Всем привет, начинаем (=переходит в публичную стадию) новый проект: создание книги, разъясняющей суть и философию религиозного сионизма, на основе книги р. Хаима Друкмана "Ким'а ким'а". Читайте, возражайте, ставьте вопросы!
Мы выставляем сейчас этот текст по главам для обсуждения. При этом хотелось бы получить не только замечания, но и серьезные критические вопросы, которые, по вашему мнению, неправильно или недостаточно отражены. Полученные вопросы мы будем задавать как самому р.Друкману, так и другим раввинам религиозного сионизма, и эти дискуссии/ответы войдут в книгу.
*****=Оглавление: Предисловие ==****
0.-0.Техническое замечание к процессу перевода книги на русский язык 0. Предисловие р.Друкмана 0.1. Религиозное значение изучения истории: Обдумывать ход истории в контексте прихода Машиаха 0.2. Недопустимо не ценить великое благо Всевышнего, давшего нам создание Государства Израиля 0.2-а. Равновесие в восприятии достижений и недостатков: 0.3. При этом мы переживаем также и провалы 0.4. Книга состоит из двух частей: теория геулы и практика понимания геулы 0.5. На нас лежит ответственность увидеть Дальнейший текст - гл.1 - см.
http://pinchas.livejournal.com/69758.html0.-0.Техническое замечание к процессу перевода книги на русский язык
Книга рава Хаима Друкмана "Ким'а ким'а" - сборник его лекций в его ешиве по вопросам философии религиозного сионизма.
До сих пор на русском языке почти не издавалось книг, объясняющих подход религиозного сионизма и его отношения к Израилю. При этом есть довольно разных анти-сионистских книг, которые как бы с религиозной точки зрения критикуют государство Израиль. Поэтому важно создание книги, которая будет объяснять подход религиозного сионизма.
Рав Друкман дал согласие на то, чтобы русское издание его книги не было просто переводом, но было "пересказом" и разъясняло дополнительные моменты, важные для русскоязычного читателя. Сейчас сделан начальный перевод этой книги. Нашим планом является выставлять этот перевод в интернет и провести по нему дискуссию. Далее на основании этой дискуссии текст будет расширен, дополнен и откорректирован (с консультацией с р. Друкманом).
Желтым выделены те отрывки, которые добавлены нами в перевод.
Зеленым выделено то что кажется нам лишним в русском переводе, утяжеляющим его без необходимости. Мы планируем в основном удалить эти отрывки в процессе дальнейшей работы над книгой.
0. Предисловие р.Друкмана
0.1. Религиозное значение изучения истории: Обдумывать ход истории в контексте прихода Машиаха
Важный принцип иудаизма - "ожидание Машиаха". Рамбам включает его в 13 основ веры.
В Талмуде это принцип сформулирован как "Устремленность на Избавление", Ципия ле-геула. Талмуд (Шабат 31а) говорит, что среди вопросов, которые задают человеку из Израиля на небесном суде после его смерти, есть вопрос "ожидал ли ты Избавления?"
Рабейну Нисим Геронди (РаН) в своих комментариях к Талмуду добавляет к этому вопросу слова "в дни свои" - т.е. "ожидал ли ты Избавления в дни свои?". Что меняет это добавление? Разве не разумеется само собой, что человек может ожидать спасения лишь в дни своей жизнь? Но Рабейну Нисим показывает новый смысл этого вопроса: на человека из Израиля возложена обязанность ожидать Избавления, обдумывая события, происходящие в его дни.
Эти слова применимы ко всем поколениям, но особенно к нашему - когда мы ясно видим Божественное Избавление в ходе всех событий, пришедшихся на наше поколение, великих и знаменательных событий: возвращения в Страну Израиля, возрождение государства Израиля, собрание изгнанных, возвращения под нашу власть Земли Израиля и Иерусалима. Как же можно не увидеть в этом руку Всевышнего, Твердыни Израиля и его Избавителя?!
Хидуш Рабейну Нисима состоит в том, что "ожидание" это не только эмоционально действие, - но это также и аналитическое действие, обдумывание хода истории и особенно текущей истории. Более того, это религиозное восприятие истории - не только еврейской, но и общей истории.
Это означает, что необходимо изучать историю, политологию, социологию. Изучение социальных процессов, как в историческом, так и в текущем плане является частью осуществления принципа "Устремленность на Избавление".
Понятно, что не обязательно каждый день читать все новости, , - но важно внимание к историческому ходу вещей.
К сожалению, хидуш Рабейну Нисима не был в достаточной мере воспринят в еврейском обществе. Евреи в эпоху галута ощущали себя выкинутыми из истории, - и принцип религиозного внимания к истории не был понятым, на него не обратили внимания и не посчитали неактуальным. Мы должны исправить это.
"Обдумывать ход истории в контексте прихода Машиаха" - это значит смотреть на всеобщий хода истории не только причинностно, но и телеологически, - в рамках всеобщего развития человечества, в рамках того, к чему человечество должно прийти.
