Интервью взял у Николая (
nikolay828) Сергей Андрейчук (
s_andreychuk)
Дорогие друзья!
Продолжая рубрику "Диалоги", я хочу представить вам интересного фотографа и художника из Ростова-на-Дону НИКОЛАЯ СЕМЁНОВА
nikolay828 Сергей Андрейчук: Николай, я приветствую вас в своей рубрике "Диалоги"...)) И, прежде чем окунуться в творческий мир художника и фотографа Николая Семёнова, прошу вас рассказать немного о себе и о том, как вы пришли в фотографию…
.
.
Николай Семёнов: Сергей, большое спасибо за возможность высказаться. Откровенно, это мне льстит, однако я хорошо понимаю, что для этого на сайте есть гораздо более достойные, чем я, авторы, и уверен, что до них очередь несомненно дойдет.
О себе: ограничусь лишь тем, что может иметь отношение к моим работам. Пока я работающий пенсионер. Всю жизнь либо преподавал английский, либо работал переводчиком. Жена, дочь, собака Кола, внуки, трехкомнатная квартира - вот, собственно, и все, что у меня есть.
В фотографию пришел скорее через компьютерную графику: рисовал, сколько себя помню, а когда в начале 90х появился свой компьютер, попробовал рисовать мышью (тогда планшетов еще не было) и понял, что это тоже хорошо. Начинал с примитивного Paint, потом - Photoshop. Но когда мне показали Painter (теперь Corel Painter), я понял, что это моё. До этого снимал на ФЭД и Зенит, но без особого энтузиазма, а вот когда в 2004 мне подарили Nikon Coolpix 5700, радости не было предела, поскольку теперь я мог сфотать то, что ранее приходилось рисовать часами (я не только ленив от рождения, но и очень нетерпелив!).
В фотофорумах, как российских, так и зарубежных, стал участвовать с начала 2000х. Начинал с компьютерной графики. Уверен, это тоже не прошло бесследно. Потом подключился к фото форумам. Самый крупный мой портфолио - на RedBubble.
С.А.: Николай, как прошла ваша выставка «Полёты во сне и наяву», которая была организована в Ростове-на-Дону?..
Н.С.: По поводу выставки: заранее не тешил и не тешу себя иллюзиями, поскольку знаю, какие работы пользуются особым успехом у большей части публики, а какие - нет. На открытии были друзья, коллеги и еще приходили люди, и было весело. Приезжали телевизионщики брать интервью. Некоторый интерес к выставленным работам сохранялся, однако я сам был там нечасто, поскольку должен был решать некоторые неожиданно возникшие житейские проблемы. Что касается коммерческой стороны, то ряд работ куплен.
Куратор выставки считает, что выставка удалась и что надо готовить следующую. Приятно, что первый блин получится не полным комом. Все же это мой первый персональный опыт.
С.А.: Что даёт выставка автору: самоутверждение, повод для встречи с друзьями-коллегами, новые знакомства и связи или что-то другое?..
Н.С.: Что дает выставка? Ну, всегда приятно, что кому-то интересно то, что вижу, чувствую и хочу сказать. Я рассматриваю сам факт данной выставки как очень благоприятное стечение обстоятельств и как очередной этап моей жизни. Сколько их еще впереди - не знаю. Несомненно, выставка дает уверенность в том, что выбранная дорога верная.
С.А.: Николай, на какого зрителя рассчитаны ваши работы: на думающего или чувствующего?..
Н.С.: Трудный вопрос, поскольку для меня эти процессы неотделимы: чувство первично, анализ вторичен. Наверное, на того зрителя, у которого моя работа будет резонировать в душе (как это делает хорошая поэзия или музыка). Работы я делаю не для продажи, так что все они сделаны для меня. Так будет точнее.
С.А.: Надо ли в своём ТВОРЧЕСТВЕ опираться на чужой опыт?..
Н.С.: Чужой опыт? А куда без него?!!! Мы ничем не отличаемся от братьев наших и сестер. Мы учимся, подражая. Зачем изобретать велосипед?!!! Я учился и учусь искусству, коллекционируя и изучая работы других. В результате собрал несколько тысяч работ, но затем что-то заставило меня остановиться. Просматривая коллекцию, я понял со временем, что некоторые работы мне переставали нравится. В результате осталось несколько десятков работ под одним лозунгом " Мне так никогда не сделать". И тем не менее, идолов не имею.
