Сим завершаем сравнительный обзор Иваты HP-B и Harder-Steenbeck Infinity.
В
первой и
второй частях обзора оба аэрографа были полностью препарированы, разобраны аспекты конструкции воздушного и красочного каналов, грифов и других конструктивных элементов. Осталось только разобраться с емкостями, сравнить ощущения в работе и, наконец, сделать какие-то выводы.
Этим и займемся.
Ивата - специализированный аэрограф, и емкость у него литая, несъемная, объем (у модели HP-B) 1.8 мл:
Емкость изнутри хорошо обработана, форма коническая, крышки не предусмотрено. В нижней части емкости конус сходит на другой угол, стремится к полусфере. Внутри емкости нет острых углов и каких-либо закоулков, куда может забиваться краска, хотя обработка дна конуса могла бы быть получше. Это очень полезно в плане простоты очистки: не приходится куда-то подлезать, что-то выковыривать.
У Инфинити емкости сменные, крепятся на резьбу с резиновой прокладкой:
Прокладка и резьба, которые могут потенциально забиваться - дань модульности конструкции. С этим вполне можно мириться. А вот что вызывает недоумение, так это конструкция нижней приемной части для емкости, которая связана с каналом подачи краски. Это чистый цилиндр с прямыми углами, и в эти углы могут забиваться остатки краски и всякая грязь. Чистить цилиндр сложнее, чем конус-полусферу в Ивате. Остается загадкой, почему эту часть не пожелали сделать конической, без острых углов.
Без закрепленной емкости Инфинити берет в приемный цилиндр порядка 0.3 мл. Этого часто бывает достаточно для тонкой работы. Штатно в комплекте идет емкость 2 мл. Это ее собственный объем, без учета объема приемного цилиндра. В варианте поставки Two in One дополнительно идет емкость на 5 мл:
Емкости Инфинити бочкообразной формы, поставляются без крышек. Крышка является дополнительной опцией, ее надо приобретать отдельно. Качество обработки внутренней поверхности емкостей такое же высокое, как и у Иваты.
В качестве опции для Инфинити доступен комплект бокового сифонного крепления с быстросменными пузырьками:
Комплект состоит из 2-х частей: ввинчивающегося в приемный цилиндр резьбового переходника и закрепляемого на нем внатяг - трением - сифонного комплекта. Крепление внатяг позволяет оперативно менять емкости, но держится не лучшим образом. При работе надо закреплять сифон с усилием. При длительной эксплуатации этот разъем станет шероховатым, притрется, и будет держаться лучше.
Сифонный комплект в крышке штатной баночки крепится на гайку с прокладкой:
Этот комплект несложно переставить на любую удобную вам баночку, просверлив ее крышку. Отлично подходят тамиевские баночки от эмалей - они имеют практически ту же самую высоту, что и "родные", хотя несколько тяжелее, у них толще стекло.
На этом с рассмотрением конструкции можно закончить и перейти к субъективным ощущениям по балансу и эргономике. Учитывайте, что все описание строится сугубо на моих личных впечатлениях и привычках. Возможно, у вас все будет по-другому.
Благодаря полностью стальной конструкции, Ивата в руке ощущается лучше, она массивнее, отлично сбалансирована.
Отдельно стоит отметить прилив воздушного канала снизу корпуса аэрографа. На него естественным образом ложится средний палец, и аэрограф удерживается увереннее, чем в его отсутствии. Ивата в работе воспринимается продолжением руки, пером. Емкость не заслоняет обзор, работать очень удобно.
К балансу Инфинити нет претензий при установленной емкости на 2 мл. С емкостью покрупнее, или с баночками на боковой подводке в 15 мл передняя часть начинает перевешивать.
Использование стали для изготовления грифа сгладило бы этот эффект, что особенно важно для модульной конструкции, которая типична для Инфинити. Так что использование алюминия как материала грифа остается загадкой. Чего хотели добиться? Красоты?..
У Инфинити отсутствует прилив воздушного канала, и среднему пальцу не на что опереться. Хват менее естественный, чем в Ивате, но при некоторой привычке перестанет создавать проблемы. Это лично моя заморочка, я пользуюсь 2-мя аэрографами попеременно, а перестраиваться на ходу все же сложнее.
Емкость в 5 мл уже несколько крупновата, начинает заслонять обзор.
Емкости с боковой подводкой можно вращать под удобный вам угол.
В работе боковая емкость, конечно, немного перевешивает, но обзор становится лучше.
