В работе мы все в той или иной мере пользуемся различными типами красок. Они по-разному ведут себя, растворяются различными растворителями. Продолжая тему, начатую в
посте про растворители, в нижеследующем обзоре я расскажу о том, чем различаются различные типы красок.
Любая краска состоит как минимум из основы и красочного пигмента. Дополнительно в состав жидких красок входит разбавитель.
Самый простой вариант - масляные краски. Подавляющее большинство масляных красок представляют собой пигмент (например, для черного цвета это сажа) растертый с льняным маслом до однородного состояния. Иногда используется другой сорт масла. В масляных красках часто используются натуральные металл-оксидные пигменты: охра, умбра, сиена, окись титана, окись цинка. Будучи натуральными, эти пигменты очень хорошо подходят для имитации естественной ржавчины, песка, почвы, грязи. Проблема в том, что пигмент, используемый в краске, может сильно отличаться по грубости зерна, поэтому для моделирования подходит далеко не всякое масло. Принцип выбора предельно прост: дорогие краски от известных производителей имеют самый тонкий пигмент. Я чаще всего пользуюсь маслом Windsor & Newton, но краски таких производителей как Hansa, Schminke и Jacquard им ни в чем уступают, да и отечественная Гамма вполне пристойна по качеству.
Масляные краски в моделизме используются только на вспомогательных ролях: для выполнения смывки и в работе сухой кистью. Расход собственно краски ничтожный - тюбика на 30 мл хватит на много лет, а стоит он куда дешевле, чем фирменная модельная эмаль, пигмента больше, краска гуще. Растворителем для масляных красок является уайт-спирит или скипидар. Однако есть тонкости, которые многим моделистам неизвестны, зато хорошо известны художникам.
Красочной основой масляных красок является (сюрприз!) масло. При работе с сильно растворенной краской масло вымывается растворителем гораздо быстрее чем пигмент. Поэтому в начале работы с масляной смывкой она имеет очень хорошую растекаемость, идеально просачивается в мелкие щели, заполняет линии панелей. По мере вымывания масла, что происходит минут через 15-20, или после 20-30 окунаний кисти в смесь, в палитре остается только растворитель и пигмент. Растекаемость такой суспензии существенно хуже, она имеет тенденцию распадаться на фракции, ее постоянно надо перемешивать. Смывка без масла в ней концентриуется на поверхности этакими локальными хлопьями, не очень равномерно. Поэтому при работе с маслом следует регулярно добавлять в смесь каплю-другую льняного масла, которое нужно иметь под рукой. Льняное масло пригодится также и в работе с эмалями для улучшения растекаемости, так что его стоит как-нибудь купить. Хватает маленькой бутылочки 75 мл на много-много лет.
В работе сухой кистью добавка льняного масла к краске увеличивает глянец, но также существенно увеличивает и время полного высыхания.
Эмалевые краски (слово "эмаль", строго говоря, использовать нельзя; это другой вид покрытия, но не будем придираться) в качестве основы используют не масло, а алкидный лак. В эмалях для моделей чаще всего используется пентафталевая основа, аналогом являются распространенные бытовые краски серии ПФ. Пигменты часто используются синтетические, мелкодисперсные. Собственно эмалевая краска для моделей является эмульсией алкидной основы и разбавителя. В качестве разбавителя используется тот же скипидар или уайт-спирит с добавкой примерно 10% толуола для улучшения растекаемости. Примерно такой же состав имеют фирменные растворители для алкидных эмалей и отечественный растворитель №651.
Эмалевые краски дают прочное покрытие с очень хорошей укрывистостью (то есть тонкий слой хорошо закрывает предыдущий), но нестойкое к воздействию разных масел (включая жиры на отпечатках пальцев) и разных неполярных углеводородов. Поэтому эмалевое покрытие обязательно надо закрывать финишным лаком. Эмали довольно долго - 4-6 часов - сохнут, но полностью высохшее покрытие устойчиво к воде и спиртам типичных концентраций, включая растворители для акрила. Абсолютизированные спирты и дегидраты эмалевое покрытие растворяют, будьте осторожны! Растворители с высоким содержанием толуола или дихлорэтана (640-я серия, жидкости для промывки аэрографа) также растворяют эмалевые краски. Ацетон в типичных концентрациях на просохшее покрытие почти не воздействует, но с нажимом может снимать поверхностный слой, а также матировать поверхность, чем можно пользоваться.
