Приключения колибри в России.

Mar 06, 2013 23:12

Многие, кто бывал этой зимой в Большом Грызлово, наверняка могли наблюдать полёты тёмно-синего четырёхместного вертолёта с трёхлопастным несущим винтом. Даже большие знатоки авиации вряд-ли могли навскидку опознать эту  изящную машину, а тем не менее, аппарат имеет довольно длительную и интересную историю создания, эксплуатации и нового рождения.





Всё началось в 1991 году когда компания из Флориды Vertical Aviation Technologies Inc. (сокращённо VAT) представила вертолёт Hummingbird (Колибри) 260L, который должен был стать первым в мире четырёхместным сертифицированным вертолетом поставляемым в виде наборов для сборки. Сначала вертолёты планировалась предлагать с автомобильным двигателем V8, затем всё-таки решили применить авиационный Lycoming IVO-435 оснащённый системой впрыска топлива. До двухтысячных годов дела у фирмы шли не шатко, не валко, но затем, на волне интереса к лёгким вертолётам, подогретого не в малой степени успехами фирмы Robinson, дела у фирмы пошли намного лучше, - VAT стала неизменным участником практически всех крупных американских авиашоу, появились сообщения о проданных и летающих в разных странах машинах. Фирма постоянно сообщала о новых улучшениях Hummingbird, в частности, покупателям начал предлагаться так называемый "quick build" комплект для быстрой сборки, была создана новая машина 300LS, оснащённая восьмицилиндровым двигателем LS7, работающем на автомобильном бензине. В январе 2010 фирма сообщила, что проданные ею вертолёты налетали в сумме 100.000 часов. В России вертолёт Hummingbird 260L был впервые представлен компанией "Авианяня" на выставке HeliRussia в 2008 году.

1. Зимние полёты Hummingbird 260L от "Авианяни" нам удалось поснимать в Большом Грызлово в январе этого года.


2. Надо сказать что вертолёт поразил своей малошумностью, - результат применения трёхлопастного несущего винта.


3. Шеф-пилот "Авианяни" выполнял в этот день длительные висения, проверяя управляемость вертолёта в различных режимах. Для фотографа - самый приятный режим съёмки - вроде-бы машина и летает, но в то-же время всё происходит на одном месте.


4. Весения происходили над одной из вертолётных площадок, на полосе в это время не прекращались плановые полёты.


5. Заснеженный лес на заднем плане, что может быть красивее.


6.


7.


8.


9.


10. Вертолёт оснащён колёсным шасси, что очень удобно при перемещениях аппарата по аэродрому. Владельцам Робинсонов для этого приходится пользоваться специальными тележками, но, надо признать, лыжное шасси даёт довольно значительный выигрыш в весе.


11.


12. Немного крупных планов - втулка несущего винта и автомат перекоса.


13. Втулка рулевого винта.


14. Фрагмент трансмиссии.


15. АНО.


16. Крышка бензобака.


17. Огни, лючки, заклёпки.


18. Ручка пилота


19. Кабина и панель приборов.


20. Немножко виден двигатель.


21. На площадке перед ангаром.


22.


23. На этом фото вертолёт прилетел на площадку "Орловка" в Тверской области.


Вообще-то история самой компании VAT началась намного раньше 1991 года, ещё в конце пятидесятых.
Уже тогда компания занималась переделками под конкретных заказчиков стандартных вертолётов, в основном конструкции Сикорского. Так, на счету у  VAT (в ту пору Orlando Helicopter Airways) переделка вертолёта S-55 в вариант Heli-Camper, кабина которого была оснащена всеми прелестями автомобильного туристического кемпера - плита, холодильник, телевизор, душ, места для отдыха. Также выполнялась ремоторизация вертолётов S-55 и S-58 под турбовинтовые двигатели, - подобные работы шли на фирме до начала 2000-х. Интересным проектом VAT была имитация советских вертолётов Ми-24 на базе вертолётов S-55, выполненная по заказу МО в 1987 году.

24. "Флоридский" Ми-24.