Очевидно, что боковая подводка на Инфинити не рассматривается как основная. На специализированных аэрографах с боковой подводкой канал подачи краски короткий и прямой. У Инфинити он получается длинным, П-образным. При использовании объем краски, который в нем остается и потом выбрасывается в ходе промывки довольно значителен, около 1 мл. Так что боковые емкости следует рассматривать как компромисс для работы с грунтами, или по крупным площадям. Я бы не рекомендовал идти на поводу удобства смены емкостей и красок - за все приходится платить. В данном случае платой будет расход порядка миллилитра краски на каждую смену емкости. Можно извратиться и выдувать остаток в канале до конца с перестановкой на чистую емкость. Но смысл?
Последний немаловажный фактор - отделка.
У Иваты хромированы все без исключения части аэрографа. У Инфинити блестящие части никелированные, это видно на фотографиях по более теплому отблеску. Гриф - анодированный алюминий. Алюминий (скорее, дюраль по ощущениям) также использован в механизме ограничителя подачи краски. "Золотое" соединительное кольцо между корпусом и грифом, а также часть триггера изготовлены из твердого металла; вероятно, это сталь. Предположительно, покрытие из нитрида титана, очень прочное. Эстетически Инфинити смотрится, конечно, великолепно. Явно не последняя роль в проектировании отводилась дизайну, это заметно в конструкции соединительного кольца, в декоративных отверстиях толкателя триггера, в цвете анодированного грифа, наконец...
Хром - покрытие более твердое и надежное. Тут снова видится подход Иваты к проектированию "вечного" аэрографа безо всяких дизайнерских изысков. У Инфинити отчетливо виден ограниченный срок эксплуатации: есть детали, которые предполагается менять, а само покрытие рано или поздно сотрется. Правда, наступит это лет через 5-10, не раньше. Так что это всего лишь показательный штрих, на практической эксплуатации не скажется.
Переходя к выводам, еще раз подчеркну основной тезис: Ивата является специализированным аэрографом, в то время как Инфинити представляет собой модульную систему.
Конструкция Иваты консервативна, но все решения вылизаны десятилетиями эксплуатации и совершенствования. И все же моральное устаревание дает о себе знать. Притертая резьба и конструкция без прокладок - это гениально. Но - микроскопическое сопло, хрупкое, легко потерять. Ограничитель подачи краски в сравнении с безупречной конструкцией Инфинити выглядит архаично. Разбирается и чистится Ивата просто, но Инфинити - еще проще. Литая емкость может показаться ограничением, но вспомним о том, что мы имеем дело со специализированным инструментом.
В серии High Performance у Иваты есть и аэрографы с боковой подачей, и с нижней, и с увеличенной емкостью. HP-C отличается более крупной емкостью, но и распылительный комплект у нее будет уже на 0.3 мм. Я считаю, что для моделизма (тонкие работы) лучше всего приспособлена именно модель HP-B, но у вас может быть другое мнение. Тогда к вашим услугам боковая подача на HP-SB, или нижняя сифонная на HP-BC.
Ивата расчитана на жесткие условия беспощадной эксплуатации, на много лет. Аэрограф терпим к небрежному обращению, хотя лучше всего, разумеется, работает при тщательном уходе. Возможности по модернизации и кастомизации можно считать нулевыми. Теоретически доступен альтернативный распылительный комплект, но производитель прямо указывает, что он не предназначен для длительного использования, поскольку не включает в себя адаптированных уплотнителей иглы.
В общем, рабочая лошадка. Хотелось бы увидеть новые решения в конструкции, какие-то творческие заимствования, но и без них претензии к рассмотренной модели предъявлять сложно - это придирки скорее.
Ивата серии High Performance в Москве в розницу продается по цене порядка 8000 руб. В зависимости от модели, цена плавает (обычно в сторону увеличения). Но покупать Ивату разумнее в интернете. Даже с доставкой из-за бугра вы сэкономите существенно: легко можно найти Ивату в интернет-магазинах по цене 150-160 вечнозеленых.
Разработчики Инфинити решали очень сложную задачу создания модульного комплекса для аэрографии. Модульная система невозможна без компромиссов, но сумрачный немецкий гений здесь проявил себя с блеском. Конструкция технически настолько изящна и совершенна, что недостатки пришлось тщательно выискивать. И еще красив, собака!
Достоинства сразу бросаются в глаза: безупречное конструктивное решение блока триггера и ограничителя подачи краски, прогрессивная конструкция всего аэрографа в целом, исключительная легкость сборки-разборки (без инструментов), оригинальная конструкция и крепление материального сопла. Стоит отметить также продуманный набор защитных коронок, включая "эксклюзивную" дистанционную. Вот еще бы она была бы с микрометрическим регулятором дистанции (это такая фантазия)!
Удивление вызывает то, что обнаруженные конструктивные недочеты связаны не с модульностью конструкции, а именно с некоторой непродуманностью основных решений. Это цилиндрическая форма приемника емкостей, способствующая забиванию грязи в углы, а также материалы изготовления грифа (легкий алюминий) и материального сопла (мягкая латунь). Эргономический аспект, связанный с отсутствием прилива воздушного канала можно считать несущественным.
Инфинити поставляется в Россию официально. Вариант поставки Solo с распылительным комплектом 0.15 мм стоит в розницу порядка 8000 руб., как и Ивата. Рассмотренный вариант поставки Two in One с дополнительной емкостью на 5 мл, дополнительным распылительным комплектом на 0.4 мм и дистанционной коронкой стоит от 9500 руб. Опциональные крышечка на емкость и комплект для боковой подводки тоже добавят к стоимости. Возможно, в интернете можно найти варианты подешевле, но я таких не обнаружил. Хотя есть и другой вариант, о нем ниже.
Если попробовать представить себе гипотетический "идеальный аэрограф" с использованием элементов конструкции Иваты и Инфинити, то я бы строил его на базе Инфинити. От Иваты можно позаимствовать ровно 2 конструктивных решения: коническую или полусферическую форму дна приемника для емкостей и крепление воздушного сопла на притертую резьбу, хотя последнее уже несущественно. Резервы для совершенствования лежат преимущественно в сфере использования более надежных материалов: нержавеющей стали для изготовления грифа (пусть станет потяжелее) и материального сопла (пусть станет вечным). Неплохо было бы совсем немного уменьшить диаметр канала подачи краски в сопле. Прилив на корпусе для более удобного хвата тоже приветствуется.
Ивата у Инфинити может позаимствовать конструкцию триггера и суппорта и механизм ограничения подачи краски с быстрой фиксацией. Но консервативную конструкцию корпуса так просто не изменить - все нужно перерабатывать радикально.
Что выбрать? Если вы рассматриваете вариант единственного аэрографа на все времена, то, конечно, Инфинити. Он дорог, но универсален. А также есть некоторые резервы для экономии:
Как было упомянуто в первом посте, у Harder-Steenbeck линейки аэрографов Infinity, Grafo, Evolution и даже простенькая Ultra унифицированы по запчастям и многим конструктивным решениям. Опции, доступные для Инфинити, будут работать на них всех. Поэтому начать можно, например, с Evolution Solo, который стоит порядка 4500 руб., в 2 раза дешевле базового Инфинити:
Что вы теряете, и что нельзя компенсировать с помощью опций? Только одну деталь: разрезной гриф с быстрым фиксатором-ограничителем подачи краски. Все остальное докупается по мере надобности. Вы можете купить распылительный комплект другого диаметра, отдельно - воздушное сопло с рожковой коронкой, емкости, крышечки, комплект боковой подачи и гриф с ограничителем (но не разрезной и без системы быстрой фиксации). Даже с учетом стоимости опций этот вариант обойдется в итоге дешевле.
Вот здесь вы можете ознакомиться с интерактивной 3-мерной моделью аэрографов серии Evolution и предлагаемыми опциями.
Жаль, но у распространенной серии Hansa конструктив другой. Ее распылительный комплект ближе по конструкции к классическим решениям, подобным использованным в Ивате. Так что имеет смысл сразу закладываться на возможности апгрейда, выбирая серию для покупки.
***
В этом обзоре - который разросся до 3-х постов вместо планируемого одного - я старался сохранять беспристрастность. Думаю, это мне удалось. Но реальность, если кого-то это интересует, немного отличается от циничного препарирования рабочих инструментов по винтикам. В реальности я пользуюсь обоими описанными аэрографами: Инфинити и Иватой - они подключены к компрессору одновременно, сменяются по ходу работы. И в реальности Ивата используется многим чаще. Инфинити занял место аэрографа для работ по площадям и с грунтом; у меня на него установлена большая емкость и распылительный комплект на 0.4 мм. Я все знаю: его потенциал многим больше. Но привычка, что ни говори, - великая вещь.
Комментарии и вопросы, как всегда, приветствуются.
------
PS. Все использованные фотографии деталей и разборки - вашего покорного слуги. В обзоре использованы рекламные фотографии общего вида аэрографов с официальных сайтов Iwata, Harder-Steenbeck и с сайта интернет-магазина "
Арт-Компас" (который я не рекламирую - вы можете найти более выгодные предложения). Если хотите цитировать этот обзор, прошу все же на меня ссылаться.
PPS. Заранее заявляю, что не буду обращать внимания на любые комменты, которые будут продвигать мысль о том, что этот обзор кем-то проплачен - у меня нет времени на холивары.