Первого мая, когда погода в Петербурге явно шептала «не ходи сегодня гулять», в рамках проекта
Народный гид состоялась увлекательнейшая экскурсия Миши
samiznaetekto - «
Три десятилетия развития и три десятилетия деградации неоклассической архитектуры». Московский район я плохо знаю, так как живу на севере города, поэтому хотелось про эту часть города узнать для себя что-то новое. Меня хватило на первые 5 часов экскурсии, с которой было просто невозможно вот так взять и уйти. Никогда я столько не слушала экскурсовода, обычно все было совсем наоборот. Даже дождь не мешал, а Мишины истории, рассказы и картинки Ленинграда отвлекали от этой безобразной погоды.
Началась наша прогулка с Кладбища домашних животных с бывшего молокозавод, где в начале ХХ века была скотобойня, а теперь это вроде как бизнес-центр. Дальше Миша вновь взмахнул своей волшебной папкой и нам тут же предстал проект восьмидесятилетней давности по развитию города на Юг, на Юго-Запад и Юго-Восток. Мы же продолжили свое движение по Московскому проспекту в сторону Московских ворот.
Этот райончик оказался не сильно впечатляющий, хоть это и самое начало одного из главных проспектов города. На этом участке наиболее интересными для меня оказались два момента: два стилистически разных дома одного архитектора с разницей постройки в 7-10 лет и железная дорога во дворе дома №106.
Итак, по нечетной стороне мы видим домик в стиле сталинского неоклассицизма архитектора Климентова М.Я. Год постройки 1957.
По четной же стороне, напротив «сталинки» стоит на боли на нее похожая «хрущевка», того же автора Климентова М.Я. Год постройки 1964 - 1965 гг.
Почувствуйте, как говорится разницу!
В 1930 году в Ленинграде-Петербурге произошла самая крупная железнодорожная авария: трамвай столкнулся с поездом, погибли 28 человек. Участниками ДТП стали маневровый паровоз, толкавший груженые вагоны, и трамвай № 8, на котором ехали рабочие в сторону Московской заставы. Жертвы этой трагедии похоронены недалеко от места ДТП на Новодевичьем кладбище.
В те годы существовала маневровая ветка, которая соединяла все вокзалы города, чтобы можно было транспортировать транзитные грузы с одного вокзала на другой.
Фото первых блоггеров с места аварии
Сейчас трамвайных путей нет, а железнодорожную ветку «обрубили» и теперь она просто упирается в гаражи во дворе дома №106 на Московском проспекте. Этот жилой дом Наркомпищепрома был построен через 8 лет после трагедии в 1938-1939 году.
Несмотря на дождик, все были настолько заинтересованы историей, что отравились в этот самый дворик искать рельсы и паровозик-призрак.
Та самая железная дорога во дворе дома №106 по Московскому проспекту
Поворачиваемся на 180 градусов и видим дорога уходит куда-то вдаль
Не обнаружив во дворе ничего кроме мусора на бывшей железнодорожной ветке, мы направились в метро, параллельно слушая истории установки, демонтажа и снова установки Московский ворот. В метро нас ждал экскурс в строительство питерского метрополитена: почему он сделан так, а не по другому и кто в этом виноват.
Московские ворота
Выйдя на Парке Победы, мы обнаружили, что нас стало немного меньше, а дождя немного больше. Продолжая слушать Мишины рассказы, мы зашли в Пирожковую, которая сохранила в себе дух советского времени еще с 1956 года. Коньяк, теплые и вкусные пирожки и беляши согрели изнутри всех экскурсантов и мы продолжили бродить по дворам сталинских домов, разглядывая на них различных зверей, антификсов и прочее. После пирожков у нас таки открылось «второе дыхание» и мы дошли до Московской площади, которая в нашем светлом будущем должна была стать новым центром Ленинграда, но так ей не стала. Помешало сначала отсутствие денег, война, смерть вождя и изменение планов развития Ленинграда.
Дом на углу Московского и Бассейной, где находится та самая "Пирожковая"
Место финиша нашей экскурсии - Московская площадь
Подводя итог нашей веселой прогулки. Миша спасибо за такую экскурсию, которая состоит сама по себе как минимум из 3-5 экскурсий в себе. Если бы ни непогода, гуляли бы мы по проспекту до темноты, наверное. Столько интересной и захватывающей информации я не получала ни на одной экскурсии профессиональных экскурсоводов!