Скажем так: я дилетант, не любящий анализировать то, что вижу, и предпочитающий работать по принципу "нравится-не нравится" поскольку душа (а она точно есть!) знает лучше, что ей нравится. Так что я верю в первое впечатление. Поэтому, вероятно, так трудно подобрать слова, отвечая на вопрос "Почему понравилось?. Гораздо легче ответить на "Почему не понравилось", поскольку в данном случае душа не резонирует и подключается разум. И еще важно: почитывал. Благо в интернете есть всё.
С.А.: Николай, однажды вы сказали, что пока работа не заполнится смотрящим новым содержанием (старое известно только автору), это не искусство. Так вот. нужно всегда оставлять место для такого нового содержания. Скажите пожалуйста, всегда ли новое заполнение содержанием в той или иной работе можно назвать искусством?.. Есть ли критерии качества этого содержания или для искусства это не так важно?..
Н.С.: Да, говорил. Повторюсь: искусство есть все то, что создано одним и что заставляет душу другого резонировать, т.е. возникает связь, диалог. Искусство невозможно без диалога между автором (через его работу) и зрителем, и крайне очень индивидуально. Символы или объекты на картинке так или иначе воздействуют на нас, но по-разному. К примеру, я не могу пройти мимо фото с мостками над водой, уходящими вдаль. Почему? Когда мне было 5 лет, я чуть не утонул, упав с таких мостков на озере в Вонлярово, что под Смоленском. Мать стирала белье и плавать не умела. Как я спасся - до сих пор загадка... Другого такой сюжет может вообще не затронуть.
Зритель невольно создает свой контекст. В него входит образ фотографа, все то, что находится за рамками фото, запахи, движение облаков или порыв ветра, т.е. зритель непосредственно участвует в создании новой работы, заполняя увиденное новым содержанием, т.е. своим опытом. Трудно говорить о размерах того свободного объема, нужного для заполнения, и как много его нужно оставить, однако чем меньше на картине отвлекающих моментов, нем легче сосредоточиться. Оговорюсь: я говорю только о том, как я это все понимаю (IMHO). Продолжим: "...всегда ли новое заполнение содержанием в той или иной работе можно назвать искусством?". "Всегда" и "никогда" - самые неточные слова. Искусство не живет без диалога и отсюда нет нового наполнения - нет искусства. Вот это и является основным критерием искусства для меня.
С.А.: «…Целью искусства является дать ощущение вещи, как видение, а не как узнавание: приёмом искусства является приём «отстранения» вещей и прием затруднённой формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлён; искусство есть способ пережить деланье вещи, а сделанное в искусстве не важно». (Выготский Л.С. «Психология искусства»).
Есть ли минимальные и максимальные временнЫе пределы у вышеназванных приёмов?.. Можно, например, чёрный квадрат Малевича рассматривать достаточно долго и в конечном итоге так и не прийти к его пониманию… Будет ли искусство доступно основной массе населения или это будет удел избранных?.. Видится ли вам фотография, как проявление искусства?..
Н.С.: Выготский! С ним нельзя не согласиться. Я всегда верю, что гораздо важнее КАК, а не ЧТО изображено. В узнавании нет искусства, кроме искусства узнавания. У искусства много уровней.
Вспомнилось "Шанель для бедных". Не помню откуда?! Вспоминаю, когда после института распределился в школу под Новошахтинском и заселился неподалеку от школы у одинокой бабушки Прасковьи Пантелеевны и ее пса Покота, который по осени прыгал на панцирной кровати, что стояла рядом с его будкой и срывал плоды со сливы, что росла рядом. В первый день она показала мне мою комнату с низким потолком, где стояла кровать, а у кровати весела клеенка с нарисованными на ней яркими красками озером с лебедями, чернобровой блондинкой на том берегу и красавца казака с усами и на коне. Вокруг них - цветы и листья (выполненные под трафарет). Когда я спросил ее, можно ли картину перевесить, она сказала:" Ты что, Алексаныч, это же красота!" Так что мне пришлось лицезреть этот кошмар целый год, пока не призвали на срочную в армию. Хорошая, добрая женщина была. Вероятно, для нее это и было искусство. Возможно, она вспоминала своего мужа - казака, сгинувшего где-то без следов во время войны. Искусство для нее или еще кого-то?
