Экономика нефтегазового сектора. Ситуация на переднем фронте

Feb 01, 2011 22:24

Нет лучшего способа получить review о переднем фронте дисциплины, кроме как пообщаться с доктором наук. Хотя каким образом доктор тех.наук и к экономике?


Экс-технический Директор московского представительства компании «Статойл» (с 2004 г.) Золотухин Анатолий Борисович является доктором технических наук, профессором, действительным членом РАН по Секции Нефти и газа (2008) (подробнее - http://www.gubkin.ru/general/38.php). Ещё ярче всех званий говорит востребованность его как лектора и преподавателя на четырёх континентах, огромнейший (более 10 лет) опыт работы в Норвегии на реальных объектах дОбычи и семь воспитанных кандидатов наук.

Чем очаровывают истинные люди от науки со здравым восприятием реальности? Умением называть вещи своими именами, да так, что поймёт и десятиклассник. Что ж, без спроса разрешения источника транслирую.
Всё начинается с вопроса, а что же такое «Энергетическая безопасность». При этом, данная научная категория является «безопасностью» в широком смысле слова, отражая скорее миссию, но не сужаясь до одной лишь защиты собственной энергетической системы. По этому, есть место и для развития энергетики и для лёгкого политического уклона в рассмотрении вопроса.

[Energy security] = [reserves] + [technology] + [diplomacy]
(Энергетическая безопасность = запасы + технологии + дипломатия)
 Эти три составляющие энергетической безопасности, по сути, являются тремя разделами, которые далее мы и рассмотрим.

1. Резервы

Резервы подразделяются на ресурсы и запасы. Ресурсы - это разведанные, но не добытые природные ресурсы нефти и газа. Запасы - это ресурсы для извлечения которых из недр проведена работа. Получаем своего рода цепочку. Ресурс - работа → запасы.
Здесь важны два простых момента. Первый - помимо разведанных запасов существуют неразведанные. При этом к неразведанным (непрогнозируемым) относят ещё и те, технологий для добычи которых пока нет.
По пессимистичным оценкам существующих разведанных ресурсов, нефти хватит на 120 - 130 лет. А если учесть разведанные ресурсы, но технология добычи которых не разработана, то запасов хватит на 240 лет по пессимистичному прогнозу. При этом, американские учёные практически в 2 раза занижают данные по запасам нефти в России, по сравнению с российскими данными.

2. Технология

Перемещаясь от запасов к вопросам технологий, была затронута добыча сланцевого газа, нашумевшего своей перспективностью для внутреннего рынка США: «По существующим данным у России больше всего сланцевого газа, но технологии пока нет».
По мнению Анатолия, одним из возможных вариантов развития энергетики - изобретение элементов большой ёмкости и транспортировка эл\эн в подобных аккумуляторах - это может упростить транспортировку энергии, т.к. ЛЭП или газо- и нефтепроводы получат ещё одну реальную альтернативу в усилении безопасности.

3. Дипломатия

Коротко и неформально: «Дипломатия - искусство жить за счёт соседей». (в т.ч. вывод: «Чем дальше сосед - тем лучше отношения»).
В рамках лекции профессор часто приводил примеры и опыт Норвегии. Так, в бытность Норвегии без разведанных запасов нефти, бараньи кости, вымоченные в селитре, были основным новогодним деликатесом! При этом, когда запасы энергоресурсов были обнаружены и подтверждены - политической воли Норвежской власти хватило на то что бы отказать Американцам с их технологиями добычи в Мексиканском заливе и, скоординировав внутренние силы, обеспечить разработку технологии шельфовой добычи «с нуля», а так же обеспечить процесс добычи всей необходимой инфраструктурой (привет про-норвежской организации Murmanshelf, никак не дождущейся разработки Штокмановского месторождения). А деликатес из бараньих костей и по сей день собирает огромные очереди на корпоративах норвежских компаний.
Основная проблема эффективного развития энергетического сектора России, по мнению Анатолия Борисовича, это отсутствие государственной воли.

Отношение к образованию и исследованиям

По мнению профессора, лучший уровень образования в странах: Россия, Франция, Англия, США, Германия. При этом: «Большего всего талантов - в России, я много где преподавал, но так сильно глаза горят только у Русских». Однако: «Не каждый потенциал реализуется, всё очень индивидуально, но научный путь, безусловно, один из самых достойных и интересных», - стал отрезвляющим ответом на вопрос «Какой путь вы советуете выпускникам-специалистам и бакалаврам?»
При этом, государственная воля имеет отношение и здесь, большой «уровень» кумовства в гос.корпорациях и гос.аппарате не играет на руку эффективности и развитию, в определённых структурах родственные связи - единственный инструмент рекрутинга персонала.

Если говорить о культурном уровне образовательной системы, в России есть чему развиваться. Например, MIT (Массачусетский Технологический Институт) выложил на свой сайт в свободный доступ все свои образовательные программы, в то время как наши научные светила и образовательные учения, зачастую, сильно цепляются за авторство своих программ и материалов.

Для наглядного сравнении работы молодых учёных, профессор изобразил два пути. Проще говоря, у любого молодого учёного его научная работа строится в два этапа. Первый - между первой и второй (слева) пунктирными линиями - это этап изучения всех предшествующих исследований по данной теме и проблематике. Второй - это этап анализа и привнесения в науку чего-либо своего, естественно, нового. Разница в своего рода «радикальности» с которой подходят наши учёные ко всей существовавшей до них научной парадигме и к такой же радикальности со стороны научных руководителей и научных институтов к важности и значимости полученных научных результатов, которые непременно должны быть революционными и сверхактуальными.
Однако, при всём при этом, даже иностранцы признают необычный способ мышления Русских учёных и высокую их эффективность.
На вопрос внедрения новых знаний на практике, было отмечено следующее. Если разделять R&D и образовательную систему - всё же фундаментальные исследования в R&D лабораториях не совершаются, коммерческие компании не считают себя настолько богатыми, что бы финансировать фундаментальные исследования. Фундаментальные исследования совершаются в университетах и специализированных институтах. Что касается R&D с уклоном в образование, т.е. в обучение специалистов, то лучшая внутренняя школа у компании Shell, самые интересные внутренние разработки у Total. (R&D - Research & Development, по-русски НИОКР - Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы)

Штокман - большое дело! (или некоторые заметки на этот счёт):

Официальный расчёт размера необходимых инвестиций (по данным бывшего управляющего проектом) в Штокман составляют 2,64$ триллиона до 2050 года. Из них 680$ необходимо «дозатратить» на геологоразведку. Однако, если рассчитывать по европейским (норвежским) стандартам общая сумму составит от 4$ трлн. до 6$ трлн. Вопрос «Кто прав?» остаётся открытым.
Так же, если вспомнить опыт Норвегии по разработке новых стандартов и технологий практически «с нуля», не совсем ясно, зачем необходимо участие норвежской и французской стороны в данном проекте. Очевидна истина: технологии и стандарты можно покупать, но лучше разрабатывать своими силами. Включение же сторонних участников, с другой стороны, оправдано разделением возможных рисков (в т.ч. финансовых), но в СМИ, по какой то причине, попадают слова про технологическое участие других стран.

обзор, Штокман, наука, экономика

Previous post Next post
Up