Обучение фотографии

Feb 24, 2011 11:54


Есть один хитрый вопрос, который мне очень часто задают начинающие фотографы на определенном этапе своей карьеры - особенно те, кто учился самостоятельно, общаясь с коллегами в сети или по книжкам. То есть не скажу, конечно, что его задают все - но почти все. Вопрос простой: что мне делать дальше? Чаще всего этот вопрос возникает либо на этапе, когда вокруг начинающего фотографа начинают клубиться друзья и знакомые с криками "сними нам, сними портрет/свадьбу/ребенка/прогулку, мы даже денег готовы заплатить!", либо когда все очевидное/поездочное/отпускное/друзейнопраздничное снято, а хочется куда-то дальше расти, хочется чего-то нового. Вопрос одновременно и простой и сложный.

Чаще всего на этом этапе своего развития наш автор достигает границ "нетренированного" восприятия. То есть вот что было заложено от природы в смысле чувства прекрасного, хорошего вкуса и композиционного чутья - все выбрано в сухую. А дальше? Не может же быть такого, чтобы были достигнуты непреодолимые границы и на пути дальнейшего развития стоят неразрушимые барьеры?! Конечно, нет. Но давайте спроецируем эту ситуацию на, скажем, музыку. Вот умеет человек играть на классической гитаре, даже в чем-то неплохо умеет. Аккордов знает не 3 и не 10, основные 24 перебора освоил, как бы даже фрагменты соло может сыграть. Но хочется большего! Что же делать? Попытка брать ноты и играть сложные вещи с листа приводит почти наверняка к полному краху, а уж если сравнивать с профессиональным исполнением... то вообще никак. Выкинуть и забыть. Попытки общаться с коллегами своего уровня ничего не дают, потому что те либо слабее тебя, либо в том же неопределенном положении. При удачном стечении обстоятельств наш "эль гитаристо" натыкается на умного человека, который говорит ему "гаммы и метроном", сольфеджио и - лучше всего - частные уроки. И практика показывает, что именно этот, казалось бы, ужасный шаг назад, просто падение с вершины музыкального Олимпа куда-то в болото, и дает как раз максимальный прогресс.

Потому что, хочешь или нет, а школа - это школа. Если фундамент плохой (или его нет вовсе), то построить на нем что-то внятное просто невозможно. Вернее возможно, но не выше одного этажа. И не из кирпича или бревен, а так - из тростничка.

Но вернемся к фотографии. Что же нашему-то фотографу делать? Куды бечь? Ответ простой - к основам. Прекратить снимать сложные по форме сюжеты, обратиться к самым простым и лаконичным формам, учиться уже не просто "хорошо" строить из них кадр, а безошибочно использовать их для передачи того или иного настроения и состояния. Что называется, снимите одну грушу или одну руку - но так, чтобы все заплакали (или засмеялись), а уж потом переходите к тройному портрету в интерьере с бликующими тканями и костюмированными образами. Это первый момент. Второй момент состоит вот в чем: нашему фотографу надо немедленно прекратить делать съемки, в которых важен результат. сам понял, чо сказал?! Странно и подозрительно звучит, правда? Как это - снимать, если не важен результат? Да очень просто - брать и делать съемки, не ожидая от них на выходе результата в форме картинок. А зачем? А затем, чтобы научиться! Гаммы на концерте не играют! И на концерте не учатся делать легато! Это делается дома или в школе - на занятиях, а не на выступлении. Нужно разнести во времени и пространстве упражнения, предназначенные для развития видения/техники съемки и реальные съемки, где нужно выдать картинку. Только тогда получится ставить перед собой учебные задачи - и в результате повышать уровень съемки. Если все время снимать только "на выдачу", практически невозможно освоить новые приемы - боязнь ошибиться приведет к тому, что автор постоянно будет топтаться на месте, раз за разом повторять привычные (зачастую не самые удачные - ведь мы поним, что автор у нас начинающий) решения, и результат этого топтания оказывается весьма печальным.

А где брать задания-то учебные? Это что вообще такое? Что снимать? А вот тут, пардон, обобщенного ответа не существует - если только мы не говорим исключительно об области формальной композиции. Там-то все понятно, очевидно и прописано уже не одну сотню раз разными авторами с разных сторон. А вот со всем остальным ситуация с упражнениями далеко не очевидна. Как минимум потому, что разные авторы снимают в разных жанрах и разных стилях. И для развития этого внтурижанрового видения/стиля в каждом конкретном случае нужны конкретные задачи. Где их искать? Либо у педагогов, либо в хороших учебниках - тут уж кому что ближе. Есть еще третий вариант: спроецировать себя в будущее, на следующий уровень видения/съемки и проанализировать, какими именно навыками вы сейчас не обладаете. Потом подумать, с помощью каких упражнений можно эти навыки у себя развить, составить план и равномерно и целенаправленно по нему двигаться. Вполне возможно, только требует а) системного мышления б) высокой самодисциплины. Зачастую это единственный вариант - если нет внятной литературы, а от юношеского максимализма осталась принципиальная нетерпимость к авторитетам. Но, скажу сразу, это весьма сложный вариант с очень низким КПД - потребуется сила 10000 тигров и 1000 драконов, чтобы свернуть эту гору. :)

Ну а теперь подведем итог.
- Что дальше делать?
- Сесть и поучиться снимать.



Previous post Next post
Up