Максим Петрович Дмитриев (1858-1948) - один из двух (вместе с Андреем Осиповичем Карелиным) родоначальников нижегородской фотографии - родился крепостным человеком в д. Повалишино Тамбовской губернии. Судьба поначалу не особенно благоприятствовала мальчику, однако именно благодаря невиданной прежде социальной подвижности "пореформенной России" будущий признанный мастер фотографии сумел найти свое место в жизни. Дорога, приведшая М.П. Дмитриева в Нижний Новгород, - впоследствии ставший для него родным, - началась с Москвы, где он устроился подмастерьем в фотоателье М.П. Настюкова. Быстро дорос до ретушёра, ездил с боссом на Нижегородскую ярмарку, где традиционно был спрос на продукцию фотографов. Тогда-то он и познакомился с А.О. Карелиным, помощником которого с разными промежутками времени проработал с 1879 г. вплоть до того момента, пока не открыл в Нижнем Новгороде свое собственное фотоателье. Случилось это в 1886 г., а настоящее признание пришло к М.П. Дмитриеву в 1889 г. - после Всероссийской фотографической выставки в Москве. Тогда же определилась и основная направленность его таланта - публицистическая фотожурналистика. М.П. Дмитриев снимал сложный феномен Нижнего Новгорода рубежа XIX и XX вв., городские пейзажи которого были лишь декорациями, внутри и в непосредственной близости от которых текла противоречивая жизнь с обитателями "ночлежек" и приставами, купцами и шансонетками, старообрядцами и политическими ссыльными...
В каталогах фотографий М.П. Дмитриева эта обычно проходит как "Кулачный бой". Нужно пояснить, что перед нами очень конкретное место в НН - Ночлежный дом Н.А. Бугрова (ул. Рождественская, 2). Чтобы почувствовать атмосферу снимка в полной мере, имеет смысл перечитать пьесу "На дне" М. Горького. Обратите внимание на надписи: "Вести себя тихо", "Песен не петь", "Водку не пить".
На этой групповой фотографии мы видим самого М.П. Дмитриева, который в забавной, панибратской позе опирается о правое колено орденоносного пристава Макарьевской части Нижегородской губернии.
М.П. Дмитриев в окружении семьи.
Портрет Владимира Галактионовича Короленко (1853-1921) - писателя-оппозиционера, которому довелось прожить в нижегородской ссылке целых 10 лет (1885-1895). За это время М.П. Дмитриев сделал несколько художественных фотопортретов В.Г. Короленко.
Дошла до нас и стандартная фотография В.Г. Короленко, сделанная в фотоателье М.П. Дмитриева.
Портрет купца Ознобишина - поставщика шпал для железной дороги. С первого взгляда кажется, что фотография постановочно-костюмная, но нет - в таких вот полосатых сюртуках и широченных шароварах ходили по Нижегородской ярмарке богатейшие люди страны.
Сестры Густовы - шансонетки при Нижегородской ярмарке. Шансонетки - это как бы певички в кафешантанах, но была в этой профессии и обратная сторона, связанная с проституцией.
Масленникова - еще одна шансонетка-куртизанка.
Оборотная сторона паспарту на фотографиях фотоателье М.П. Дмитриева.
Дальше будем разбирать не-студийные фотографии М.П. Дмитриева
Никольский женский монастырь в селе Подлесове (современный Кстовский р-н Нижегородской обл.). Паперть церкви святителя Николая Чудотворца.
Настоятель молельни старообрядцев-поморцев в Семёнове. Семенов - уездный город Нижегородской губернии - считался одним из главных центров старообрядчества на Нижегородчине.
Ложкарный базар в Семёнове.
Эту фотографию обычно называют "День белой ромашки на Благовещенской площади". Благовещенская площадь - она и сейчас так назвается - находится в непосредственной близости от Нижне-Волжской набережной и Канавинского моста.
Нижегородская ярмарка. Ее история началась в 1817 г., когда, после перевода в Нижний Новгород Макарьевской ярмарки, здесь, на левом берегу Оки началось строительство Гостиного двора, спроектированного архитектором Августином Бетанкуром, и одновременно начинает возводиться Спасский (Старооярморочный) собор по проекту Огюста Монферрана.
Нижегородская ярмарка затоплена половодьем. На переднем плане - т.н. Китайские ряды. Вдалеке - у места впадения Оки в Волгу - высится собор Александра Невского.
Китайские ряды во время половодья.
Еще одна картинка с половодьем.
Почти Венеция! На Нижегородской ярмарке была своя Театральная площадь. Именно здесь была установлена камера М.П. Дмитриева.