Стамбул. Церковь Богородицы Паммакаристы (Фетхие Джами)

Apr 04, 2016 10:02

византийских церквей в Стамбуле, как вы наверняка догадываетесь, огромное количество. далеко не все дожили до наших дней в каком-то более-менее приличном состоянии, но тем не менее, за пять с половиной веков после завоевания османам не удалось до конца убить культурное наследие Византии, и слава Мрзд, что не удалось.

среди огромного количества достопримечательностей города есть две византийские церкви, находящиеся сильно в стороне от центральных и оттого намного более популярных мест. и несмотря на то, что они входят в музейную карту Стамбула, далеко не каждый турист отправляется посмотреть на них, и совершенно зря.
я сейчас говорю про церковь Хора (она же музей Карие) и церковь Богородицы Паммакаристы (Фетхие Джами).
замечательны они в первую очередь своими чудом сохранившимися мозаиками.

про церковь Хора я тоже как-нибудь расскажу, а сегодня приглашаю вас одним глазком взглянуть на Фетхие.



эта церковь - самый значительный памятник искусства, сохранившийся в Стамбуле от правления Палеологов.
по площади уцелевших мозаик она уступает лишь Айя-Софии и церкви в Хоре.

2. паммакариста = радующаяся.
слова "Богородица, дева, радуйся..." произнес архангел Гавриил, пришедший рассказать Марии новость о божественном зачатии.
в честь этого события и была построена церковь. к сожалению, дожила она в невредимости до наших дней только снаружи.

историю ее вы можете чуть подробнее прочитать в Вики, хотя и там информации не так уж и много. даже в датах постройки специалисты расходятся.
согласны они лишь в одном: это поздневизантийское зодчество, построена (или перестроена) она, вероятно, к XII веку.
по одной из версий, нынешнее здание было возведено вскоре после окончания владычества крестоносцев над Константинополем (1261 г.), когда византийцы занимались восстановлением города.




3. через 3 года падения Константинополя, в 1456 году Вселенский патриарх перенёс свою кафедру в церковь Паммакаристы, где она оставалась до 1587 года.
а в 1590 году султан Мурад III ознаменовал завоевание Закавказья обращением церкви в мечеть Fethiye Camii («мечеть Завоевания»).
при создании молельного зала были разобраны все внутренние перегородки и перекрытия.
уцелел и сохранил мозаичный декор только южный придел храма.



4. несколько фресок тоже сохранились.
здесь вы видите трёх волхвов, несущих дары.



5. но именно мозаики поражают воображение.
в куполе изображен Пантократор и 12 пророков.



6. Спаситель, мозаика в конхе.



7. придел очень тесный, и мозаиками покрыт был абсолютно весь.
в юго-западной части находятся шесть фигур святых монахов.
вверх ногами, к сожалению - Григорий Просветитель.



8. вверху - Св. Антоний.



9.



10.



11. в часть, где всё было разобрано под молельное пространство мечети, проход закрыт.
остаётся лишь представлять себе, как всё могло выглядеть когда-то.
но что меня всегда привлекало в византийских церквях - это их свет даже при минимуме окон.



12. снаружи становятся понятны первоначальные размеры церкви.



13. по южной стене каллиграфическим рельефом начертана эпитафия, сочинённая придворным поэтом Мануилом Филом.



14.



15.



16.



напоследок хочу вам показать небольшое видео, оно даст немного больше представления о том, как там внутри красиво.

image Click to view



вы, кстати, будете смеяться, но звуковую дорожку к ролику я подобрала из категории религиозной музыки и госпелов. видимо, это такой христианский рэп))
но вроде бы неплохо вписалось, так что я довольна.
а на сегодня объявляю конец экскурсии.

Стамбул, архивы, поездки, romantique, культурное, видео, Турция, историйа, фото

Previous post Next post
Up