(
предыдущая часть)
+ + +
Должно быть вы замечали, что в советских кинофильмах и на картинках в детских книжках со второй половины 30-х и вплоть до 60-х
русские дети часто носят тюбетейки. И взрослые тоже нередко встречаются в тюбетейках. Причём далеко не в Средней Азии. Почему, что за странная советская мода, откуда взялась?
в 30 - 50 годы прошлого века в Советском Союзе тюбетейки стали носить представители творческой интеллигенции
Елена Крученицкая: Я хорошо помню свой детский сад. Это 1950-54 гг. Очень многие мальчики носили тюбетейки. Не настоящие, узбекские, с красивой ручной вышивкой, а ширпотреб. Я не думаю, что их привозили из Средней Азии, скорее всего, какие-нибудь артели или фабрики выпускали. Взрослые мужчины тоже их носили, но не так массово. Толку от них было немного. Они не защищали лицо от солнца, были довольно тёмных оттенков и т.д. А если нет солнца, жары, тогда вообще зачем головной убор? Так что эта мода к началу 60-х сошла на нет.
Вячеслав Лебедев: Тюбетейки повально носили вплоть до начала 70х. Мой отец в детстве тоже носил тюбетейку.
Геннадий Мирошник: Не знаю почему, но и мы малыми в 50-х годах носили тюбетейки, наверное потому что одна страна была и в магазинах продавалась.
Krz Viking: Я носил туристские кепки - с пластмассовыми козырьками и надписью "Теберда" или "Сочи". Тюбетейки в 60-х годах продавались в России в каждом магазине - лежали пачками, причём узбеков вокруг было немного. Мне нравились как эти цветные шапочки сложенные стопками выглядели, я иногда спрашивал родителей: "а можно и мне тюбетейку?" Но меня воспитали на туристских кепочках.
Владимир Пронин: Помню детство середина 50х начало 60х, Челябинская область, в нашем посёлке все парни ходили в тюбетейках и хромовых сапогах, а девушки парням с которыми дружили дарили тюбетейки которые сами обшивали бисером. Вот така была мода.
Roman n.: Прекрасно помню, как в конце 60-х, когда мелким жил у бабушки в Черкесске, мне покупали года три на лето тюбетейку. В магазинах они были свободно. Причём изготавливались в РСФСР. Потом появились матерчатые бейсболки с пластмассовыми козырьками, с надписями RIGA и ТALLINN и тюбетейки навсегда канули в прошлое:)
АнтиДот83: Статью сейчас прочитал матери (1939г.р.) говорит, что с 1952 по1956 годы она носила тюбетейку. ВСЕ пацаны того времени "фасонили" в таких головных уборах, считалось очень круто, правда почему так было не знает. Сама носила потому, как на Новый Год в школьной постановке играла узбечку, и она (шапочка) ей очень шла, была необычной и очень пёстрой (цветастой). Цветных вещей было крайне мало. Платье ей, рассказывает, мама пошила из штор и выкрасила жёлтыми таблетками хинина! Такой красоты не было ни у кого в школе!!! Это тогдашняя Бурят-Монголия г. Улан-Удэ, нынче республика Бурятия.
Геннадий Самаркин: Вопрос конечно интересный, сам иногда задумываюсь. В 60-ые у меня с братом были тюбетейки. Район, приравнённый к Крайнему Северу, Карелия. Молодёжная стройка, но азиатов я у нас в городе не знаю. Тюбетейка совсем непрактична, солнце ходит низко, своей дочке уже что-то постоянно с козырьком одевал, от солнца нужны какие-то козырьки, поля. На юге-то ещё как-то понятно, солнце в зените, главное затылок прикрыть, солнце в глаза не так сильно бьёт, но вот на Севере...
Подсоветские русские не могли взять в толк, почему советская власть сорок лет их побуждала (но не заставляла!) носить дурацкие тюбетейки. И что характерно, изначально это таджикские тюбетейки. Ношение таджикских тюбетеек культивировалось ещё в сталинском СССР, причём пример подавали с самого верха.
Дело было так. Советская пропаганда прославила таджикскую девочку, обладавшую суперспособностями к сбору хлопка.
юная 11-летняя школьница Мамлакат Нахангова, которая равняясь на Алексея Стаханова, донбасского шахтёра, перевыполнившего суточную норму в 14,5 раз и добывшего 102 тонн угля, собрала за день 102 кг хлопка.
Школьница-таджичка перевыполнила норму взрослого человека по сбору хлопка в семь раз!
Мамлакат участвовала в сборе хлопка в колхозе им. Лахути Шахмансурского сельсовета Сталинабадского района Таджикской ССР и начала собирать хлопок двумя руками, принося за день по 70-80 кг, в то время, когда обычный взрослый собирал в среднем, 15.
