И снова к вопросу о перестройке рояля

Apr 05, 2005 00:56

Некий текст, рассказанный спонтанно одному замечательному человеку (если это мне не приснилось). Захотелось изложить письменно - как это тебе?

Метафора навеяна одноименным текстом А. Ровнера и многими-многими другими (вместо копирайта ;)

Рояль и фортепиано, существующие в современном виде благодаря работе И.С. Баха «Хорошо темперированный клавир», занимает в музыкальном мире особое положение, уступая по диапазону только органу.

Взрослого, гармоничного человека, со всей душою занятого любимым делом, окруженного кругом любящей семьи и друзей, искренне интересующегося окружающими людьми и миром вполне можно сравнить с качественно изготовленным и регулярно настраиваемым роялем, на котором техничный и талантливый пианист исполняет прекрасное произведение. Линия его жизни - вот та мелодия, которая вплетается в звучание человечества.

Увы, человечество как целое еще очень молодо, и процесс изготовления и настройки рояля, равно как и процесс обучения пианиста и выбора произведения во многом протекают стихийно. Удачные находки в этом процессе повышают «качество звучания» и за счет этого получают более или менее широкое распространение, участвуя в своего рода эволюции культуры.

В целом на настоящий момент процесс воспитания и образования больше походит на сборку рояля из случайно собранных частей, не всегда подходящих друг к другу и вообще к роялю как таковому; при настройке широко используются принципы «и так сойдет», «звук есть - и хорошо!», «да на этой струне никто и не играет никогда», при этом некоторые струны рвутся, другие не натягиваются вообще, педали могут западать или отсутствовать. В итоге реально звучащими являются в лучшем случае 5-15% струн.

Что же до выбора и исполнения мелодии на таком инструменте, то играют на нем обычно одним пальцем. Звучные аккорды из 3-4 звуков являются редкостью и извлекаются случайно, несколько раз за жизнь, навсегда оставаясь в памяти потенциального пианиста. Мелодия осваивается путем прямого подражания раздающейся вокруг «музыке», иногда - дрессировкой, и это дает впечатляющие на общем фоне результаты. Преобладают мелодии монотонные, на одной ноте с равномерным ритмом.

Важной подробностью музыкоизвлечения в его современном варианте является то, что многие клавиши находятся вне власти «пианиста» - на них нажимают, порой не догадываясь об этом, случайные прохожие, порывы ветров, капли дождя и метеориты. Действию многообразнейших случайных факторов напрямую подвержены многие струны, а глухие удары по корпусу многим кажутся важной составной частью мелодии.

Разумеется, такое использование не улучшает общего состояния инструмента. Уход за ним сводится порой к протиранию пыли с четырех клавиш и примерной подстройке одной струны.

Жизнеописания людей, имевших в своем распоряжении целую исправную октаву, две работающих педали и овладевших двухголосной прелюдией поражают современников и потомков величием свершений и красотой звучания.

Описанная печальная картина содержит в себе при более глубоком рассмотрении как минимум одну безусловно радостную весть: у каждого взрослого человека есть «рояль», находящийся целиком в его распоряжении - если он этого хочет. Каким бы он ни был, независимо от количества исправных струн и состояния корпуса - это рояль, построенный по тому же принципу, что и прекраснейшие образцы своего вида, и в силах владельца привести его в достойное состояние и освоить гармоничные мелодии по своему выбору - было бы желание!

openmeta, private

Previous post Next post
Up