В нашей прошлой статье мы подробно поговорили об архитектурных стилях барокко и рококо, принявших в России немного иное обличье, нежели в Западной Европе. Традиции этих стилей наследовал классицизм. Точно так же русский классицизм обладает особыми чертами, отличными от западноевропейского. Какими? Узнаем сегодня.
Однако прежде нам стоит очертить основные особенности классицизма в мировой архитектуре. Стиль начал формироваться в конце XVIII века. Существовало множество предпосылок для его возникновения: в философии господствовала эпоха рационализма, личность человека утверждалась как высшая ценность бытия, государственный и общественный строй переосмыслялся. В литературе, музыке, живописи, скульптуре и архитектуре главенствовали строгие каноны для каждого жанра, а эпоха классицизма во многом опиралась на античное наследие, продолжая тем самым традиции эпохи Ренессанса.
Каноны античного зодчества послужили базой для создания европейских зданий в стиле классицизма. Формы были четкими и простыми, постройки монументальными, декор лаконичным, композиции симметричными - общество пресытилось вычурной пышностью барочных зданий. Конечно, роскошь была не чужда и особнякам и дворцам в духе классицизма, однако роскошь эта сдержанная. Здания оформлялись в бежевых, кремовых, молочных и приглушенно-желтых тонах. Стиль продолжался и во внутренней отделке построек: их украшали арки и колонны, изысканные витражи, ажурные лестницы, лепнина, мебель простых геометрических форм. Украшением служили фактуры материалов, например, мрамора или драгоценного дерева.
Первые эксперименты в этом стиле проводил итальянский архитектор Палладио, знакомый нам по
эпохе Возрождения.
Множество памятников архитектуры классицизма было создано шотландцем Робертом Адамом. Так римские традиции оказались в Англии. Наиболее полно этот стиль нашел отражение во французских дворцах и особняках. Начало архитектуры классицизма во Франции связывают с именем Жака Жермена Суффло.
Классицизм в Россию пришел с некоторым опозданием. И если в Западной Европе стиль уже освободился от элементов предыдущих эпох, в России первые классицистические здания все еще сохраняли черты барокко и рококо.
Архитектура классицизма завоевала господствующее положение в России в середине 18 века. Связано это с особенностями градостроительства, точно как в европейских городах: в стиле барокко можно построить особняк, дворец, но его сложно распространить для торговых рядов, присутственных мест, банков или больниц. Огромный объем пышного декора делал строительство дорогим, а индивидуальность барочных форм было сложно перенести на типовые здания галерей, казарм, бирж, тюрем и гостиных дворов. В то время как художественный язык классицизма был универсальным, а строительство здания в этом стиле дешевле, благодаря его строгим законам форм.
Кроме того, новым был и принцип творчества. Прежде архитекторы барокко добавляли элементы декора не в план, а сразу лепили или вырезали на месте стройки - так действовал, к примеру, Растрелли и его команда. Архитекторы классицизма стали пользоваться проектными чертежами, кроме того, автором здания выступал один человек, разрабатывающий форму и стиль.
Проекты архитекторов гравировали и рассылали во все города России. Благодаря этим чертежам, а также строгой иерархии форм в классицизме, стала возможной быстрая застройка не только столичных городов, но и провинции. Согласно классицистическим ордерным принципам была спроектирована застройка Твери, Костромы и Ярославля.
Русский классицизм имел несколько специфических черт:
- чаще всего здания строились в виде параллелепипеда;
- они включали в себя три этажа;
- У жилого объекта должен был быть центральный корпус, соединенный с флигелями двумя галереями.
- Центральный корпус должен быть отмечен портиком.
При возведении домов использовался красный кирпич и белый камень. Окна эпохи классицизма, с одной стороны, наследуют палладианские традиции (вспомним окно с аркой), с другой стороны, тяготеют к еще большей геометричности форм. Усовершенствование технологий позволило создать двустворчатые окна, объединенные общим карнизом. Чаще всего окна делали продолговатой формы и размещали их в нишах.
В стиле раннего русского классицизма еще сохраняются элементы барокко. Среди петербуржских примеров - работы архитектора Жана-Батиста Валлен-Деламота (здание Академии художеств, Малый Эрмитаж, Гостиный двор) и Антониса Ринальди (Мраморный дворец). В Москве за классицистическую застройку города отвечал Матвей Казаков. В частности, красивейший дворец в Царицыно был построен под его руководством.
К строгому классицизму относится монументальный ансамбль Таврического дворца, созданный Иваном Старовым. Нельзя не упомянуть и архитектора Джакомо Кваренги. За тридцать лет по его проектам были возведены классические строения: здание Академии наук, Иностранная коллегия, Мариинская больница, Смольный институт, Конногвардейский манеж и другие. Пожалуй, самое известное классицистическое здание в Москве, Дом Пашкова, построил архитектор Василий Баженов.
В период высокого классицизма, или ампира, творили такие мастера, как Андрей Захаров (перестроил здание Главного Адмиралтейства) и Андрей Воронихин (ему принадлежит авторство монументального Казанского собора). Москву после пожара 1812 года заново застраивали Доменико Жилярди, Осип Бове и Афанасий Григорьев. Так, под руководством Бове реконструировали Красную Площадь, построили Манеж, разбили Александровский сад, а также создана Театральная площадь и знаменитое здание Большого театра.
Современные нам города во многом обязаны своим обликом мастерам классицизма. И в двух столицах, и во многих русских городах до сих пор сохранились принципы застройки, заложенные в той эпохе, равно и как и множество памятников архитектуры. Мы надеемся, что наши материалы, посвященные русской архитектуре, вдохновят вас на множество увлекательных прогулок. В следующий раз мы подробно расскажем об архитектурных стилях XVII и XVIII веков в Западной Европе.