Бактрийские греки

Jun 29, 2013 23:01

Почти все сведения о бактрийских греках взяты нами с монет. Отлитые, подобно греческим, они, как правило, имеют круглую форму, крупного размера, изготовлены из серебра. Все это давало большое преимущество перед поцарапанными кусками металла, которые выпускали Маурьи. Находки встречаются повсюду - отдельные монеты и крупные клады. Вид монет необычайно долго оставался неизменным, они содержали ту же информацию, что и современные монеты. Благодаря монетам нам известны имена царей, основные титулы, а нередко и греческое божество, с которым им хотелось бы себя ассоциировать. По аверсу мы можем получить представление о том, как выглядел тот или иной царь и какой головной убор он носил. Такой индивидуальный подход- редкий случай. К примеру, мы ничего не знаем о том, каков был из себя Ашока (кроме того, что он был «любезен»), зато можем говорить о чертах характера Эвкратида с бычьей шеей или носатого Гелиокла.


Кто-то из них носил забавный головной убор, выполненный в виде черепа слона с навершием в виде хобота, другому больше нравилась каузия - кожаная шапка, похожая на неглубокую перевернутую чашку. Аминта со скошенным подбородком и длинным носом глядит из-под шлема, который не отличить от топи (британского тропического шлема) - у него наверняка должны быть узловатые колени и белые чулки до колен. По этим портретам можно судить о возрасте, в котором монарху доставался трон, о фамильных чертах. Выражение лиц и вид головных уборов тоже говорят о многом. При таком недостатке источников ученые исследуют каждую точечку на этих монетах. Порой это приводит к неожиданным интересным результатам.

Фундаментальная проблема заключается в том, что за 130 лет на престолах Индии побывало слишком много царей. И всех этих Платонов и Стратонов, Деметриев и Дио-дотов посещала мысль обессмертить себя, начеканив собственную монету. Ученые напоминают, что в одно и то же время существовало несколько царств и несколько царей. О явана говорили, что они вечно между собой ссорились.
а потому их земли вечно делились и дробились. Помимо царей-соперников, похоже, страна изобиловала недоца-рями, царями-соправителями, вице-царями, а также бессчетными сатрапами и губернаторами, каждый из которых чеканил свою монету. Теперь уже неясно, в каких пределах имела хождение та или иная монета.
Многие виды монет никогда не пересекали северо-западной границы с Афганистаном, а если и делали это, то лишь в кошельках захватчиков. Возможно, какие-нибудь греки везли их в дар. Бактрия к тому же исправно служила торговым коридором между Востоком и Западом. Индийцы очень интересовались конями (хотя и не тем, что был подарен Трое) и охотно их закупали. Правда, через три столетия в скульптуре гандхарской школы, среди греческих мотивов, сюжет о троянском коне стал одним из самых любимых.
Первым из этих индо-греческих царей был Деметрий. вероятно, Деметрий II - он преуспел в Пенджабе и покорил Таксилу. Он даже прошел вдоль Инда до самого устья. Вероятно, это случилось вскоре после 180 года до н. э. Надписи на его монетах сделаны на пракрите, на кхароштхи и на греческом, из чего следует, что среди его подданных было достаточно индийцев. Его преемник Менандр расширил владения, прибавив новые земли на севере Свата и, возможно, в Кашмире. Как далеко они простирались на восток, неизвестно. Вероятно, его владения достигали реки Рави. но маршруты его походов простирались гораздо дальше. По индийским источникам, яваны. которыми, видимо, и были войска Менандра, соединились с силами царей Панчалы и Матхуры (в междуречье Ганг - Джамна) для набега вниз по течению Гкнга. Похоже, это и была та армия греков и индийцев, с которой столкнулся завоеватель Кхаравела из Калинги. Если это так. то он не смог их остановить, когда они, воплощая несбывшиеся мечты Александра Македонского, взяли штурмом Паталипутру и освободили трон для династии Шунга. Затем они. как обычно, перессорились. Возможно. Менандру, как и Александру, пришлось столкнуться с бунтом. Один из его биографов писал: «Пришли, увидели, но победила Индия-. Менандр на монетах завоевателем не выглядит. Похожий на топи шлем как будто велик. Выбивающиеся из-под него завитые локоны и изящные черты лица смотрятся несколько женственно. Он величался басилеем (царем) и сотером (спасителем), но не патриотом, не завоевателем. И такие титулы весьма гармонируют с его образом. В буддистской традиции он известен как великий царь Милин-да, который вел философский диспут с монахом Нагасе-ной. Трактат «Вопросы Милинды» превратился в пособие по изучению буддизма. Эти беседы проходили в столице Менандра, городе Сагала (совр. Сиялкот, Пакистан). Если легенда верна, то именно благодаря Менандру изящные террасы у реки Сват стали центром распространения буддизма на северо-западе.

Индия

Previous post Next post
Up