Мамлака́т Акбердыевна Наха́нгова (тадж. Мамлакат Оқбердиевна Наҳангова, 6 апреля 1924,- 2003) - участница стахановского движения в СССР (Таджикская ССР), основала пионерское стахановское движение, в возрасте 11 лет отличившись при сборе урожая хлопка; самый юный и первый среди пионеров кавалер высшего ордена СССР - ордена Ленина (1935 год).
В декабре 1935 года в числе передовых колхозников южных республик СССР Мамлакат посетила Москву, где произошла встреча со Сталиным. В Кремле она была награждена высшей советской государственной наградой - орденом Ленина «за трудовой героизм и успехи в поднятии урожайности хлопка», получив его из рук Председателя Всесоюзного ЦИК М. И. Калинина. Мамлакат знала всего несколько слов по-русски, её речь переводил свояк Анастаса Микояна, учивший таджикский язык. Сталин подарил Мамлакат фотокарточку, где она снята среди членов Политбюро (Сталин, Молотов, Андреев) в таджикских халатах. На обороте карточки Сталин оставил надпись: «Товарищу Мамлакат Наханговой от И. Сталина за хорошую учебу и работу, 4.XII.1935 года»
В. М. Молотов, И. В. Сталин, /Яковлев/, /Чубарь/ в таджикских национальных костюмах
во время
встречи с передовыми колхозниками Таджикистана. 1935 г.
Девочка-пионерка из далёкого Таджикистана стала известной в одночасье. Её портреты печатались во всех газетах. Она позировала скульпторам и художникам.
В 1937 году на первом Всесоюзном параде физкультурников в Москве
таджикские спортсмены вынесли на Красную площадь огромный портрет,
где были изображены Сталин и Мамлакат.
В «Букваре» на титульном листе было напечатано стихотворение: «У таджиков звучны имена, Мамлакат - это значит страна». Детвора до войны поголовно носила среднеазиатские расшитые тюбетейки. Они вошли в моду из-за Мамлакат. О ней слагали стихи и песни.
Это о ней песня - «Мамлакат-пионерка идёт, а вокруг рукоплещет народ» …
«Девочка-таджичка, джан, всей стране известна стала,
Добрый хлопок ты дала, сделала дешёвой ткань
Ты, душа моя...
Шёлковый наряд надела, чай зелёный попила,
В школе принялась за дело, на «отлично» всё сдала.
Ты, душа моя...»
Надо отметить, что советская номенклатурная интеллигенция начала демонстративно носить тюбетейки ещё в первой половине 30-х, известны фотографии Горького и Демьяна Бедного в тюбетейках. Особенно странно, что тюбетейку стал носить Горький (и, пожалуй, стал первым высокоранговым тюбетеечником в СССР). Горький пламенно обличал враждебную духу европейской цивилизации азиатчину, упрекал русских в татарщине, как вдруг по приеду в СССР надел на голову реакционную тюбетейку.
Сталин и Горький в скверике на Красной площади, 1931 год.
Н. В. Вольский-Валентинов: … подгоняя меня скорее прислать статью,
Горький прибавлял: "Очерки европейского быта нам крайне важны. Быт наш тяжек, нездоров, полон азиатских наслоений. Нужно его чистить и чистить. Корректуру в него может внести знание Европы и европейской жизни".
Так, повторим, Горький писал в 1930 г. Но с каждым последующим годом мысль о "корректуре" Азии Европой, о каких-либо полезных "бытовых" заимствованиях из неё владыкам Кремля все более представлялась предосудительной, подозрительной, вредной. Внедрялась шовинистическая идея, что все совершенства и блага мира уже находятся в стране восточного деспота - гениального
Сталина. Маршируя вслед за этой эволюцией, М. Горький, к удивлению знавших его людей, даже водрузил на свою голову татарскую тюбетейку, в которой доселе видел эмблему Востока, столь же отвратную ему, как "пирог с морковью". Очень памятно, как однажды Горький мне говорил: "Отталкивание от европейской культуры может проявляться в виде кажущихся неважными мелочей. Реакционер Константин Леонтьев, например, остервенело убеждал турок, татар и балканские народы не расставаться с феской, с тюбетейкой и не надевать европейского костюма. Он не без основания рассчитывал, что под феской и тюбетейкой дольше и крепче продержится в черепе азиатский дух".
Однако пример Горького не вызвал массового подражательства, тюбетейки распространились в СССР после того, как была опубликована фотография Сталина в тюбетейке.
Сталинские тюбетеечные традиции продолжил и Хрущёв.
Хрущёв в Узбекистане, третий слева - главный советский идеолог Михаил Суслов
С визитами Хрущёва в Таджикистан связны странные истории.
В октябре 1962 года в Таджикистан приехал первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв. Это был второй и вместе с тем, внезапный визит советского вождя.
Президент США Джон Кеннеди был готов отдать приказ напасть на Кубу, а Хрущёв мог нанести ответный удар по США. Тогда же советский лидер неожиданно
посетил Таджикистан. Это был его второй визит в Таджикистан, сразу после 22-го съезда партии в начале октября 1962 года. И это было несколько неожиданно, даже для его соратников по Политбюро. Кремлёвские чины терялись в догадках: как, почему, что случилось, нужно ли это сейчас?..
(…)
в Таджикистане уже начали забывать о внезапном визите советского руководителя. О нем вспомнили только несколько месяцев спустя. Хрущёву предстоял визит в Англию, где его должна была принять английская королева. Так получилось, что в тот день был день рождения влиятельного принца Англии. Стали готовить подарки. Кто-то предлагал подарить машину, кто-то меч. И Хрущёву вспомнился свой день рождения - по восточному гороскопу он родился в год Лошади. Он спросил у управляющего делами ЦК КПСС Д.В. Крупина: «Дмитрий Васильевич, а где таджикский конь, которого подарил тот председатель колхоза? Может, возьмём его с собой в Лондон?».
Ему ответили, что коня не видели. Хрущёва это возмутило: как же так, подарок подарили, но забыли привезти?! Он тут же позвонил первому секретарю ЦК КП Таджикистана Д. Расулову. Тот вызвал Раджабали Давлатова, который недоумевал: конь на месте, команды не было…
Таджикские колхозники потом уже рассказывали, как они спецвагоном доставили коня в Москву. Но как был воспринят таджикский подарок англичанами, увы, этого мы не знаем…
Хрущёв первый раз побывал
в Таджикистане в ноябре 1954. С визитом в Британию тов. Хрущёв ездил в 1956 году. Таджикский конь в подарок английскому принцу это красивая таджикская легенда, упомянул её для восточного колорита. Восточная сказка ложь, да в ней намёк
Полагаю, мои проницательные читатели, по окончании таджикского цикла статей вам нет надобности отдельно разъяснять, кто и почему в СССР упорно одевал русским на голову (таджикские) тюбетейки.
+ + +
Сталин И.В., речь на приеме в Кремле участников декады таджикского искусства 22 апреля 1941:
… Вот мы с вами наслаждаемся здесь плодами дружбы народов, Я вижу, что здесь кроме молодёжи присутствуют и старики, например, я. Так вот мы, старики, помним, - молодёжь, может, и не помнит, да молодёжи, пожалуй, и не обязательно помнить, - но мы, старые большевики, помним о том, как мы называли старую, царскую Россию тюрьмой народов. Сейчас мы имеем Советский Союз - широкую ниву, на которой работают свободные равноправные народы. Таковы результаты политики дружбы народов.
Но кто выработал эту политику? - Ленин.
Это он, Ленин, противопоставил старой идеологии, заключающейся в том, что одна раса возвышается до небес, а другие народы принижаются и угнетаются, этой старой идеологии, [c.211] являющейся мёртвой, не имеющей будущности, противопоставил новую идеологию - идеологию дружбы народов, заключающуюся в том, что все народы равноправны.
Эта идеология победила, и мы пользуемся её плодами. А организовал эту политику - Ленин.
Я скажу по-восточному - мы его тень на Земле и светим его отражённым светом.
Я предлагаю тост за Ленина.
Я хочу сказать несколько слов о таджиках. Таджики - это особый народ. Это не узбеки, не казахи, не киргизы, это - таджики, самый древний народ Средней Азии. Таджик - это значит носитель короны, так их называли иранцы, а таджики оправдали это название.
Из всех нерусских мусульманских народов на территории СССР таджики являются единственной не тюркской, - иранской народностью. Таджики - это народ, чья интеллигенция породила великого поэта Фирдоуси, и недаром они, таджики, ведут от него свои культурные традиции. Вы, должно быть, чувствовали в период декады, что у них, у таджиков, художественное чутье тоньше, их древняя культура и особый художественный вкус проявляются и в музыке, и в песне, и в танце.
Иногда у нас русские товарищи всех смешивают: таджика с узбеком, узбека с туркменом, армянина с грузином. Это, конечно, неправильно. Таджики - это особый народ, с древней большой культурой, и в наших советских условиях им принадлежит большая будущность. И помочь им в этом должен весь Советский Союз. Я хотел бы, чтобы их искусство было окружено всеобщим вниманием.
Я поднимаю тост за то, чтобы процветало таджикское искусство, таджикский народ, за то, чтобы мы, москвичи, были всегда готовы помочь им во всем, что необходимо.
+ + +