Латунные плитки в мостовой с выбитыми на них именами, датами рождения и смерти - это проект Stolpersteine, "Камни преткновения". Неброские и небольшие надгробия у тебя под ногами.
"Здесь жил Лео Гофманн, 1908 года рождения. Убит 18.8.1942 в конлагере Нойенгамме".
"Здесь жил Генрих Блюме, 1919 года рождения. После многочисленных арестов отправлен в 1940 году в концлагерь Фульсбюттель, переведен в Нойенгамме. Убит 27.2.1943". В 24 года, значит.
Нам повезло (написал это и споткнулся..), экскурсию по бывшему когда-то гей-районом Санкт-Паули согласились провести для нас доктор исторических наук Готфрид Лоренц и его коллега Ульф Больман - по их книгам я изучал историю преследования гомосексуалов в Веймерской республике, Третьем Рейхе и в послевоенной Германии. Благодаря им же в гамбургских мостовых лежат более 50 камней преткновения для людей, осужденных и убитых по 175 нацистскому параграфу, за "однополое соитие".
Ульф и Готфрид начали экскурсию у парка вокруг статуи Бисмарка. До второй мировой здесь находилась самая большая и известная "плешка" города - павильон общественного туалета.
Там где сейчас строится очередная высотка раньше стоял театр оперетты - люди пели, пили, плясали. Стучали. 175 параграф идеально подходил для анонимных доносов на холостяков. Здесь арестовали первого тенора.
Институт тропической медицины, из которого в концлагерь отправили главврача. Донос написал зам, позже занявший пост глава.
Панюшкин все снимает для своей
передачи на
Дожде.
Через день Игорь Кочетков будет читать доклад о положение гомосексуалов в царской России и в СССР, который станет первых шагом на пути к междунарожной конференции по правам человека осенью 2012 года.
На этом месте копирую свой старый пост: С 70-ых все знали, что полиция заносит геев в т.н. "розовые списки", как это делалось в нацистской Германии. Ходили слухи, что через зеркало в общественных туалетах снимают на камеру "засветившихся". Но доказательств слежки не было. Через несколько дней после первого гей-парада в 1980-ом молодой зеленый красивый Корни Литман (ныне актер, театральный директор, "босс" Репербана и (теперь уже бывший) президент гамбургского футбольного клуба) разбил зеркало в мужском туалете, за которым действительно находилось помещение для слежки. Фотографии попали в прессу, разгорелся скандал, все каморки замуровали, "розовые" списки уничтожили. Литман вошел с этим в политику и породил новую волну правозащитного ЛГБТ-движения.
Про все это нам рассказывает и показывает на ч/б фотографиях Ульф, пока мы стоит у туалета на Репербане. Про Литмана все в группе слышали и до этого - он финансировал гала-концерт, он в прошлом году приглашал а гей-парад племянницу Фиделя Кастро и ее соратников гей-активистов - как в этом году мы пригласили питерцев.
И тут на расстоянии нескольких метров и одного кадра в фотокамере (вентиляционные идолы Репербана широко ухмыляются) на встречу выходит Литман.
С собачкой.
От нежиданности кто-то начинает хлопать в ладоши как ребенок, увидивший на утреннике живого деда мороза.
Дед мороз выглядит сутенером, снимается с группой на фоне своих театров и приглашает всех вечером " на напитки".
На два часа к воде.
Игорь.
Света.
Вечером Литман еще больше похож на элитного сутенера. На фоне красного бархата, в костюме "с искрой", с замедленными жестами он рассказывает про свою дружбу с семьей Кастро, про бытность единственным открытым геем среди владельцев футбольных клубов, про проститутов перестроечного Санкт-Петербурга и пр.
Щедро поит, как обещал, напитками.
Когда во время антракта в кафе спускаются блаженного вида зрители, Корни приглашает нас на второй акт спектакля. А чтобы мы могли следить за действием, пересказывает краткое содержание первого акта. Про неверную жену, мускулистого швейцарского крестьянина у которого не закрыт гештальт со своей почившей матушкой, про дух матушки и хиты ансамбля АББА, на которых спектакль держится. Автор сценария и режиссер он сам. Отказаться сложно.
Пока мы рассаживаемся в зале Литман приходит с подносом напитков и пол зала поворачивается в креслах, чтобы рассмотреть, кому это "хозяин Репербана" подает пиво и блади мэри. Сам спектакль оказывается чудовищным трэшачком. Но поют в живую и живо. Первый тенор всей этой оперетты (герой-любовник и звезда народного телесериала) гей - история почти повторяется. Зал долго апплодирует стоя. Мы тихонько ретируемся, чтобы не толпиться у гардероба и идем в соседнее кафе, встречать товарища, который в подарок на день рождения получил контрамарку на травести-шоу.
В следующем посте - экскурсия по ратуше (неоготика и неоренессанс), прием у бургомистра и старейшая однополая пара Германии.
Спасибо всем, кто дочитал.
Продолжение программы
"Гамбург и Питер против гомофобии" День первый. Гала-концерт. День четвертый. Мемориальный комплекс "Концлагерь Нойенгамме". День четвертый, часть вторая. Городской архив. День шестой. Группа антигомофобного просвещения в школах.