Полагаю, что массовое искусство - оксюморон. У каждого свое понимание искусства, несмотря на многочисленные попытки стандартизации восприятия. Вспомните, как в свое время мы верили, что лучше Репина, Шишкина, Айвазовского и еще пары-тройки хороших художников в мире нет. И сейчас многие верят. Нет, я не утверждаю, что любой из них плохой художник. Но в галерее идолов их у меня никогда не было, как не было самой галереи. Кстати, про идолов: их создают одни, чтобы управлять другими. Про "Квадрат" Малевича промолчу, ибо сказано уже многовато. Полагаю, что фотография как искусство, а не как ремесло, живет по тому же принципу. . В искусстве тоже есть любовь с первого взгляда: почему работа нравится? да потому и все тут! Однако, вспоминая про свою коллекцию фотографий и что с ней сталось, скажу, что восприятие серьёзно меняется во времени. Любовь и здесь проходит. Кстати, теперь я собираю неудачные на мой взгляд работы. Это тоже развивает.
С.А.: «У величайших произведений мало зрителей. Потому что их восприятие требует усилия. Но именно из этого усилия и рождается эстетический эффект». (Виктор Пелевин)...
Скажите, а какие работы нравятся вам как фотографу и как зрителю?..
Н.С.: Полностью не согласен с г-ном Пелевиным в том, что восприятие требует усилий, если только это не часть учебной программы и за этим не стоит какой-то экзамен. Полагаю, что к восприятию величайших, но непонятных большинству произведений нужно просто прийти, т.е. опять же речь идет об опыте. Кстати, кто их причислил к величайшим? Такие же, как мы, ребята, только с соседнего хутора, которые пошли учиться на искусствоведов, а не на инженеров. Почему я должен всецело полагаться на чье-то устоявшееся мнение? Голое платье для королей все еще шьют хитрые портные. Если мне произведение не понятно изначально, должен ли я прилагать усилия, чтобы понять? Сомневаюсь. Смысл жизни - не только в самой жизни, но и в кайфе. Да, смысл жизни в удовольствии, иначе как объяснить неистребимое желание жить не по средствам, т.е. нарушать закон?! Почему я должен упираться там, где в этом нет резона?!!!
"Какие работы нравятся вам как фотографу и как зрителю?" Повторюсь, но другими словами: если это, пусть даже самое примитивное фото обо мне, о моей жизни, то оно меня несомненно тронет больше, чем самая высококачественная, но абсолютно чуждая мне работа. Так вот где здесь искусство, а где нет? Фотограф - зритель, в первую очередь. Просто у него есть возможность рассказать об увиденном, но невербально. А вот как он это расскажет - вот что важно! Его работа должна заговорить со мной.
С.А.: Человек всю жизнь настраивает себя на более тонкие вибрации... В фотографии перенимая чужой опыт в виде созерцания работ и совместного их обсуждения мы также занимаемся утончением своих чувств прекрасного...
Другими словами, когда мы только пришли в фотографию - нам зачастую нравятся работы, имеющие радикальные свето-теневые и цветовые тональности, но впоследствии с утончением своих чувств, даже незначительное отклонение в оттенках от так называемого золотого сечения визуальной картинки и сюжетной линии приводит нас к некоторым явлениям диссонанса... Это проявляется не только в фотографии...
Концептуальная фотография, имеющая эстетический и философский контекст, которая на начальных этапах фотографического пути может вообще не восприниматься определённой категорией зрителей…
Как им поступать: дожидаться своего времени понимания, когда естественная эволюция настроит их чувства до тональности способной воспринимать эстетический и смысловой контекст концептуальной фотографии или же ускорять свою эволюцию путём общения с фотографами, обсуждения тех или иных работ этого направления с более опытными специалистами, изучать литературу, участвовать в семинарах, смотреть сами фотографии?..
Н.С.: Настраивает. Возможно. Однако далеко не все и по разным диапазонам. Спектр колебаний Вселенной бесконечен. Возможно, я счастливый человек, если иногда вижу то, что не видят другие.
"Тонкие вибрации"! Известно, что мы не осязаем и маленькой части всего того спектра частот, на которых работает Вселенная, но стремиться к этому надо. Я себя чувствую уютно в пределах того, что воспринимаю, но осознаю, что пока нахожусь ниже плинтуса..
По поводу чужого опыта могу привести высказывание Микельанжело, которое объясняет многое: "Господь создает. Мы лишь только копируем". Количество переходит в качество, однако качество не имеет пределов и во многом зависит от общего культурного уровня человека. И еще от массы иных почти неосязаемых вещей. Весь механизм восприятия, изначально основан на контрасте: свет и тень, теплый цвет и холодный. Чтобы увидеть темную точку, нужно чтобы фон был светлый. И наоборот. Чтобы заиграл красный, фон желательно иметь зеленый. Где нет контраста - нет фотографии.
