Продолжаем цикл постов про мобильные гаджеты, на этот раз на очереди практические рекомендации, благодаря которым можно продлить срок службы аккумулятора мобильного устройства.
Вчера мне на глаза попался один пост в ЖЖ на эту тему, однако он затрагивал только совет от самих производителей - не допускать разряда ниже 20% и не заряжать батарею больше 80%. К этому моменту мы ещё вернёмся, а для начала, о более значимых вещах.
Прежде всего, основной причиной быстрого износа АКБ в современных гаджетах является повальное увлечение пользователей быстрой зарядкой. Да и сами производители нас к этому подталкивают - на рынке сейчас где-то 90% ЗУ используют именно быстрый алгоритм, который позволяет даже очень ёмкую батарею зарядить буквально чуть больше, чем за час. И вроде бы это удобно, но не стоит забывать, что производителю надо, чтобы мы меняли свои телефоны раз в 1-2 года, а пользователям, конечно, хотелось бы продлить срок службы своего гаджета и, в идеале, использовать его 3-4 года.
И вот тут и проявляются основные противотечения - при постоянном использовании быстрой зарядки на пару лет ресурса батареи хватит, но дальше придётся менять либо её, либо вообще сам гаджет. При этом, замена аккумулятора в современном смартфоне - операция не самая простая. Если делать её в сервисе, то это потребует некоторых вложений, а самостоятельно поменять аккумулятор сможет далеко не каждый. В итоге, многие пользователи, столкнувшись со значительным падением автономности, предпочитают отправится в магазин за новым телефоном.
Однако надо помнить про физику, ибо что бы вам ни говорили маркетологи, на обойти её законы невозможно. Каждый, кто хоть немного разбирается в электричестве, прекрасно понимает, что чем быстрее будет идти зарядка аккумулятора, тем быстрее он будет изнашиваться. Автомобилисты наверняка вспомнят и о правиле 10%, когда заряжать автомобильный АКБ от сетевого ЗУ нужно с силой тока, не превышающий 10% от ёмкости батареи. Так вот, в мобильном устройстве всё это работает аналогичным образом, ибо, не зависимо от технологии изготовления аккумулятора, базовые законы физики справедливы для любой системы накопление энергии.
Для максимально безвредной зарядки любого аккумулятора, напряжение заряда должно быть немного больше его номинала, а сила тока уж точно не превышать 50% ёмкости. А теперь подумайте, как достигаются баснословные цифры мощности быстрых ЗУ в 50вт, и даже в 100вт и больше. Всё очень просто - за счёт увеличение напряжения и силы тока намного выше этих безопасных параметров. И хотя контроллер зарядки смартфона как-то пытается нивелировать негативные моменты за счёт не линейности этих параметров, но это только борьба с уже возникшей негативной ситуацией. Куда проще её вообще не допускать.
Так что я рекомендую заряжать гаджеты от ЗУ, выдающего 5В напряжения и 2А силы тока. На самом деле, это не такие и маленькие параметры. Возьмём стандартную батарею, которая имеет номинальное напряжение в 3,7В (максимальное в 4,2В) и ёмкость 5000мА/ч. Получим, что напряжение больше номинала уже на 26%, а сила тока составляет аж 40% от ёмкости АКБ (привет правилу 10%, которое тут нарушается в полный рост). И это параметры самой обычной, а не быстрой зарядки. Быстрые же варианты могут выдавать и по 12В напряжения, и по 6А силы тока. Понято, что это уже не просто критические, а закритические параметры для любого аккумулятора.
При этом, зарядка от 5В и 2А обеспечивает пусть и не быстрое, но уверенное восполнение ёмкости батареи. Скажем, за пару с лишним часов современный гаджет от такой ЗУ полностью зарядится. А часто ли нам нужно заряжать его быстрее? Нет, бывают редкие ситуации, когда вот прям сейчас надо за полчаса подзарядить хоть на сколько-то, и потом отправится куда-то, где телефон будет нужен, а зарядки не будет. Но часто ли у вас возникают такие ситуации? Вот у меня, в среднем, один раз в 2-3 месяца. А обычно мы заряжаем телефон в спокойной обстановке, вечером дома, и тут совсем нет разницы, час понадобится на его зарядку или три.
Так что первое и основное правило долгой «жизни» аккумулятора - используйте зарядное устройство, которое выдаёт не больше 5В и не больше 2А. И использование такой зарядки будет намного более эффективным способом, чем все остальные, описанные далее.
