к сожалению, остаемся на старых позициях». Сомневаюсь, что это можно назвать «приблизились к компромиссу».
Второй: это то, что на последней рабочей группе первый заместитель губернатора Алексей Михайлович Тюкавин сказал, что в обоснование промышленной дороги через Умбозерский перевал приведены серьезные доводы, хотя призвал не торопиться с выводами. Вероятно, это действительно называется «приближением к компромиссу», если учесть, что в составе рабочей группы почти не осталось тех, кто возражает против этого варианта дороги.
2. «…При правительстве Мурманской области создана специальная рабочая группа по решению проблем, возникающих в ходе создания национального парка «Хибины»…». Официальное название рабочей группы - «по рассмотрению возможности размещения объектов инфраструктуры ЗАО «Северо-Западная Фосфорная Компания» на территории планируемого к созданию национального парка «Хибины». Мне кажется, даже название отражает, что рабочая группа занимается не разрешением проблем при создании национального парка, а изысканием возможности разместить на его предполагаемой территории промышленную дорогу. Это и было одной из основных причин выхода КЦОДП из состава рабочей группы. А проблемы, помимо дороги, есть и существенные, тоже угрожающие Хибинам: недаром предполагалось зарезервировать территорию для создания парка в 2012 году. Только вот под предлогом работы «рабочей» группы отложили.
3. «А ведь это стоит денег. И немалых! С трудом верится, что у общественников КЦОДП есть такие деньги. Ну да ладно, и так ясно, что за акцией борцов-одиночек стоят совсем другие люди». Не буду спорить. Я предлагаю любому, уверенному в этой цитате, проверить финансовую отчетность КЦОДП. Чтобы быть уверенным, что я не подтасовал ее для такой проверки, я предлагаю сделать это внезапно, хоть завтра с утра. Я обещаю показать даже «неподотчетный» учет финансов - например, перераспределение денег между программами. И готов показать свои семейные финансовые записи, хотя тут я ничем не смогу доказать, что не сижу сейчас и не подтираю в них огромные поступления денег.
4. «Рыжову не выгодно говорить правду о том, что идет только выбор трассы для строительства дороги, если можно соврать?» Мне одному кажется, что инженерно-экологические изыскания по единственному варианту - это не совсем «выбор трассы». И если предполагается в 2014 году запустить рудник и дорогу, а инженерно-экологические изыскание по единственному варианту трассы велись почти год и будут закончены только весной 2013 года, то о каком выборе трассы может идти речь? Если дорогу через Умбозерский перевал даже признают в мае 2013 года не оптимальной, для проектирования другого варианта просто не будет времени. Так что все слова про «выбор варианта» - это только попытка успокоить тех, кто обеспокоен угрозой для Хибин, дать возможность официальным органам отвечать на запросы отписками, за которыми не стоит реального содержания.
5. «А «Северо-Западная Фосфорная Компания» … предлагает современные цивилизованные подходы к решению задачи - с сохранением всех видов редких растений и их популяций за счет строительства специальных мостов и переходов... В любом случае, наличие хорошей дороги уже не позволит гонять, где попало, и уже одно это спасет многие виды от уничтожения.» Я очень прошу - прежде чем писать подобный тезис в следующий раз, обратитесь, пожалуйста, ко мне. Я помогу сформулировать правильно те меры, которые можно предпринять для сохранения редких видов таким образом, чтобы это не вызывало недоуменного смеха не только у специалистов, но и просто у думающих людей. К сожалению даже правильно сформулированные меры не позволят компенсировать того ущерба, который будет нанесен природе строительством промышленной дороги через Умбозерский перевал.
6. «Если бы проблема была столь простой и однозначной, она давно была бы решена. И не Рыжовым сотоварищи, а Министерством природных ресурсов, у которого эта тема на особом контроле.» Мне кажется, что если бы не Михаил Рыжов, эта тема не была бы на особом контроле в МинПрироде. И уже хотя бы за это нам стоит быть Михаилу благодарным.