Событие всегда контрастно по отношению к рутине. Я не совсем понимаю что имеется ввиду под концептуальной фотографией. Если я люблю снимать детали, текстуры, пятна, линии, это только значит, что для меня деталь важнее целого, объект важнее фона, и т.д. Цвет для меня большого значения не имеет. Важнее оттенки. Думаю, это связано с особенностями моего цветовосприятия: я не терплю шума ни в музыке, ни в цвете, ни в отношениях, особенно когда его много. Я просто теряюсь, когда чего-то много. Деталей, к примеру.
Мне нравится снимать время. Время хорошо видно в трещинах в штукатурке, подтеках краски, в старой обуви и выветренных досках забора. Я с детства любил рассматривать пятна и выискивать их схожесть со знакомыми предметами. Вспоминаю, что в детстве у меня над кроватью было пятно в виде слона. У меня нет такого состояние, когда снимать нечего. Вокруг - бесконечность. Надо учиться видеть, видеть свое. Иногда я думаю, что хороший пейзаж отличатся от плохого только погодой и умением показать ее, а вовсе не особенности местности. Вовсе не так уж и важно, в каком жанре работает автор. Скорее важно запечатлеть то, что тебе, именно тебе нравится больше всего. То, что заставляет резонировать. Искусство индивидуально. Поэтому мне трудно снимать в компании с другими фотографами и не люблю обсуждать работу, которая еще не закончена.
С.А.: Николай, расскажите пожалуйста про свою работу с ботинком… Как зародилась сама идея?.. К какому жанру можно отнести эту работу: натюрморт, андеграунд или концептуальное искусство?.. Зачастую самые обычные вещи могут наполняться глубоким содержанием… С чем это связано, на ваш взгляд?..
Н.С.: Спасибо отдельное за этот вопрос! Но начну издалека. Я уже не очень молодой пацан и не испытываю трепета от шума океанской волны и ряда стройных пальм на берегу. Я редко меняю привычки, касающиеся отдыха и предпочитаю отдыхать в одном и том же месте вот уже много лет. Это лагерь ростовского строительного университета близ Туапсе на склоне горы, на вершине которой - заброшенный пионерский лагерь "Сафоновец". Лет пять назад, обходя в очередной раз лагерь, я обнаружил в траве ботинок. Он был в плесени, так как лето было дождливое. Я поставил его на цоколь близлежащего полуразрушенного здания, сфотографировал и забыл. Однако на следующее лето он вновь попался мне на глаза. У меня возникло такое ощущение, что он обрадовался очередной встрече. После этого я каждое лето нахожу его в траве и устраиваю ему фотосессию. Для меня этот ботинок - символ того, что было и все еще есть. но по не вполне понятным причинам. К какому жанру все это можно отнести? А стоит ли вообще классифицировать что-либо?
"Зачастую самые обычные вещи могут наполняться глубоким содержанием… С чем это связано, на ваш взгляд?.." У меня в ящике хранится куча всякого барахла: пара старых авиабилетов, талон на табачные изделия, открытка, счастливый троллейбусный билет, пара значков - всего не перечислишь. Каждая такая штучка хранит большой контекст и служит ключом к потоку воспоминаний, как фото в семейном альбоме.
С.А.: Название работы как кульминационный штрих работы, помогающий зрителю не только глубже понять смысловую линию сюжета, но и настроить зрителя на высокую тональность эмоционального сопереживания персонажам или событиям, отражённым в той или иной работе… Насколько важно, на ваш взгляд, венчать работу названием?..
Н.С.: Название очень важно! Оно определяет контекст фотографии и даже зачастую формирует его. Как корабль назовешь - так он и поплывет. Это вербальный путь создания контекста. Визуальный путь - серия. Для меня выбор названия зачастую сложен, особенно когда кадр не нов и название уже есть, но со временем протухло: оно просто потеряло смысл. Любое другое название будет притянутым за уши. Неудачное название может привести к полному игнорированию самой фотографии. Кстати, грамматические ошибки могут создать довольно неблагоприятный образ автора работы, а это крайне важно для восприятия, ведь мы зачастую пытаемся представить по фото, как выглядит или что вообще за человек его автор.