Чтобы обдумывать, надо знать. Если ты не знаешь что-то, то и обдумывать не можешь. Поэтому вместо казалось бы "совершенно лишнего светского знания" - изучение истории вдруг предстает необходимой интегральной частью заповеди ожидания Машиаха
Конечно, не надо бросаться в крайности. Не является задачей просто изучение чисто истории ради истории, - но при этом религиозно недопустимо и отсутствие знания истории.
0.2. Недопустимо не ценить великое благо Всевышнего, давшего нам создание Государства Израиля
Государству Израиля сегодня больше шестидесяти лет. Большинство его граждан уже родилось в Израиле или приехало в него в детском возрасте, для них государство Израиль существовало как будто бы всегда.
Это ощущение - накладываясь на вообще свойственный евреям критический подход к жизни - нередко порождает гиперкритицизм, когда обращают внимание лишь на недостатки и отрицательные явления Израиля (которые, конечно, тоже существуют), не ценя при этом по настоящему то великое благо, которого мы удостоились с возрождением Государства Израиля. Для того, чтобы сохранять Поэтому, для сохранения равновесия в нашем подходе, мы обязаны помнить две тысячи лет изгнания, сокрытия Божественного Лица, угнетения и страдания, притеснения и беды, преследования, резню и погромы, вплоть до последней ужасной Катастрофы.
Пятого ияра 5708 (1948) года Всевышний вновь обратил к нам Свой лик, вновь открылось, что Богу угоден Его народ. Всему миру открылась вечная огромная любовь Творца мира к еврейскому народу, ибо сказано "любовью вечной возлюбил нас Господь Бог".
В этом аспекте очень важно осознавать великое значение Государства Израиля и Дня Независимости. За это мы должны благодарить Бога всем сердцем и всей душой, петь Ему песнь избавления.
0.2-а. Равновесие в восприятии достижений и недостатков:
(это дополнение - соединить его с предыдущим параграфом?)
У многих людей, когда они критикуют Государство Израиль, совершенно сбивается равновесие, и они обращают внимание на недостатки, забывая сравнивать с этим великие достоинства, которые мы имеем благодаря существованию Государства Израиля: что мы можем приехать в страну, что мы можем здесь жить, что у нас есть различные возможности его продвижения.
Иногда это является идеологической слепотой: человек не хочет видеть важнейшие достижения Израиля, поэтому он игнорирует их.
Равновесие в видении это очень важно. Нужно видение баланса достоинств и недостатков: с одной стороны, видеть недостатки по отношению к идеалу, с другой видеть достоинства того, насколько много еврейский народ продвинулся за последние полтора столетия, с момента начала сионистского движения.
0.3. При этом мы переживаем также и провалы
С момента возрождения государства мы переживаем великие радости, но также и великие провалы. И эти провалы у некоторых создают разочарование. Они спрашивают: Разве это ведет к Избавлению? действительно ли мы находимся в процессе геулы? Не так ли что геула должна наступить в один миг, с приходом Мессии: он приедет на осле и перенесет нас на орлиных крыльях в нашу землю? находимся ли мы в процессе избавления, - когда порой представляется, что народ Израиля не достоин того?
Как ответ на эти и на другие вопросы выросла эта книга. Необходимо прояснить, начиная с Торы, тот путь избавления, по которому нас ведет Владыка мира в нашем поколении,. Нам предстоит глубже понять слова наших учителей, великих Израиля во всех поколениях. Эти темы могут проясниться исключительно из Торы, данной из рук того, «по слову Которого был создан мир».
как эти достижения и провалы увязать друг с другом - Вопрос очень нетривиальный.
0.4. Книга состоит из двух частей: теория геулы и практика понимания геулы
Книга состоит из двух частей:
Теория геулы. В ней выясняется в общих чертах путь "последнего избавления", - как должно проходить Избавление, какие его общие принципы (это главы 1 - ...)
Практика понимания геулы. Она занимается вопросом применения принципов "последнего избавления" в отношении государства Израиль; вопросом того как теория, изложенная в первой части, применяется в отношении государства Израиль сегодня. (это главы ... - ...)
Прояснение путей геулы из ее источника, из Торы, выстраивает правильное отношение к государству Израиль. Понимание подлинной ценность государства Израиль имеет смысл применительно к тому, что касается нашего поведения в нем и отношения к нему. Понимание того, как преодолеть слабость существующую в стране, как правильно относится к государству, когда управление им не совпадает с картиной того, каким образом, по нашему представлению, должна явиться геула.
0.5. На нас лежит ответственность увидеть
Мы живем в великую и особенную эпоху. Мы должны увидеть нашу реальность, "ее великий свет и ее мрачную тень" глазами умеющими видеть, всматриваться, умеющими оценить и признать то огромное благо, которого мы удостоились самим возрождением государства. Только так можно помочь развитию тела государства и входу в него души жизни святости.
Да будет воля Господа на то, что как мы удостоились увидеть «начало геулы» - так же удостоимся увидеть ее полное свершение.