М.В.Пановъ, Лекціи по поэтикѣ
БАРАТЫНСКIЙ
Декабря 3, 1983
Пропуски удареній въ Я4: 2-я / 3-я стопа
Державинъ - 21% / 34%
Пушкинъ - 10% / 46%
Баратынскiй - 1,5% / 51%. Это послѣдній этапъ развитія русскаго Я4. У Баратынскаго болѣе вѣроятно отсутствіе ударенія на 3 стопѣ, чѣмъ его наличіе.
Такимъ образомъ, Я4 Баратынскаго имѣетъ схему U / U / U U U /, поскольку U / U U U U U / - нехарактерно для русскаго языка. Два сильныхъ ударенія - 4 и 8 слогъ. Симметрія. Ямбъ переходитъ въ двухударный тактовикъ. Металлическій призвукъ стиха.
Логическое удареніе, когда оно приходится на 1 стопу, вноситъ движеніе въ застывшій міръ ("Молитва"). Синтаксическій разрывъ преодолѣваетъ мертвенное единообразіе стиха. Стихъ Баратынскаго существуетъ на грани, гдѣ движущійся ямбъ вырывается изъ статичнаго тактовика. Такое постоянство ритмической схемы у Пушкина невозможно. Подвижное логическое удареніе или синтаксическій переносъ - средства, которыми ямбъ борется съ тактовикомъ. Особый медитативный, гамлетовскій синтаксисъ Баратынскаго ("Стансы"). Уже въ застывшемъ движеніи стиха - трагизмъ и драматизмъ.
"Признаніе" - сочетаніе 4-, 5- и 6-стопнаго ямба. Ключъ - въ Я6, такъ какъ онъ преобладаетъ.
U / U / U U || U / U U U / (U)
U / U / U / || U / U U U / (U)
U / U U U / || U / U U U / (U) (рѣдко) - Въ первомъ полустишіи - движеніе. Рисунокъ второго полустишія вездѣ неизмѣненъ. Трагически прерванное движеніе.
Декабря 10, 1983
Соотношеніе метра и ритма въ стихахъ Баратынскаго являетъ острый конфликтъ. Уже на звуковомъ ярусѣ внесены понятія положительной или отрицательной эмоціональной оцѣнки (плюсъ - всплески движенія, минусъ - мертвящая застывшая схема; или наоборотъ, плюсъ - постоянство, идеалъ, гармонія, строгая мѣрность, минусъ - движеніе, хаосъ, дезорганизація) - въ зависимости отъ идеи стихотворенія. Поэзія Баратынскаго - рѣзкіе дvнамическіе сдвиги, драматическое напряженіе, конфликты, катастрофы.
Психологическое измѣненіе лирическаго героя доведено до предѣла. У Пушкина - слабѣе выражено. (Я опять не могу вспомнить, что это значило)
У Баратынскаго ямбъ часто звучитъ почти какъ хорей, потому что Х4 - это почти всегда двухударный тактовикъ, который Баратынскiй и воспроизводитъ съ помощью ямба. Превращеніе стопнаго размѣра въ тактовикъ зашло дальше, чѣмъ у Пушкина.
Возрождаются архаизмы, болѣе рѣзкіе, чѣмъ у Державина. Для Баратынскаго архаизмы воплощаютъ нѣкій идеалъ, въ нихъ выражается его индивидуальность, идiолектъ, - т.е. используются какъ примѣты индивидуальной рѣчи. (У Ломоносова - непремѣнная принадлежность поэтической рѣчи: если можно употребить архаизмъ, его употребляютъ, - это канонъ). Архаизмы - слова-панцири, слова, утаившія отъ читателя накалъ страсти, чтобы не навязываться. При этомъ читатель понимаетъ, что здѣсь не только мысль, но и чувство. Сдержанность далека отъ чопорности. Архаизмъ - защита ранимаго внутренняго міра, его философской глубины́ ("На посѣвъ лѣса"). Используются даже индивидуальные архаизмы ("пря"), dualis ("одинакіе крилѣ"). Архаизмы проникаютъ въ эпиграмму, отчего та пріобрѣтаетъ трагическій характеръ ("риза", "одръ").
Сочетаніе архаизмовъ и прозаизмовъ - опять трагизмъ.
Часто - абсолютно точныя, скупыя, безъ поэтизмовъ словá ("Признаніе"). Герой Баратынскаго не тѣшитъ себя иллюзіями.
Утомленіе отъ эпитета у Баратынскаго. Эпитетъ перерастаетъ въ сравненіе. Иногда используется "пустой" эпитетъ ("какой-то"). До эпитета руки не доходятъ, да и безъ него хорошо.
У Пушкина часты неожиданные эпитеты. У Баратынскаго они пріобрѣтаютъ трагическую напряженность ("слѣпая душа", "унылое сладострастье"). Часто эпитетъ стоитъ въ Gen. => грань съ опредѣляемымъ предметомъ. Часто въ стихотвореніи сталкиваются 2 группы антагонистическихъ эпитетовъ. Эпитеты складываются въ сравненія по очень отдаленному сходству. Это типично для художественнаго мышленія Баратынскаго.
На всѣхъ ярусахъ мы видимъ различные виды трагической разобщенности. Какъ разные лексическіе пласты, какъ разные по эмоціональной окраскѣ эпитеты, - такъ и ямбъ и тактовикъ трагически сталкиваются и трагически взаимодѣйствуютъ.
У Пушкина всегда сквозь реальный міръ просвѣчиваетъ идеальный. У Баратынскаго эти міры разошлись, реальности никогда не достигнуть идеала. Образъ глубоко псvхологиченъ. Стихотвореніе - несбывшееся желаніе, безнадежное стремленіе.
Трагическій сдвигъ въ характерѣ персонажа порождаетъ сложность образа ("Не искушай…"). Трагическая невоплощенность идеала ("Недоносокъ"). Обычно не раскрывается причина страданія. Значитъ ли это, что страданіе сvмволично? - Нѣтъ! Причина есть, и она вѣчна: человѣкъ - пасынокъ міра.