Ну, довольно очевидно, имхо. Толкин, как добрый католик, в отношении Торина к Аркенстону показывает, как действует страсть. И да, дело не в цене (тут было бы сребролюбие - всем известная национальная черта гномов), а покруче - идолопоклонство. Бильбо показан свободным от этого дела и - это уже, скорее, акцент ПиДжея - стремящийся, помимо прочего, помочь другу освободиться от этой страсти. Собственно, у Толкина это тоже есть - не зря ведь хоббит, отдав камень, возвращается обратно к гномам. Можно ли на это смотреть, как на предательство? Да, конечно. Родители, отправляющие сына-наркомана на лечение, тоже такими выглядят в его глазах, особенно поначалу. Все зависит, думаю, от точки отсчета. Как-то так.
Спасибо! Но я как-раз пытался перевести мысль на немного иные рельсы и сказал, что поступок Бильбо можно было бы понять, если бы речь шла просто о камне. Но для Торина это не просто камень, в том и дело. Когда мать волнуется о своём пропавшем ребёнке и места себе не находит, можно ли говорить, что она во власти страсти, что она сделала из ребёнка фетиш? А давайте этой матери поможем избавиться от этого фетиша, мы то от него свободны, нам раз плюнуть. Будем героями, как Бильбо)
Я ниже написал уже про это. Попробую поподробнее - возразить. Мне не кажется эта аналогия удачной. Прежде всего потому, что камень - не ребенок. Он камень. Об этом полбиблии, наверное, еще и ВЗ. Более всего вспоминается Исаия, но там много и других мест
( ... )
Не дописал: мы способны сотворить себе идола из чего угодно (и, кажется, делаем это почти непрерывно), в т.ч. и из любой духовной ценности. Аскетика - она же, по большому счету, имено об этом - об освобождении от них. Накануне Великого поста (для православных, у католиков он уже идет вовсю) это очень своевременные размышения. Спасибо!
В качестве альтернативы Вашему примеру матери с ребенком (я не уверен в его справедливости совсем, но пусть) даже и ВЗ нам предлагает Авраама с Исааком на горе Мориа. Ну, а НЗ - Ин, 3:16, и это - основа основ. Для Толкина, во вс.сл.
Я, кстати, тоже не буду держаться за пример с матерью и ребёнком "до конца", это больше игра ума, чем некое глубокое убеждение. Но толчком к рассуждению послужило именно это: а что если Торин совсем иначе относился к Аркенстону (нежели мы привыкли в "классическом толковании" данного эпизода), а Бильбо этого не понял, поскольку опыта таких чувств в его жизни просто не было?
Хотя, в целом, я это могу понять - попытку увидеть ситуацию (неважно, реальную или придуманную) глазами участника, изнутри. Выйти из позиции 'сверху' и войти в ту пространственную/временную/психологическую/какую хотите еще ограниченность. Это, в моем опыте, очень бывает полезно для более глубокого понимания ситуации. Однако, если не вернуться обратно, то неизбежно становишься заложником этой ограниченности, принимаешь какую-то из сторон как свою, и... вендетта продолжается в бесконечность.
А тебе не кажется, что чувства Торина, с родни чувству Феанора. Профессор весьма последователен в понимании добра и зла. И да, гномы весьма противоречивы в его восприятии. И наверно именно по этому они мне так же близки.
А по-моему поступок Бильбо спровоцирован колечком. Прыжок в Ородруин начинается с малого шага. Смеагорл тоже не сразу Горлумом стал, долго над собой работал.
Comments 10
Ну, довольно очевидно, имхо. Толкин, как добрый католик, в отношении Торина к Аркенстону показывает, как действует страсть. И да, дело не в цене (тут было бы сребролюбие - всем известная национальная черта гномов), а покруче - идолопоклонство. Бильбо показан свободным от этого дела и - это уже, скорее, акцент ПиДжея - стремящийся, помимо прочего, помочь другу освободиться от этой страсти. Собственно, у Толкина это тоже есть - не зря ведь хоббит, отдав камень, возвращается обратно к гномам. Можно ли на это смотреть, как на предательство? Да, конечно. Родители, отправляющие сына-наркомана на лечение, тоже такими выглядят в его глазах, особенно поначалу. Все зависит, думаю, от точки отсчета. Как-то так.
Reply
Но я как-раз пытался перевести мысль на немного иные рельсы и сказал, что поступок Бильбо можно было бы понять, если бы речь шла просто о камне. Но для Торина это не просто камень, в том и дело.
Когда мать волнуется о своём пропавшем ребёнке и места себе не находит, можно ли говорить, что она во власти страсти, что она сделала из ребёнка фетиш? А давайте этой матери поможем избавиться от этого фетиша, мы то от него свободны, нам раз плюнуть. Будем героями, как Бильбо)
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment