May 19, 2011 18:49
Пирожок, как и любое живое существо, можно условно разделить на три взаимосвязанные сущности:
Первое -- тело пирожка, или "форма".
С точки зрения формы, пирожки, как и все животные одного вида, не отличаются между собой: четыре строки четырёхстопным ямбом, нет рифм, заглавных букв и знаков препирания.
("Ямб" -- это означает, что ударения должны стоять на четвёртом и восьмом слогах каждой строки! Когда я вижу пирожок со смещением ударения (т. н. "синкопой"), для меня он как плохо воспитанный человек: его родители (автор) не нашли в себе сил/желания/способностей воспитать достойного человека; обошлись малой кровью по принципу "и так сойдёт" и не привели к подобающем у виду. "Синкопа" в пирожках для меня признак слабости автора.)
Физически слепить пирожок довольно просто. На это как бы намекает само название жанра. Тяп-ляп -- и вышел пирожок! Казалось бы, можно только научиться выражать мысли четырёхстопным ямбом, и можно клепать пирожки противнями. Но эта внешняя простота обманчива. Такие пирожки будут пирожками только по форме. А что, разве пирожок это не только форма?
Второе -- это душа пирожка, её ещё называют "содержание".
Не следует забывать, что пирожки -- это потомки хокку. Просто русский и японский языки немного отличаются, поэтому чтобы выразить те многогранные смыслы и глубину, для выражения которых японцу достаточно семнадцати слогов, русскому необходимо раза в два больше. (Как вы думаете, ровное соотношение слогов в хокку и в пирожке "один к двум" специально, или нарочно?)
В пирожке, как и в хокку, мысль должна быть максимально сконцентрирована. Тридцати четырёх слогов достаточно, чтобы вместить в них целую жизнь.
Никогда не стоит забывать, что содержание всегда должно идти впереди формы. Автор должен идти от души к телу, и никогда наоборот. Сначала рождается задумка, затем она обличается в форму пирожка.
Третье -- это дух пирожка. То неуловимое, обо что сломано столько копий ;-)
По духу пирожки похожи на русские сказки и на детские страшилки. Они выполняют практически ту же функцию! Пирожки формируют в читателе правильное отношение к жизни. Если мы к чему-то серьёзно относимся, мы начинаем от этого зависеть; зависимость порождает агрессию, а агрессия -- это эмоция, направленная на уничтожение. Пирожки учат несерьёзному отношению к "серьёзным" вещам. В пирожке, как и в русской сказке, как и в детской страшилке, смерть (самое главное унижение жизни) и унижение каких-либо морально-нравственных ценностей (семейные ценности, благородство, идеалы) это что-то совершенно обычное и привычное. Поэтому самые частые темы в пирожках -- это смерть, конфликты во взаимоотношении полов и говно (как символ грязного и земного в противовес высокому и чистому).
В пирожке даже террористы, педофилы и гомосексуалисты не выглядят как абсолютное зло; в пирожке даже исус нарушает собственные заповеди; все герои пирожка одинаково смешные, немножко нелепые, и вызывают в читателе радость и умиление.
Пирожок учит нас тому, что здоровье, богатство, карьера, сама жизнь, семья, религия, этика, отношения -- это относительные понятия, относительные ценности. И если стихотворение может быть просто красивым и радовать, для того, чтобы называться хорошим, то хороший пирожок -- это всегда конфликт, разрыв шаблона. Пирожки пишутся не логикой, не разумом. Чтобы написать пирожок, нужен импульс, позволяющий выйти за их пределы. В пирожке перестаёт действовать человеческая логика, и начинает действовать божественная логика, которая находится вне человеческой. Поэтому часто пирожки на первый взгляд совершенно нелогичны, и нелепо выглядят события и поступки героев. Причинно-следственные связи в пирожке не подчиняются привычным законам. В каком-то смысле пирожки это внучатые племянники творчества обэриутов и сюрреалистов.
Главное в пирожке не основная мысль пирожка, не красота его метафор и смыслов, а то пост-ощущение, которое после него остаётся. Пирожок -- это как удар обухом по голове, как бунюэлем по зрачку, как выстрел в храме. Пирожок отправляет читателя в нокдаун, и читатель, огорошенный новой мыслью, отрывает взгляд от монитора, откидывается на спинку стула, и в голове у него что-то переворачивается. Пирожок открывает читателю новый мир, и готовит читателя к приятию этого мира IRL.
Дух пирожка -- это его мировоззренческая составляющая. Это то, что останется с читателем после того, как он прочитает пирожок.
Ну и пара несвоевременных мыслей о жанре на посох.
Часто для пирожка (в отличие от просто стихов) достаточно одной лишь метафоры, одного наблюдения, одного удачного каламбура. В пирожке всего лишь четыре строчки, поэтому при написании пирожка автор затрачивает очень мало энергии (но чем больше он её затратит, чем более выстраданным получится пирожок, тем он будет жизнеспособнее). Пирожки развращают. Автору в голову заползла умная мысль; он чуть-чуть подумал над ней, залил в пирожковую форму -- и вот уже он получил целое произведение искусства! Поэтому пирожки я называю поэзией для ленивых поэтов (это если смотреть на пирожок, как на поэзию, но ведь пирожок -- это же нечто большее, правда?) Чтобы написать пирожок, нужен определённый тип мышления, поэтому все пирожковые авторы в каком-то смысле похожи друг на друга.
Некоторые забывают, что создатель наделил их полной свободой, и при написании пирожков ориентируются на всякую лабуду, типа на других авторов, архивы, "общественное мнение".
Так вОт. При написании пирожка никаких прочих пирожков, никаких "авторов" с их "стилями", ничего вообще не существует, кроме того пирожка, который вы пишете! И он, этот пирожок -- самый лучший и единственно правильный.
В последнее время заметна тенденция к написанию пирожков "головой". Логикой и разумом. Но логикой и разумом пишутся шутки, анекдоты, но никак не пирожки. Выход из системы - это самое ценное, что есть в пирожке. Преодолевайте сопротивление человеческого в себе и инерцию ума!
У меня есть определённая классификация для четверостиший, которые публикуются наравне с пирожками, но которые я к пирожкам не отношу.
Есть пирожки-пейзажи (или пирожки-натюрморты), в которых ничего не происходит, есть только описание.
кругом накурено напито
в меню лишь водка и бухло
из всех углов опохме лица
со злостью смотрят сквозь меня
Такие рисунки как бы отражают состояние, но лишены сюжета, поэтому для меня это не совсем пирожки.
Ещё есть пирожки-смешные_шутки.
зачем солдаты ходят строем
а это просто для того
чтоб в голове у командира
поменьше места занимать
(supposedly_me)
или
вчера ходили на горбушку
купил в подарок другу диск
подачи наших теннисисток
коллекционный эмпэтри
Для меня это просто смешные шутки, достойные, может быть, прочтения со сцены кавээна или публикации в газете "Байки. Апельсин". Но тут только шутки, познаваемые головой (а пирожок дОлжно чувствовать другими частями тела (в основном, гниющими и отпадающими)), поэтому для меня это тоже не пирожки.
А ещё есть пирожки-концепты!
осталось написать три строчки
теперь зато осталось две
а вот уже одна осталась
а вот уже и ни одной
(iznatomen)
или
взглянув на кисть с прижатым пальцем
увидишь строчки пирожка
мой средний палец укорочен
а указательный велик
(hyjlo)
или
влад бессердечный кардиолог
глеб без диплома дипломат
иларион танкист без башни
николь путана беспезды
или
хуй хуй хуй хуй хуй хуй хуй хуй хуй
хуй хуй хуй хуй хуй хуй хуй хуй
хуй хуй хуй хуй хуй хуй хуй хуй хуй
хуй хуй хуй хуй хуй хуй хуй хуй
(Маяковский)
Для меня это тоже не пирожки, но, как и всё вышеперечисленное, просто-хорошие-четверостишия, имеющие право на жизнь.
Ах, да! Самое главное чуть не забыл! Главное и единственное непреложное правило при написании любого пирожка -- никаких правил!
Засим всё. Продолжение следует.
АПД: Друзья, эта статья -- повод подумать, обсудить поднятую тему. Напишите, с чем вы не согласны. Обоснуйте своё мнение. Предложите свои мысли!