Теперь что касается того самого «глубокого» разряда и максимального заряда телефона. Да, в принципе, действительно не рекомендуется разряжать гаджет ниже 20% и заряжать его больше 80%, но в реальной жизни эти правила далеко не всегда выполнимы. Если телефон нужен, а у него упал заряд, то всё равно человек продолжит им пользоваться (если нет возможности подзарядить). А постоянно контролировать, сколько там осталось до полной зарядки, неудобно. Да, в современных телефонах есть «умный режим», который анализирует активность пользователя и подзаряжает гаджет до 100% только перед тем, как будет нужна пиковая автономность. Но этот «умный режим» на деле неудобен, ибо многие пользователи не живут по расписанию, и полная зарядка может им понадобиться совершенно в непредсказуемое время. Вот если бы в телефоне была опция вручную принудительно отключать заряд по достижении 80%, тогда это было бы полезно. А от «умного режима» пользу могут получить только люди, живущие по более-менее постоянному графику.
Так что совет тут один - если вдруг увидели, что гаджет уже имеет заряд в районе 90%, то лучше отключите кабель питания. Понято, что специально за этим следить не надо, но если заметили, то примите меры. Если телефон поддерживает принудительную остановку заряда на уровне 98%, то активируйте эту опцию (да, это не 80%, но хоть что-то). Если заметили, что заряд упал до минимума, то постарайтесь подзарядить гаджет, при возможности. Если ситуация заведомо предполагает длительную работу в автономном режиме, то возьмите с собой пауербанк (без опции быстрой зарядки). Но, в целом, доводить до фанатизма это правило малого и большого заряда не стоит - разовые выходы в крайние значения хоть и не полезны аккумулятору, но критичного влияния они не окажут (для этого нужна постоянная эксплуатация в данных режимах).
И ещё один момент - одновременная работа гаджета и его зарядка. Конечно, если у нас зарядка нормальная, а не быстрая, и работа не требовательная к батарее и не нагружает процессор (не увеличивает температуру телефона), то всё нормально. Например, нет ничего страшного в том, чтобы читать новости в интернете и одновременно заряжать телефон.
Но вот если у нас батарея сильно расходуется (например, при просмотре видео высокого разрешения или при использовании навигации), а особенно если при этом ещё и процессор нагревается (в играх), то лучше телефон одновременно с этим не заряжать.
Хотя понято, что в реальной жизни избежать подобных сценариев невозможно, например, вы едете на автомобиле, телефон используется в качестве навигатора, и его надо заряжать, иначе он отключится, а заряжать приходится при включённой работе модуля GPS, что негативно влияет на тепловой режим батареи гаджета и сильно её изнашивает. Да, это так, но увы, отказаться от таких режимов не получится (вы же не запаркуетесь и не подождёте, пока телефон зарядится).
Но можно минимизировать негативные моменты, прежде всего, уменьшением тока зарядки. Во-первых, в таком режиме категорически нельзя подключать быстрое ЗУ, тут уже просто ахтунг для батареи будет. Во-вторых, лучше даже иметь на такой случай отдельное ЗУ с меньшими параметрами, чем у основного. Например, с напряжением 5В и силой тока 1А (для некоторых гаджетов до 1,5А). Тут надо подобрать силу тока так, чтобы гаджет, под нагрузкой, например, от навигатора, заряжался медленно, примерно на 1% за 10 минут. Тогда вы и не посадите его аккумулятор, и негативные воздействия сведёте к минимуму.
Вот, собственно, это три основных правила продления «жизни» аккумулятору. Есть ещё одно дополнение - стараться избегать зарядки гаджета (особенно быстрой) при высокой внешней температуре. Например, не лучшим вариантом будет направление потока горячего воздуха из печки автомобиля на гаджет, который при этом работает как навигатор и подключён к зарядке. Это вообще смертельное «комбо»)
И особенно актуальны все эти советы для новый аккумуляторов, сделанных по Li-Po технологии. По сравнению с привычными уже Li-Io аккумуляторами, новые батареи имеют меньшие вес и габариты, их форму можно делать любой (а не только прямоугольной), они намного меньше боятся мороза. Преимуществ много, особенно в компактной технике. У меня у самого в тонком «Хоноре» стоит сейчас Li-Po аккумулятор. Но надо помнить и про их минус, а он один, но существенный - срок службы такой батареи в два раза меньше. Если Li-Io до потери 25% ёмкости проходил порядка 1000 циклов заряда-разряда, то Li-Po получит аналогичную потерю за 500 циклов.
А это уже ощутимо, ведь даже если заряжать телефон раз в день, то примерно за полтора года современный аккумулятор потеряет 25% ёмкости, а это, на минуту, означает, что вместо 5000мА/ч у вас останется уже 3750мА/ч, а через три года - всего 2500мА/ч.
Так что владельцам новых телефонов с Li-Po аккумуляторами я крайне советую бережно относится к батарее своего устройства с первого дня использования.