"..придирки к флоре и фауне категорически не принимаются, не принимаются придирки к структуре сюжета, не принимаются вообще никакие придирки к фильму. Господа, на сегодняшний день это лучшее, что когда-либо создавалось."
(С) Тяга к прекрасному меня когда-нибудь погубит. Факт.
Прочитал несколько рецензий на "Аватар". И знаете - стало любопытно. И я изменил. Принципам, собственным установкам, нарушил многократно дававшиеся самому себе обещания. Взял и посмотрел блокбастер. Очередной. Ну, "Аватар" этот.
На рецензию, как процитированый автор, я не замахнусь, пожалуй. Но фильм - очень зацепил. Очень. Прогресс кинематографа - он не просто бросается в глаза. Он их слепит. "Вот как надо!" - говорит нам авторский коллектив фильма. И правда. Нафига все эти актёрские работы? Сценарии? Режиссура? В мировой литературе всего 36 сюжетов, а тут - кино. Проще надо. И народ - потянется. А потом - протащится. Ну, мы с женой натурально протащились.
Прекрасны образы главных героев, в основном - полным отсутствием таковых образов. Прекрасны, потому что не отвлекают от картинки.
Отрицательные персонажи.
Полковник - классический герой комикса, "плохой парень с бицепсами". Выступает в двух ипостасях - "сержант в казарме" из пародии на фильмы про армию, и лишённый головного отсека злой робот-трансформер с ножиком. Олицетворяет милитаризм. Готов уничтожить всё живое, просто потому, что он так любит.
Представитель Корпорации. Эксплуататор недр, беспринципен, лишён идеалов. Что не забывает подчеркнуть во время каждого своего появления в кадре. Ради денег готов на всё, вплоть до уничтожить всё живое.
Массовка. Сборище агрессивных зомби, обменивающихся репликами классических армейских дедов. Готовы уничтожить всё живое, если прикажут.
NB! Периодическое мелькание в кадре афролюдей среди массовки "плохих" - выглядит неполиткорректно!
Положительные персонажи.
Женщина-учёный. Очень политкорректный персонаж, уравновешивает злых чернокожих зомби из массовки. Классический учёный-фанатик, курит, что несколько сглаживает её выпирающую положительность. Любит всё живое и страстно изучает. Не любит полковника, его зомби и Корпорацию в лице её представителя, на деньги которого изучает всё живое.
Девушка-вертолётчик. С большим бюстом и в чёрных очках. Тоже, как выясняется, всё живое любит больше, чем стрелять.
Главный Герой. Десантник - инвалид, пострадавший чреслами за Отечество. Прикованый к креслу, но от души отрывающийся, управляя телом своего Аватара. Прекрасная сублимация образа среднего кибердрочера, прокачавшего своего персонажа до какого-нибудь 12 уровня в какой-нибудь виртуальной бродилке с приключениями.
Аборигены. Очень прекрасные трёхметровые синие человечки с хвостами, как у Мумми-тролля. Красиво прыгают по деревьям, стреляют из луков, и катаются на красивых зелёных птеродактилях и лошадках-нектарницах. Очень близки к природе, особенно к Главному Дереву.
Авторы фильма настолько заботятся о зрительском восприятии, что никаких полутонов вообще не допускается - либо всё серо-железное и всех убить, либо разноцветное с крыльями, и всех любить, но супостатам - ататат! Ничего не мешает наслаждаться картинкой, следить за исполнением фигур высшего пилотажа на птеродактилях, и переживать за судьбы аборигенов, на лицо ужасных, добрых внутри.
Некоторые нарекания вызвала сцена совокупления Главного Героя со своей избранницей. Жена утверждала, что если хвостами не сплелись - то и никакого секса не было. Но это и правильно, поскольку фильм несёт в себе огромный воспитательный потенциал и предназначен самому юному зрителю, а ему ещё рано разбираться в паттернах сексуального поведения аборигенов Пандоры.
Очень жалко Женщину-учёного, коварно умерщвлённую злым Полковником в процессе похищения повстанцами казённого рабочего блока. Но с другой стороны, ничто так не стимулирует на решительные действия и оседлание Большого Оранжевого Птеродактиля с целью объединения всех племён и кланов для народно-освободительной Войны, как смерть лучшего друга от рук врагов.
В общем, сюжет проработан очень быстро и профессионально. Корпорация - разграбление Ископаемых - злые милитаристы - добрые аборигены, которых выгоняют - убили Кенни Женщину-учёного. И - в качестве мести - кровопролитная Битва, в которой Хорошие побеждают Плохих ценой потерь, но всё равно.
Неискушённый зритель возмутится - мол, эти все Вечные Ценности жевали, переваривали и опять скармливали аудитории все, кому не лень. Где Hовое Cлово? Где Откровение? Ну, как-то так.. Зато! До логического завершения доведён момент предательства своих во имя других. И это логично. Поскольку свои - очень плохие, что авторы нам демонстрируют не жалея чёрной краски, а чужие - наоборот, хорошие, и совершенно неважно, что они с хвостами и в синюю полосочку. Зато любят природу. Поскольку однозначность и прямолинейность персонажей превосходит все мыслимые пределы - пофиг, что родная планета остаётся без энергоносителей и обречена, зато Главный Герой переселился в свой хвостатый Аватар, и счастлив начать новую жизнь на дереве.
Главное - не оставлять никаких сомнений и лазеек для чуждых нам рефлексий. Сказано - эти - плохие, а эти - хорошие. И сиди, жуй попкорн, сопереживай.
А то взяли моду..
В Гарриссоновской "Неукротимой планете" Язон хоть и пошёл против своих с чужими, но в итоге "родные планеты они помирили, и жители их не забыли". Всё хорошо для всех закончилось, и плохие провели работу над ошибками.
Последний самурай Томас Круз, злобно убитый своими же техногенными соотечественниками из пулемёта, роняя меч, как бы говорит нам - берегите природу, аутентичные культуры и звоните родителям, хотя бы иногда. Но трагические концовки были неоднократно осуждены, как поселяющие грустные мысли в неокрепшие умы, а Камерон сотоварищи рисуют нам прекрасное полотно торжества Идеалов.
Некоторые начнут придираться, мол, неувязки сплошные, и нахрена аборигены привечают Аватары пришельцев, делясь с ними сокровенным знанием, зная, что те чужаки, и прочая фигня. Но такую нетривиальную, сложную сюжетную линию без неувязок никак не раскрутить. Поэтому предлагаю - может, вообще вместо сюжетов дурацких показывать в кино анимированые лозунги? Северных корейцев в качестве консультантов привлечь, как последних из оставшихся специалистов.
А фильм - да, прекрасный! И синие человечки, и птеродактили, и лошадки очень трогательные. Даже Злобная Боевая Шестиногая Жужелица в конце осознаёт свою неправоту, и уходит на фронт добровольцем. Очень всё красивое, шустрое, ярких расцветок. Не фильм, а просто гимн 3D анимации. И идеологически очень выдержан, заостряет нужное и отсекает лишнее. Сходите обязательно. На большом экране оно особенно должно впечатлять. ))