Рад, ибо в душе - скандалист

Nov 25, 2023 16:17

 
 

Справа на фото Габриэле д'Аннунцио и Ида Рубинштей - у них в Париже был бурный роман в 1910-1911 г.г.
Слева - французская карикатура на них.

Габриэле д'Аннунцио (1863-1938) - итальянский писатель, поэт, драматург и политик, личность неординарная.
Ида Рубинштейн (1883-1960) была знаменитой танцовщицей, вот их роман и окарикатурили в танце:
д'Аннунцио сделали на голову выше Иды, хоть в жизни было всё наоборот.

А Иду Рубинштейн, может, давно бы забыли или помнили бы только узкие специалисты, если бы...
   
Если бы не художник Серов, который в Париже в 1910 году увидел Иду Рубинштейн на сцене.
И тоже впервые - как и Габриэле д'Аннунцио.
Д'Аннунцио, впервые увидев её на сцене, загорелся идеей написать что-нибудь особенное для Иды Рубинштей.
И написал - пьесу-мистерию "Мученичество святого Себастьяна" (музыка Дебюсси).

Вот эскиз Бакста к первой постановке мистерии:


И первая же постановка вызвала немалый скандал: архиепископ Парижа требовал немедленно запретить!
Ибо великого католического святого на сцене изображала мало того, что женщина (полуобнажённая),
так ещё и еврейка.





А Серов, увидев Иду на сцене, решил написать её портрет.
И написал:


И портрет тоже вызвал немалый скандал.
Серов получил по полной от прессы (да от прессы ладно бы). Получил и от собратьев-художников.
Репин называл портрет "гальванизированным трупом", Суриков - "безобразием"!
Звучали заявления про "самый неудачный портрет мастера", "уродство", "декадентство"...

А сам 46-летний Серов говорил про весь шум вокруг портрета: -

"Вот какие бывают скандалы. И я рад, ибо в душе - скандалист."

К сожалению, не прошло и года после "Портрета Иды Рубинштейн",
как Серов умер от приступа стенокардии (ноябрь 1911 года).

И почти сразу после смерти художника "Портрет Иды Рубинштейн" перешёл в разряд -
"последний шедевр мастера" и "классическое произведение русской живописи совершенно самобытного порядка"...

А ещё Серов почти одновременно с "Идой" писал "Портрет княгини Орловой":


Говорят, княгине Орловой ужасно не нравился "Портрет Иды Рубинштей".
И, когда она дала согласие, чтобы её портрет кисти Серова повесили в Русском музее имени Александра III,
то только с условием - чтобы она и Ида не висели бы рядом...

Наверное, чтоб не видели, какими похожими их сделал Серов...
На мой взгляд - очень похожи,
особенно громадная шляпа на одной и замысловатая причёска на другой:)


 

Иллюстрации взяты из свободных источников Сети

художник, живопись, женщины

Previous post Next post
Up