Особенностью эмалевых красок является очень тонкодисперсный пигмент, хорошо интегрирующийся в эмульсию лака-основы, который типично мельче пигмента акриловых и масляных красок. Концентрация пигмента в эмалевых красках почти в 2 раза выше, чем в акрилах. Это делает эмали особенно подходящими для работы сухой кистью с металликами. Полученные штрихи визуально почти невозможно отличить от, скажем, графита; они очень тонкие, зерно практически незаметно. Можно получить глянцевое покрытие. Растекаемость эмалевых красок существенно выше акриловых и сопоставима с маслом. В отличие от масла, алкидная эмульсия не вымывается растворителем, хотя расслоение на фракции присутствует у всех эмалевых красок, их нужно тщательно перемешивать перед использованием.
Эмали можно с одинаковым успехом использовать в любых целях: как основное покрытие, или для вспомогательных задач. Я использую эмалевые металлики как сами по себе, так и для работы сухой кистью, а так же для локального придания глянца и иногда смывки. В качестве основного тона эмали крайне не рекомендуется класть на голый пластик, держатся они не лучшим образом. Поверхность обязательно должна иметь некоторую шероховатость: зачищена или загрунтована. Вот по этой самой причине я эмали и не использую в качестве основных покрытий: лень лишний раз грунтовать.
Акриловые краски в моделизме распространены больше любых других по ряду причин, и одной из главных является малое время высыхания. В хозяйстве всем известны водоэмульсионные краски; акриловые краски - это одна из их разновидностей.
Акриловые краски для моделей представляют собой однородную смесь эмульсии акрилового полимера (чаще всего полиметилакрилат), пигмента и разбавителя. Обратите внимание, что пигмент в них отделен от красочной основы, это важная особенность. Используемые разбавители крайне разнообразны: от простой воды до сложной смеси спиртов и эфиров для лучшей растекаемости и быстрого высыхания. Tamiya любит использовать изопропиловый спирт. В состав акриловых красок почти всегда входит также ретардер: добавка, замедляющая испарение разбавителя. В качестве ретардера чаще всего используются различные гликоли; для красок, предназначенных для использования в помещении характерен неядовитый пропиленгликоль. В домашних условиях его можно вполне заменить глицерином.
Фирменными разбавителями для акриловых красок выступают 60-70% растворы спиртов в дистиллированной воде с добавлением ретардера. Акрилы можно растворять и простой водой, но это ухудшает скорость просушки и плохо сказывается на растекаемости, которая у воды ниже, чем у спиртов. На самом деле сработает любой полярный растворитель (о различии полярных и неполярных см.
пост про растворители). В качестве доморощенного растворителя хорошо подойдет обычная водка, если в ней нет большого количества сивушных масел. Правда, разведенный водкой акрил будет высыхать быстрее, чем разведенный фирменным растворителем по причине отсутствия ретардера, растекаемость также немного ухудшится. Это легко лечится добавлением небольшого количества глицерина.
Большой процент ретардера нужен для получения качественного глянца на акриловых красках, чтобы слой до высыхания успел "успокоиться", образовав ровную пленку. Без добавления ретардера слой фиксируется за 15 минут максимум, а общее время просушки редко превышает час.
Tamiya не так давно начала поставлять фирменный ретардер отдельно, в 40-мл флаконах. Что это такое, я пока не выяснил, но работает как надо: замедляет высыхание, дает больше времени красочному слою ровно лечь, растечься, заполнить щели. Сам по себе является прозрачной жидкостью почти без запаха. Впрочем, художественные ретардеры для акрилов точно так же работают и с модельными красками, а продаются за существенно меньшие деньги.