25. Как я уже писал, представителем компании VAT в России и дистрибутором вертолёта Hummingbird является компания "Авианяня", - они впервые показали ещё не совсем готовую и неокрашенную машину на выставке HeliRussia 2008. К сожалению, по различным причинам, постройка и доводка первой машины затянулась на три года, но зато теперь этот вертолёт отлично летает.


26. Самый главный "Авианяня" на HeliRussia 2008.


Вертолёты Hummingbird также выросли из машины Сикорского, а точнее из вертолёта модели S-52 созданной  в конце 40-х годов. Сикорский всегда мечтал о "маленьком, безопасном и экономичном семейном вертолете" и много раз прорисовывал проекты таких аппаратов, рассчитанных на перевозку 2-4 человек. В конце сороковых под подобный проект были выделены средства, планировалось что новая машина составит конкуренцию вертолетам Белла и Хиллера. Цельнометаллический, выполненный из алюминиевых и магниевых сплавов вертолет имел хорошо обтекаемую аэродинамическую форму, он оснащался двигателем воздушного охлаждения "Франклин" мощностью 178 л.с. Первый полет S-52 совершил в феврале 1947-го. Заводские испытания показали, что аппарат получился удачным. В феврале 1948 он стал третьим после "Белл-47" и S-51 вертолетом, получившим гражданский сертификат летной годности. Однако область гражданского применения такой машины была в ту пору очень ограниченной. Она оказалась не по карману среднему американцу, а солидные фирмы предпочитали покупать вертолеты с большей грузоподъемностью. Гражданский рынок вертолетов еще не сложился, и Сикорскому пришлось вновь ориентироваться на военных заказчиков. Под пожелания военных пришлось переделывать вертолёт под двигатель большей мощности (245л.с.), работа затянулась, однако вертолетам S-52 оснащёнными старыми двигателями Франклин  удалось повоевать в Корее в составе авиации морской пехоты.
После войны S-52  работали в береговой охране, учебных и испытательных центрах.  Про их прочность и надежность ходили легенды.
Всего фирма "Сикорский Эркрафт" построила 95 вертолетов S-52 всех модификаций.

27. У морских пехотинцев вертолёт S-52 носил обозначение HO5S-1. Эту машину можно увидеть в коллекции вашингтонского авиационно-космического музея.


28. Видно, как сильно этот аппарат отличается от современных Hummingbird, но база у них всё-таки общая.


29. На этом фото, которое я позаимствовал на сайте Sikorskyarchives хорошо видно, как происходит погрузка в вертолёт носилок с раненным бойцом.
Оказывается, для этого левая часть лобового остекления была сделана открывающейся. Корея, 1953 год.


Специалисты из VAT, получив документацию на S-52 в значительной степени модифицировали и улучшили машину. Была изменена конфигурация носа, установлен обтекатель на колонку винта. Управление циклическим шагом стало электрическим, была сконструирована новая панель приборов, и самое главное, был адаптирован к установке новый двигатель. Вертолёт получил новые лопасти несущего и рулевого винта с ресурсами по 1200 и 1700 часов соответственно. И в то же время машина сохранила очень прочную, местами кондовую, фирменную конструкцию Сикорского.

30. На этом фото можно увидеть раннюю модель Hummingbird 260L под порядковым номером 12. Снимок сделан на Sun'n-fun 2006.
Хорошо заметно отсутствие обтекателя колонки несущего винта.


31. Этот мой снимок летящего Hummingbird 260L стал первым на А.нет фото вертолёта этого типа.


32. Большие надежды разработчики вертолёта связывают с установкой на него компактного двигателя  LS7 жидкостного охлаждения, работающего на автомобильном бензине. В этом случае вертолёт показывает очень и очень неплохие экономические показатели, что позволит ему уверенно конкурировать с машинами Робинсона.


33. Сборка такой машины ударными темпами уже идёт в Большом Грызлово. Есть надежда, что эта машина будет закончена намного быстрее предыдущей.


Тех кто хочет посмотреть на технические характеристики вертолёта, я отправлю на страничку "Авианяни".

hummingbird, Большое Грызлово, вертолёт

Up