Строго говоря, это название носят два объекта. Но один из них с первых свидетельств был стоящим, про него и про свидетельства о нем мы и будем в основном говорить; второй с первых свидетельств лежал, поэтому название получил "за компанию"; скажем немного и о нем.
Два Александрийских обелиска из гранита, считается, были вырублены в Асуане при Тутмосе III около 1475 года до н.э. и привезены при императоре Октавиане Августе в Александрию в честь победы над Антонием в известном сюжете в I веке до н.э. Там и получили название: Иглы Клеопатры. Стоячий был подарен США и перевезен в Нью-Йорк, лежачий подарен Англии и перевезен в Лондон.
Добавлю один интересный факт: первый проект обелиска на месте Александровской колонны на Дворцовой площади - фактически копия двух Александрийских обелисков. Но от него отказались в пользу проекта, повторяющего Александрийскую же гранитную колонну Помпея, каковую и построили за два года. Слева нью-йоркский, справа лондонский, в центре проект Александрийского обелиска, все три - фактически один проект одного цеха.
Вес Лондонской Иглы 180 тонн, Нью-Йоркской 244 тонн. Их доставка и установка в 1878 и 1881 годах в эпоху механизмов и стали были задачами решаемыми. В этом посте хорошая подборка материалов по доставке Нью-Йоркского, тут подборка по Лондонскому.
До отправки Нью-Йркского обелиска проводили раскопки основания. Есть фото с обеих сторон.
Налицо чугунный остов, на котором и формовали постепенным поднятием грунта и опалубных форм обелиск. А без него 244-тонное сооружение априори стоять не будет.
Вот это, пишут, бронзовые опоры из-под Нью-йоркского обелиска. Стояли в двух углах по диагонали, в двух других опорами были камни.
Проблема в том, что при весе 244 тонны подпорочки из медных сплавов сомнутся, как пластилин, и без этих табличек ясно.
И чугуняка на фото на эти декоративные подпорки из бронзы далеко не похожа. И что, интересно, за камень мог - в теории - подпирать два других угла? Рыхлая глыба рядом с чугуном - явно не он.
А если мы посмотрим на угол с "бронзовой подпоркой" на правом фото с раскопок, то увидим, что фотограф примитивными средствами , доступными в 1880 году, т.е. легкими движениями кисти еще по мокрому, поработал над этим углом, замыливая изображение. А потом так же примитивно нанес изображение реечки поверх)) Фотошопа не было, увы, у фотографов 140 лет назад... Левое фото вообще дурацкое рисование. Фотограф явно не из поколения камеры Обскура, те рисовали в масштаб аккуратней.
Свидетельство. В 1651 году прибыл в Александрию старец Арсений Суханов, и описал град пречудный зданием, что был знатно украшен, а ныне пуст. Им же дано описание и игл Клеопатры, и пирамид в труде Проскинитарий.
Впервые он был издан в 1837 году в составе 2 тома "Сказаний русского народа" Иваном Сахаровым в журнальной версии, в 1849 году в книжной. До этого существовал в списках. Сегодня даже церковные круги многие такие списки объявляют подлогом . Сахаров указал, что печатал со списка конца 17 века, сверенного с синодальным оригиналом. Издатель 1870 года называет своими источниками "рукопись недревнюю, сверенную со списком" самого Суханова из синодальной библиотеки, рукопись этнографа 19 века Перевощикова и рукопись, датированную по шрифту, которым она исполнена, временем "около 1730 года". Эту дату "свидетельства Суханова о пирамидах" нам и придется принять за первую более-менее надежную.
"Свидетельства" у Суханова еще меньше, чем у Барского.
Пристроены в конец главы о Египте три строки между описанием крокодилов и живности на индийском базаре и поля с мумиями:
Во Египтѣ же за рѣкою Ниломъ, идѣ же столпы древніе фараоновы могилы учинены великаго дива, яко горы учинены; снизу широки, а сверху заострены.
Это всё.
Понятие у переписчика , дописавшего в труд Суханова фразу о пирамидах, еще более мутное, чем у Потемкина, издавшего труд Василия Барского посмертно, он даже и слова "пирамиды" еще не знает.
Хотя Суханов, считается, был великим знатоком и переводчиком греческого.
Ясно, что нынешних пирамид Суханов видеть не мог; они бы обязательно нашли отражение в каком-нибудь более конкретном виде. Как не имел понятия о том, как называется этот вид памятников, ранний переписчик труда Суханова в 1730 году. Они строились, но были еще в стадии куч грунта, фараоновыми горами - уж четыре-то грани величайшего чуда света обязан был заметить любой мифический и немифический Суханов, увидев их.
А это страничка с описанием Иглы Клеопатры у Суханова.
Автор обычно весьма точен в описании размеров, но здесь грубо ошибся.
12 саженей - 25,6 м.
Высота Иглы менее 21 метра. Из них, как мы помним по фото раскопок, не менее 4 метров было в земле.
Ошибиться в полтора раза едва ли мог автор, всегда точно указывавший размер. А раз у источника в полтора раза завышена высота, то он не мог видеть обелиск, но знал о нем.
Описание изображений еще более странное. Ни на нью-йоркском, ни на каком другом египетском обелиске нет такого:
сабли, луки, рыбы, головы человѣчьи, руки, ноги, топорки, а инаго и знать нельзя
Объясняются эти странности, на мой взгляд, одним. На момент самого раннего надежного списка 1730 ни древнеегипетской письменности, ни понятия о ней в научном обороте еще не было.