Особенность акриловых красок (за исключением высокой скорости высыхания) - пигмент, существующий отдельно от частиц акриловой эмульсии. Кроме того, в акрилах ниже, чем в эмалях и в масле доля красочного пигмента, у них хуже укрывистость. Это не вызывает проблем для типичных тонов, но негативно сказывается на металликах. Зерно акриловых металликов типично крупнее эмалевых, а при застывании они образуют характерно выглядящее "двухслойное" покрытие, которое представляет собой слой металлического порошка и лаковый слой поверх него, а не однородную пленку, как у эмалей. Блеск такого покрытия очень специфический: если слой, на который вы его положили, был неровным, то таким же шероховатым будет слой металлической пудры, хотя слой лака поверх него может быть совершенно глянцевым. Отчасти с этим можно бороться, используя в качестве растворителя ацетон (или фирменный растворитель для лаков и металликов Lacquer Thinner). Ацетон как бы "разгоняет" частицы металлического порошка, способствуя равномерности его распределения. Для более-менее адекватно ровного покрытия акриловые металлики рекомендуется наносить на глянцевую поверхность, чтобы слой металлика был по возможности ровным. Но с более грубым пигментом ничего не поделаешь. Реалистичное металлическое покрытие на акрилах получить чаще всего не удается.
Используя в качестве растворителя ацетон или фирменный Lacquer Thinner, акриловые краски можно применять по голому пластику без грунта, что позволяет получать тонкое покрытие с сохранением всех деталей расшивки. Поверхность пластика перед этим, конечно, надо хорошо очистить, вымыв в теплой воде с жидкостью для мытья посуды, или протерев любым чистым спиртом. Правда, у акрилов укрывистость хуже, чем у эмалей (меньше пигмента), поэтому покрытие будет чуть толще, чем аналогичное эмалевое, но все же тоньше, чем эмаль+грунт. Акрил с ацетоном не "приваривается" к пластику, как ошибочно утверждают многие. Просто ацетон в составе краски матирует поверхность, к которой прилегает, добавляя ей таким образом шероховатость, необходимую для хорошей адгезии краски. И все это в один проход.
Растекаемость и укрывистость акриловых красок многим хуже, чем у эмалей и масла. Поэтому для смывки их использовать не стоит даже с добавлением ретардера. Глянец получить можно, но слоев потребуется несколько, с промежуточной просушкой, рекомендуется добавить ретардер. В итоге такой глянец скроет тонкие детали, так что лучше для глянцевого покрытия пользоваться эмалевыми красками.
Очевидная область применения акриловых красок - основные тона. Можно работать без грунта, или использовать собственно краску (матовую) как грунт для последующего покрытия. Акрилы можно использовать для тонких работ кистью, но для этого лучше подходят специализированные эмульсионные сорта, такие как Citadel, а не типичные фирменные баночки Tamiya. Типичные акрилы с кистью дают не самый ровный слой краски, с чем частично можно бороться, используя в качестве растворителя ацетон.
Завершая первую часть изложения, хотелось бы отметить важный факт: как эмалевые, так и акриловые краски принадлежат к эмульсионным. Принципиальное различие между ними в том, что эмали используют в качестве основы для эмульсии неполярные растворители, а акрилы - полярные (про различие опять же см.
пост про растворители). Из этого следует, в частности, что эти краски можно разводить другими полярными и неполярными растворителями соответственно. Например, для эмалей пойдет бензин, керосин, бензол и т.п. Для акрилов работают спирты, альдегиды и эфиры, они растворяются водой, хотя после высыхания полностью водостойки. Абсолютизированные спирты (изопропиловый 97% и выше или этиловый дегидрат) могут смывать и то, и другое.
В следующей части расскажу про нитролаки и нитроэмали, а также особые случаи эмульсионных красок на основе поливинилацетата и уретанов. Вопросы приветствуются.