Герой в 42 году под Ленинградом попал в плен. Был в Освенциме, Бухенвальде. Освободили его американцы и с тех пор он скитался по свету, не решаясь вернуться в СССР. Прошло пятнадцать лет и он наконец дома. Стоит среди степей Украины растерянный и в депрессии.
Анна Андреевна уверенной рукой ведет москвич по украинским дорогам. Дочь много болеет и она решилась переехать в Севастополь. Когда-то в Ленинграде ее спас один лейтенант. Все родные и близкие наизусть знают эту историю и эту фамилию - Павлов.
Множественные флэшбэки составляют половину фильма. Щедро снабжены закадровыми комментариями. В них история героя - война, лагеря, Аргенитина, Гамбург. Заграница у Герасимова с правильными идеологическим акцентом. Капиталисты в экзистенциальном тупике бухают, предаются разврату, унижают рабочих.
Украшение фильма часть в Аргентине. Белокурая хозяйка поместья в брючном костюме из русских эмигрантов. Производит Лёшу из батрака в шофёры. Тут всё по взрослому - грязные приставания, намеки на бдсм. Тот дурачок не ведется. Слушает по радио Валентину Толкунову. Сказочный идиот. Но сама обстановка - раскаленное белое ранчо, пальмы, шикарные машины, развратные женщины - немало скрашивает просмотр.
комната для медитации
Лёша, надо!
постоянно лапает батрака, что же это такое
женщина крутого нрава вон Герасимова отчитывает
бьется головой о дверь, а Лёша её не пускает
Часть в Германии самая унылая. Как по иллюстрациям из "Крокодила" снимали.
проститутки
девушки с пониженной социальной ответственностью отдаются фабрикантам
В массовке мелькает Майя Булгакова. Сам Герасимов играет вздорного аристократа-эмигранта на иждивении у богатой племянницы. Козлиная бородка делает его неузнаваемым. Пользуясь служебным положением, произносит несколько длинных и бессмысленных монологов.
Интересный образ.
Жанна Болотова юна и прекрасна.
Длиннейшие фильмы Герасимова (по три часа) немного мексиканские сериалы. В "Люди и звери" героиню Болотовой зовут Таня Соболева. Под занавес у нее начинается роман с Юрой Павловым (Сергей Никоненко). И в "Любить человека" - она уже Таня Павлова. То есть они поженились. В первом фильме она восторженная и принципиальная. Во втором уставшая от жизни, разочаровавшаяся в мужчинах. А так все хорошо начиналось с разговоров на лестнице:
Тут подходит цитата:
...Был же
и я когда-то счастлив. Жил в плену
у ангелов. Ходил на вурдалаков.
Сбегавшую по лестнице одну
красавицу в парадном, как Иаков,
подстерегал.
Куда-то навсегда
ушло все это. Спряталось. Однако
смотрю в окно и, написав "куда",
не ставлю вопросительного знака.
Этот фильм Герасимова не назвать шедевром. Даже кажется, что фильмы он как большой мастер снимал по своим правилам, наплевав на общепринятые рецепты. Не вступление, миттельшпиль, кода. А прежде всего должна быть роль для Тамары Макаровой, его жены. Какой-нибудь респектабельный персонаж, начальник, всегда в центре внимания вещает благодарным слушателям. Очень она меня раздражает, хотя в "Дочки-матери" этот образ к месту. Потом должно быть что-то государственнополезное, патриотическое - гигантские стройки, социализм побивает капитализм. Отсюда можно перекинуть мостик к заграничным командировкам - иначе как показать преимущество советской системы. Далее, Герасимов наверняка в курсе достижений мирового кино и ему тоже хочется попробовать всякие штуки. Мне очень понравилось в "У озера" - Наталья Аринбасарова калмыцкая бурятская балерина и разминается прямо рядом с коровником. Или в этом фильме, прикрываясь Латинской Америкой, можно чуть поиграть в bdsm с белокурой бестией. Получается, кусками его фильмы отличные, но в целое складываются не каждый раз. Но что тут цель. Если крепкий брак, деньги на следующий фильм - то он большой гроссмейстер.
Просто по селу ехали, а мимо девочки на мотоцикле. Вот рука мастера - такой микроэпизод придумать и снять. Все хорошо и что девчонки на мотоцикле, и что в платочке, и что строго на городских смотрят.
Конечно же Анна Андреевна и ее дорогой Павлов встретились. Женщины с облегчением отдали руль мужчине. Что поделать, до истинного равноправия еще далеко.
наши предки путешествовали с раскладушкой
вот, наконец, и советская романтика
По географическому размаху, жанру роуд-муви, персонажам за сорок - это очень взрослый сценарий, как говорится, опередивший свое время. Такие сейчас в Голливуде любят. Его бы допилить немного, но это мое мнение.