Подозреваю, что говор мест, где Андрей Тургенев вырос, повлиял на его рифмы. Может быть, там говорили "он знаеть", "друх". Но бывает ли, что "блаженных" произносят со звуком на конце, похожим на глухое "й"?
Ну, первыя десять лѣтъ своей жизни онъ провелъ въ Москвѣ, въ весьма культурно утонченной средѣ (лучше ничего тогда не было, не знаю, есть ли сейчасъ). Думаю, представленія о дозволительномъ въ рѵѳмахъ у него изъ Державина, а не изъ воздуха.
Увы, ничего не могу сказать о московском говоре тех времен, но все равно подозреваю в этих неточных рифмах фонетическую подоплеку.
Так или иначе, неточны они совсем не по-державински. Любимые Державиным ассонансы -- несопадение согласных в ударных стопах женских рифм, в корне или на стыке с суффиксом. Черных - подземных, водным - благовонным, латах - лапах и т.п. Реже в мужских рифмах (мест - след - свет - чтет). Неоднородные грамматические рифмы для него совсем не характерны. Поэтому у Тургенева только "смерть - умереть" напоминает Державина, и то как пародия. Что у Державина читается как прием, у Тургенева - как небрежность.
Кстати, в первом варианте "Кладбища" (1801) рифмы у Жуковского встречаются и посильнее тургеневских. Слышен - дышит, могилы - унылом, посвященной - благоговейном... Он все это исправил через год.
Comments 11
Подозреваю, что говор мест, где Андрей Тургенев вырос, повлиял на его рифмы. Может быть, там говорили "он знаеть", "друх". Но бывает ли, что "блаженных" произносят со звуком на конце, похожим на глухое "й"?
Reply
Reply
Так или иначе, неточны они совсем не по-державински. Любимые Державиным ассонансы -- несопадение согласных в ударных стопах женских рифм, в корне или на стыке с суффиксом. Черных - подземных, водным - благовонным, латах - лапах и т.п. Реже в мужских рифмах (мест - след - свет - чтет). Неоднородные грамматические рифмы для него совсем не характерны. Поэтому у Тургенева только "смерть - умереть" напоминает Державина, и то как пародия. Что у Державина читается как прием, у Тургенева - как небрежность.
Кстати, в первом варианте "Кладбища" (1801) рифмы у Жуковского встречаются и посильнее тургеневских. Слышен - дышит, могилы - унылом, посвященной - благоговейном... Он все это исправил через год.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment