О портфолио

Aug 20, 2012 16:55


О портфолио.

Есть такая отнюдь не новая и не оригинальная мысль, которую вдалбливают студентам первого курса в различных западных учебных фото-заведениях: если вы хотите работать с прессой, то вы должны понимать, что продает то или иное издание. Потому что ни одно издание не издается "просто так", для читателя - это всегда бизнес- проект или часть бизнес-проекта. А цель бизнес-проекта - получение тех или иных благ либо в форме прямо-таки непосредственно материальной, либо в форме инструментов общественного влияния (читай - власти). Так что про любое издание, если подумать, можно точно сказать, в какую целевую аудиторию оно целится, чем стреляет и какой гешефт планирует поиметь. С прикладной, удобной для фотографов точки зрения, практически все издания можно разложить по шкале, на одном конце (допустим, на правом) которой издания вроде Vogue, Officiel и прочие подобные сказочно-невозможные журналы, а на другом (соответственно на левом) - всякие там штерны, шпигели, коммерсанты и прочие ребята, которые все про войну, политику и катастрофы. Посередине лежат так называемые интеллектуальные журналы. Как же обобщить логику этих полюсов? Ответ тоже прост и не нов, его сформулировали еще в 80-е годы (может и раньше, но мне попадались источники именно того периода): на правом конце царит Эрос, а на левом - Танатос. Как бы со времен др. Греков мало что изменилось. Можно сказать и по-другому: кнут и пряник. В левом конце шкалы пугают, стращают и предлагают вкладывать средства и силы в то, чтобы обретать власть и силу, а в правом - завлекают, манят и обещают, предлагая вкладывать средства и силы в то, чтобы обрести привлекательность и уникальность. Можно сказать еще и так: на левом конце спекулируют вокруг страха смерти и страха бессмысленности жизни, а на правом - вокруг боязни одиночества и боязни ответственности. Это если пользоваться терминологией Ирвина Ялома. (Повторюсь, ничего нового я тут не открываю, никаких америк - это все в общем и целом общеизвестные вещи).

Но, собственно, к чему я это все. А! Еще пока нет, еще не про фотографию, еще один абзац про устройство бизнеса. Надеюсь, что всем известен тот простой факт, что, если в пафосном глянцевом журнале узнают о том, что их фотограф снимает свадьбы, журнал свое сотрудничество с этим фотографом резко сворачивает. Потому как это не просто неприлично, а просто ужас-ужас-ужас! И что любой военный репортер вообще не рассматривает светских хроникеров как коллег или фотографов, а считает их.. ну… в лучшем случае - проститутками с фотиком. И что оччень многие люди, работающие в глянцевых журналах считают военных фотографов и тех, кто снимает жертв, скажем, землятресений бездушными отморозками, которые делают деньги на страдании ближнего. (Естественно, есть умные люди, которые все понимают, весьма толерантны и ироничны, но их очень, очень мало.) Так вот, между полюсами тут происходит не притяжение, а отталкивание. Не дай бог замазаться в чем-то из чужого полюса - все, все бывшие "свои" тебя заплюют и размажут. А раз так, то одномоментно в условиях сложившегося рынка можно кушать только с одного края стола - если мы говорим о серьезной работе со знаковыми изданиями, а не о халтурке для внутрикорпоративного издания.

Ну а теперь - о портфолио. Вопрос, который в очень многих случаях, что называется, стоит ребром - что можно включать в портфолио, что можно ставить рядом, и что ни в коем случае нельзя показывать рядом. Когда-то я довольно долго мучился с этим вопросом, читал кучу книжек - от которых не было особого толку, правда - все они повторяли друг друга как калька и ни в одной из них не было системы, а были только разрозненные практические советы, многие из которых устарели еще лет 20 назад, поскольку были заточены под конкретный, ныне уже не существующий рынок. Все, что в результате складывалось, звучало как "разделяйте личное и рабочее", "не стремитесь собрать в своем портфолио много жанров", "фотографии в одном жанре должны быть выполнены в одном стиле и на одном уровне", ну и пара советов о том, сколько эти самых фотографий должно быть в портфолио. Все это хорошо и даже отлично - но только пока мы не начинаем честно и внимательно смотреть на окружающую реальность и думать собственной головой. 20 лет назад было очень, очень, очень сложно выдавать на-гора профессиональный результат в нескольких жанрах - технология этого не позволяла. Сейчас технология, как мы все прекрасно знаем, упростилась на порядок, так что и овладеть съемкой в том или ином жанре стало неизмеримо легче - по крайней мере, пока речь не заходит о попадании в первую десятку - туда пролезть стало намного труднее, поскольку адски выросли конкуренция и, соответственно, промежуточный отсев. И сейчас очень часто в портфолио вполне по праву (в смысле, по уровню съемки) один автор мог бы поставить совершенно разнородные по жанрам работы. И что делать? Ответ кроется в первых двух абзацах и логике, о которой я писал в посте о стиле в фотографии (http://photohelp-ru.livejournal.com/286405.html).

Итак, рецепт: в портфолио должны быть работы, которые укладываются не более чем в четверть шкалы эрос-танатос и однородны по качеству исполнения.

Попробую объяснить, почему я так считаю. Конечно, четверть - величина ориентировочная, может быть и пятая или третья, но работы, разнесенные на пол-шкалы в одном портфолио несовместимы. Причина проста - во-первых, у вас есть свое личное отношение к жизни, и оно на самом деле сосредоточено в какой-то части шкалы. Мало таких людей, которые бы на завтрак с интересом читали шпигель, а вечером - с тем же интересом - вог. Обычно людей интересует всерьез либо глянец, либо война и политика. Это раз. Два - ваше портфолио в журнале смотрит человек, который в течении всей своей жизни 5 дней в неделю, 10 часов в день, гвоздями прибит к определенной части шкалы - просто в силу того, что он работает в издании, у которого есть жестко заданный формат. И так - день за днем, месяц за месяцем, год за годом. И вдруг в вашем портфолио он видит работы, часть из которых созвучна привычному для него информационному потоку, а часть принципиально ему противоречит, выбивается из формата. Доверие к такому порфтолио сразу снижается, поскольку на чисто интуитивном уровне сигнал свой-чужой перестает быть однозначным. А те, кто не с нами - те против нас… Говоря иначе, ваше портфолио в целом должно продавать одни и те же жизненные ценности. ВОзьмите какой-нибудь тревел-журнал, вроде ГЕО-тревелер. Какие материалы там публикуют? Еда, отдых, приключения. Никто и никогда не напишет в статье о Каире о проблемах с питьевой водой в старой части города или о катастрофическом росте больных спидом среди каирских нариков. Ни-ког-да. В мире, в котором живет ГЕО, этого не существует. И ваше портфолио - если вы хотите работать в этом журнале - должно укладываться в рамки этого мира.

А уж внутри этих рамок, по сути дела, дозволено все. Продолжая ту же тему ГЕО: в портфолио может быть тревел? Ну, это как бы дурацкий вопрос - он должен там быть. Но только весь такой позитивный, мимимишный и радостный. Ну иногда геройски-покоряющий-недоступное, но… без перебора. Никаких отмороженных пальцев и загубленных зубов. Все путешественники должны быть идеально здоровыми, как в голливудских фильмах. А еда там может быть? Хм. А ГЕО про еду пишет? Да. Значит, и еда может быть - только все в том же "естественно-позитивном стиле". А портреты? Ну конечно! Только в средней или светлой тональности, позитивные, этнические и спортивные, которые несут все те же жизненные ценности. А… Ну, я думаю, вы поняли.

Итак, на сегодняшний день сюжетно-жанровое ограничение отходит в прошлое из-за упрощения технологии съемки, и на первый план выходит цельность видения жизни, единство взгляда, которое может быть выражено и в совершенно разных жанровых линейках в порфолио - вещь непредставимая 20-30 лет назад, но более чем естественная сейчас. Поэтому, отбирая свои картинки, составляя портфолио, в первую очередь попытайтесь понять, какая часть шкалы вас интересует, и подбирайте свои работы в первую очередь исходя из этого ориентира. В рамках же каждого конкретного жанра (кроме новостной журналистики) у вас должно быть 15-25 работ, что убеждает заказчика а) в вашем профессионализме б) в опыте работы в) желании разрабатывать эту тему. 2-4 подборки, согласующиеся по мировоззрению, в рамках жанра по 15-25 ровных по уровню работ - и это то, что сможет вас успешно продать.

Dixi.

Previous post Next post
Up