Рисунок Барского также датирован 1730 годом, но он бесспорно рисован с натуры. Сравним с оригиналом в Нью-Йорке.
Характерно искажена перспектива у Барского - верх сжат, чем выше, тем сильнее, низ растянут. Такой ракурс возможен, когда художник стоит ближе к колонне и примерно на треть длины колонны выше фотографа. Сейчас такая точка в воздухе.
Это сравнение многое дает.
Барский застал финал строительства - уборку строительного (опалубного) грунта.
И мы вслед за Барским уверенно можем датировать окончание строительства 1730-м годом.
У цеховика - "переписчика Суханова" было представление об обелиске, но в момент его последнего впечатления он мог видеть только холм, на верхней площадке коего еще шла формовали обелиск.
Сабли, луки... а инаго и знать нельзя наверняка были в проекте до нынешней письменности древних египтян, картушей, нынешнюю еще не разработали.
Остается объяснить, как быть со свидетельством об Игле путешественника, художника, писателя Корнелиса де Брюйна, который был в Александрии и якобы видел обелиск в 1681 году, о чем рассказал в книге Reizen van Cornelis de Bruyn в 1698 году.
Чтобы понять, что художник не видел обелиска, достаточно посмотреть на свидетельство и оригинал.
Бросается в глаза, что художник изобразил совсем небывалую верхушку Иглы в первом случае и невозможную ни при каком ракурсе верхушку во втором.
Далее, он поставил обелиск на землю как предмет с плоским дном. От незнания, естественно. У реального обелиска низ закруглен со всех сторон, без постамента и опор он стоять не может. Именно в месте начала закругления у художника граница земли.
Сравнение с этой и этой стороной; их барельеф больше других похож на набросанный художником.
Рисунок барельефа, в отличие от рисунка Барского, в первом случае - чушь из головы, во втором - крайне небрежный, условный и поспешный набросок, еще и на нестандартной вкладке, не типичной для 730-страничной книги. Видимо так и было: рисунок делался в год издания, по совету издателя, причем эскиз барельефа художнику дали буквально на минутку, чтобы он просто кружочки-линии набросал, форму же обелиска, вершину, в тот момент никто не представлял - ни художник, ни издатель, ни советчики.
*
В книге и на рисунках Барского есть еще два памятника - вторая, лежачая Игла Клеопатры и стоящая колонна Помпея.
Они старше Нью-Йоркской Иглы, хотя вряд ли больше, чем на годы.
Лежачая Игла никогда не стояла, в Лондоне ее и поставили первый раз. А в Александрии делали на месте, формовкой искусственного гранита в металлической форме, что заметно по закругленности грани, резко отличающей ее от четкой, граненой нью-йоркской Иглы, делавшейся вертикально, строительным грунтом. Слегка продавила масса опалубный лист характерным для листовой металлической формы образом - строители с порциями частили или сроки схватывания не блюли.
Опалубные формы снимались выкапыванием. Как сняли, так и бросили обелиск, даже не прикопав; цех всю дорогу делает эти вещи по минимуму. Художник-документалист David Roberts, 1838 год.
Стоять обелиску не на чем, пятка гладкая, остова нет.
Обратим внимание, как стропят колонну с основания - это единственный возможный способ.
Сравните со строплением нью-йоркской Иглы: так цеплять стропы можно только за каркас - одно целое с обелиском.
И еще раз помянем единый цех, делавший историю и в Египте, и в Питере. Второй готовый к моменту достройки Иглы Клеопатры александрийский памятник, колонна Помпея - технологическая копия питерского Александрийского столпа, сделанного век спустя той же технологией - составной сердцевиной под гранитную оболочку. Посмотрите , как строилась Александровская колонна, и по каким признакам это видно.
Фото от реставраторов, как в Питере, не нашлось, есть только туристские фото снизу. Но и на них прослеживаются и характерные волны питерского столпа.
И продольное латание оболочки, типичное для питерского; шов от опалубной формы виден вдоль заплат реставраторов, он мог стать причиной продольной трещины в оболочке.
И перекос с энтазисом.
Строительный грунт на колонне Помпея использовался только для сердцевины, дальше нужны леса подвид питерских на картине Гагарина и кольцевая опалубная форма из створок.
Английский капеллан Томас Шоу (Thomas Shaw, 1694-1751) был в Египте в 1721 году и показал те самые сабли, луки... а инаго и знать нельзя Суханова в книге 1738 года Travels, or, observations relating to several parts of Barbary and the Levant . Естественно, проект. Высота Иглы, по тексту книги, 50 фр.футов (16 метров) и 3 фута в земле, второй Иглы он не знает.
И еще о приритете свидетельства Барского, а не европейских авторов. В том же 1730 году ректор Парижского университета Роллен издал первый, посвященный Египту, том монументального труда о древней истории, компиляции всех известных сведений историков античности, переведенный Тредиаковским в 1749 году. Читаем, зная, что 120 локтей, 180 футов, 30 саженей - это 50, 54, 64 метра. Т.е. ни один источник обелисков в глаза не видел.
*
Иными словами - итожим - первое бесспорно реально свидетельство об Игле Клеопатры, да еще в процессе достройки на стадии уборки строительного грунта - свидетельство Василия Григоровича-Барского 1730 года. Это и есть год строительства данного памятника. Все имеющиеся свидетельства ранее этого года настолько расходятся с реальным объектом, что в принципе не могли быть оставлены людьми видевшими реально исполненный объект.
[Приходится ставить]Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302.