В сердце - боль, слезы на глазах, молитва на устах.…
Только так можно писать о том, что переживаешь, слушая «Бориса Годунова» воистину великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Страшно, красиво, правдиво и очень больно…это главные впечатления. Даже современный зритель, комфортно сидящий в театральных креслах, не менее удобных, чем
недорогие детские автокресла, испытывает сильнейшие эмоции.
Обращение Мусоргского к исторической патриотической теме было подготовленным событиями 1861 года, которые были пережиты композитором с отчаянием. Действительно, отмена крепостничества в России стала чем-то новым, еще непонятным и незнакомым для народа явлением. А в идейно-культурной сфере и в сфере искусств такое явление вызвало подъем патриотизма, самосознания русского народа, обращения к историческим корням, то есть все романтические тенденции. Однако это был не западный чувственный романтизм, а вообще что-то новое и неизведанное. В первую очередь внимание интеллигенции было направлено на самые трагичные переломные периоды в русской истории. К тому времени классиком русской музыки, Михаилом Глинкой, уже была создана одна русская историческая опера - «Жизнь за царя» о начале правления династии князей Романовых. Одновременно с Мусоргским за работу над исторической оперой берется и русский ученый-химик, и композитор Александр Бородин («Князь Игорь»). Только вот если «Иван Сусанин» Глинки скорее опера-предание, к тому же со значительным искажением реальных исторических фактов, то «Борис Годунов» - это первое «документальное» историческое полотно на русской оперной сцене. Сюжет оперы полностью соответствует реальным событиям, то есть исторически идентифицирован. В качестве источника упоминается «История государства Российского» Николая Михайловича Карамзина, в оперном либретто, которое, кстати, написал сам Мусоргский, использован текст из одноименной драмы Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Сразу должен оговориться, оперу долго не принимали к постановке по политическим и цензурным соображениям. Лишь благодаря тому, что музыка оперы сразу завоевала любовь среди ее исполнителей и тех, кому довелось впервые услышать ее отрывки, оперу все же пропустили на сцену Мариинского театра. Премьера состоялась в феврале 1874 года спустя пять лет после того, как опера была закончена автором, и прошла с грандиозным успехом.
Действие оперы заключено в исторический период правления между 1598 и 1605 годами. За историческую основу взят период правления Бориса Годунова в названный период времени, который непосредственно предшествовал началу Смутного времени в России.
События происходят то в России, то в Польше. Сама опера предполагает исполнение ее в четырех актах-действиях с большим прологом. Состоит из десяти картин. Надо отметить, что каждая картина оперы у Мусоргского - это большая сквозная сюжетная сцена, в которой органично сочетаются сольные номера, дуэты, хоры, вступления и заключения. Все подчинено идее, сюжету, нет никаких специальных музыкальных вставок-дивертисментов, которые бы не вписались в общую сюжетную канву.
Содержание сюжета - известное. Речь идет о восхождении на царский престол посредством дворцового переворота (убиением прямого наследника - маленького царевича Дмитрия) царя Бориса Годунова и о дерзких попытках самозванцев занять царское место. Опера не начинается увертюрой, а сразу вводит в действие. Всего лишь короткое лаконичное оркестровое вступление, лишенное всякой изобразительности и театральности, возводит нас к народной массе. Начинается опера, словно обнажается душа, это возрастающая мысль, психологический ввод, затрагивающий сердце. Пролог оперы решен в двух картинах, очень важных по сюжетному, музыкальному и образному содержанию. В первой картине зрителям предстает двор Новодевичьего монастыря в Москве, наполненный народом. Их согнали для того, чтобы молить Бориса венчаться на царство. Их причитания перемежены с речью думного дьяка о неумолимости боярина. Завершается картина хором православных богомольцев, призывающих славить Бога, его силы, и молить Бога о победе над «змием лютым» - «смутой русской да безначалием». Вторая картина - венчание на царство, народный праздничный хор. Здесь же дана первая характеристика Годунова.
Первое действие, в противовес величественным, массовым народным сценам из пролога, происходит почти камерно. Например, первая его картина - сцена в Келье монаха-летописца Пимена с его келейником, Гришкой Отрепьевым. «Одно последнее сказанье» завершает многолетний усердный безымянный летописный труд монаха, а посвящено оно, конечно же, убиению царевича Дмитрия. О том событии расспрашивает его келейник, давно его мучают странные сны и лукавые мысли. Картина вторая - и вот тот самый Гришка вместе с двумя беглыми монахами, отцом Михаилом и отцом Варлаамом, оказывается в корчме на литовской границе. За ним погоня, но, как и предсказывала хозяйка корчмы, шинкарка, «ни беса лысого» пристава не поймали, Гришка ловко увертывается от них.
Действие второе переносит нас в покои царского терема, где мирно проводят свое время дочь Бориса, Царевна Ксения, и сын его, Царевич Феодор, тут же их мамка-кормилица. Впрочем, жизнь их не так безмятежна, как может показаться. Совсем недавно семью постигло большое горе - погиб жених Ксении. В государстве - волнения, голод, мор. За спиной Бориса - сплетни, доносы, упреки. Шуйский сообщает Годунову о появлении в Польше Самозванца - Лжедмитрия.
Обе картины третьего акта посвящены событиям в Польше, знакомству Самозванца Отрепьева и шляхтички Марины Мнишек, поддавшись ее уговорам, Гришка решает осуществить задуманное.
Четвертое действие - самое насыщенное событиями. Сцена на площади перед собором Василия Блаженного. Идет первая неделя Великого поста, праздник Торжества Православия. В соборе пропели анафему Гришке-самозванцу и вечную память царевичу. Происходит страшное - Юродивый обличает Бориса перед всем народом: «Мальчишки отняли копеечку. Вели-ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича…», «Нельзя молиться за царя-Ирода…Богородица не велит». Бориса уже давно мучают галлюцинации с кровавым мальчиком. Он приходит на совет, говорит с боярами, и тут появляется Пимен. Монах поведал царю чудесную историю исцеления слепого на могилке Царевича Дмитрия. Борис не выдерживает, велит позвать сына, монахов для пострижения. Царь умирает. Завершает оперу сцена в лесу под Кромами. Здесь собралась толпа бродяг, они верят самозванцу, и желают смерти Бориса Годунова, а пока развлекаются, глумясь над Борисовским боярином-воеводой. Самозванец обращает за собой всю эту толпу и призывает идти с ним в бой за престол.
На сцене остается один Юродивый, его песней тихо завершается опера:
Лейтесь, лейтесь слёзы горькие.
Плачь, плачь, душа православная!
Скоро враг придёт и настанет тьма.
Темень тёмная, непроглядная.
Горе, горе Руси!
Плачь, плачь, русский люд.
Голодный люд.
Опера «Борис Годунов» и сегодня производит неизгладимое впечатление на людей как старшего поколения, так и на молодежь, несмотря на то, что они являются продуктами нынешней эпохи нигилизма и каждый имел в детстве
автокресло graco, персональный компьютер и другие предметы цивилизации.