Методологические основы культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками

Apr 23, 2013 17:29

Вопрос о методологической основе культурно-воспитательной деятельности необходимо рассматривать с философских позиций и в историческом аспекте. По мере развития общества менялись и методологические основы культурно-воспитательной деятельности.
До Октябрьской революции 1917 г. в России культурно-воспитательная деятельность имела сугубо педагогический образовательный аспект в виде внешкольного самообразования.
Основу составляла теория самопознания. Ей сопутствовала теория свободного воспитания, которую активно пропагандировал и пытался осуществить на практике Л. Н. Толстой в своей яснополянской школе. Идея самообразования осуществлялась через различные социально-культурные институты: школу, внешкольные учреждения, форпосты культуры и вечерние классы.
Эта теория, а также практика народного просвещения оставались ведущими и в первые годы советской власти. Они вылились в массовую кампанию по ликвидации безграмотности. Затем практика самообразования была соединена с политическим просвещением с целью развития социальной активности народа. В связи с этим термин «культурно-просветительная работа» был заменен термином «политпросветработа». Таким образом, методологическую основу культурно-воспитательной деятельности теперь уже составляли не только теория познания и дидактика, но и социология, которая ставила цель формирования социально-активной личности. Такая методология действовала вплоть до 30-х годов. Когда началось активное экономическое строительство, в стране выдвигается на первый план идея профессионального образования и самообразования. Во всей культурно-воспитательной деятельности, в искусстве и литературе человек труда занимает центральное место.
Таким образом, методологическая основа усиливается социологией и философией действия, преобразования общества и личности.


Особенно активно начинается разработка теории культурно-воспитательной деятельности в 60-80-е годы. Акцент при этом делается на теории воспитания, где господствующее положение занимает коммунистическая идеология. Методологической основой теории воспитания явилась марксистско-ленинская философия, ее диалектический материализм.
С началом перестройки и изменением социально-экономических и идеологических основ общества происходят коренные изменения в теории и практике культурно-воспитательной деятельности. Именно в этот период начинается интенсивная разработка непосредственно теории культурно-воспитательной деятельности. На первый план выдвигается гуманистическая идеология с приоритетом общечеловеческих ценностей. Классовый партийный подход уходит в прошлое. В связи с этим в теории культурно-воспитательной деятельности разрабатывается личностный и деятельностный подход. Методологическую основу составляет философия действия. Наряду с педагогическим аспектом разрабатывается культурологический аспект в связи с тем, что новые рыночные отношения заставили культурно-воспитательные институты переходить на коммерческие начала с целью удовлетворения потребительской психологии личности. В культурно-воспитательной деятельности выдвигается развлекательная рекреационная деятельность, которая резко снижает духовное начало. Коммунистическая идеология подверглась резкой критике и отодвигается на задний план. Вместо авторитарной педагогики утверждается демократическая педагогика сотрудничества. Коллективистские начала сохраняются лишь в семье, дошкольных учреждениях, в школе и в формальных молодежных организациях. Личностный подход ведет к утверждению индивидуализма и эгоизма.
Таким образом, провозглашенные гуманистические демократические идеалы приходят в противоречие с реальной действительностью. Чтобы противостоять этому, нужны коренные изменения в экономике и политике государства, а от общества требуется объединение усилий всех социально-культурных институтов, которые занимаются воспитанием подрастающего поколения.

Воспитание

Previous post Next post
Up