Выставка Дизайн США, глазами журналиста из Los Angeles Times

Feb 09, 2013 00:01



Это продолжение предыдущего поста о выставке Дизайн США с фотками, впечатлениями и сканом брошюры. 6 сентября 1989 года, на следующий день после открытия легендарной экспозиции в парке Сокольники, вышла газета Лос Анджелес Таймс с публикацией Маши Гамильтон: Design Exhibit Gives the Curious Soviets Glimpse of U.S. Life Style. Вы всегда можете прочесть её в оригинале. Я не профессиональный переводчик, но старался сделать текст легко-читаемым. Здесь также представлены иллюстрации, взятые не из статьи, а из открытых источников.


Статья в Лос Анджелес Таймс

Продукция США приковала внимание советских потребителей на выставке, открывшейся во вторник: доски для виндсерфинга, 10-скоростной велосипед, макеты роскошных зданий, телевизоры и мониторы. Но возможно более значимым событием для посетителей стала редкая возможность поговорить с американцами об их повседневной жизни.



Стенд выставки

Люди столпились вокруг вращающегося стенда с Chevrolet Corvette последней модели. Другим центром внимания стала укомплектованная кухня с электронно-управляемой микроволновкой, посудомоечной машиной и кухонным комбайном.

«А вы стоите в очередях, чтобы купить эту штуку?» - спросил мужчина, указывая на самую современную печь с духовкой. Он с женой были удивлены, услышав отрицательный ответ, и еще раз, когда узнали о цене примерно в 1000 долларов.

Выставка Дизайн США прибыла в Москву ровно через 30 лет после знаменитых кухонных дебатов между Никитой Хрущевым и Ричардом Никсоном, здесь же в парке Сокольники. Тогда в СССР были представлены последние достижения американских производителей атрибутов повседневной жизни, от туфлей-шпилек до Кадиллаков с открытым верхом. Времена изменились, и в этот раз уже никто не хотел утверждать, что потребители советской сверхдержавы имеют бытовые приборы лучше.



Дизайн США стал результатом культурного соглашения между Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом в 1985 году. Целью экспозиции стала демонстрации важной роли дизайна в повседневной американской жизни: жилье, транспорт, промышленность, реклама, массовые коммуникации, досуг.



Секретарь ЦК КПСС В. Медведев (4-й справа) и директор USIA Б. Гелб (3-й слева) в день открытия выставки

Организаторами мероприятия стало Информационное агентство США, которое получило из бюджета 18 миллионов долларов для реализации проекта. Вся продукция на выставке была либо куплена, либо подарена американскими фирмами. После завершения выставки в Москве, Дизайн США отправится в восемь других городов Советского Союза, в том числе Ленинград, Кишинев, Баку и Владивосток.

В первый день экспозицию посетило около 10 тысяч советских граждан. В отличии от проведенных ранее подобных мероприятий, где билеты распространялись лишь среди избранных, вход в выставочный центр Сокольники стал открытым для широкой общественности.



Ленинград, очередь на Дизайн США

Даже в этот период относительной открытости в СССР, выставка предоставила редкий шанс любопытным советским гражданам поговорить с иностранцами об их повседневной жизни и работе.

Гид Diane Reinsch, 30-летняя преподаватель русского языка в Айове рассказывает: «Они хотели знать, зачем моим родителям нужен дом с тремя спальнями, тем более когда дети уже съехали. Посетители были шокированы, узнав, что стоимость таких апартаментов составляет около 65 тысяч долларов.»

На стенде с кухонными приборами, люди расспрашивали гида Janine Valentine вопросами, связанными не столько с приготовлением пищи, сколько с американской жизнью. «Сколько вы зарабатываете?, По карману ли вам путешествовать? Мы слышали, все американцы каждый год отправляются в отпуск в Европу», - спрашивал один человек, представившись Владимиром. Джанин рассмеялась, и сказала, что она конечно любит путешествовать, но не может себе позволить это так часто, как хотелось бы.



Автор фото: Amanda Merullo

Adam Strochak из Филадельфии, отвечал на вопросы посетителей у стенда с продукцией для детей. Разговор зашел относительно стоимости образования в Соединенных Штатах и разумности использования видео-приборов в школах. Один человек прервал его речь вопросом. Вежливо и улыбаясь, он прямо и твёрдо спросил: «Хотел бы знать, какова истинная цель этой выставки? Вы должны понимать, все это заставляет чувствовать нас немного неловко. Является ли целью демонстрация того, что ваш путь лучше?"

Strochak, по-видимому был готов к таким вопросам, и нисколько не смущаясь ответил: «Это не то что мы хотим похвастаться, или наладить продажи нашей продукцию. Мы просто хотим показать важность дизайна в повседневной американской жизни». Человек, казалось, не был удовлетворен репликой, но развивать её не стал.



«Должна признаться, ситуация с красным Корветтом немного забавна», - говорит 22-летняя Karen R. Olson, одна из гидов - «Эта машина никогда не будет играть важную роль в жизни большинства людей, в том числе и у нас в США. Глядя со стороны, можно сказать, что большинство посетителей волнует не сам дизайн, они просто желают иметь элементарные основные удобства».

«Хотя люди, пришедшие на выставку не могут позволить себе купить большинство представленных товаров, и вряд ли будут иметь такую возможность в ближайшем будущем, "Дизайн США" несет в себе такую важную составляющую, как культурный обмен.»



«Выставка в целом демонстрирует большее, чем просто продукты и дизайн», - говорит Olson - «Она показывает, как американцы относятся к своей работе и повседневной жизни, может быть, она показывает, какое значение для нас играет успех».

Источник фото:
1. Communications Art, авторы дизайна выставочного комплекса Дизайн США
2. Amanda Merullo для State.gov

Бонус, интересные ссылки



Автор фото: Антон Лучанский, 29.01.2013

1. Впечатление посетителя

Несколько залов был отведены под ширпотреб, который на фоне достижений советской промышленности казался чем-то из научной фантастики. Обтекаемые холодильники, пылесосы, казавшиеся роботами, автоматические (!) стиральные машинки.

Кроме этого, в одном из залов стояли автомобили! Причем концепт-кары (которые как известно, будоражат впечатление сильнее, нежели серийные модели). Точно помню, что были музыкальные инструменты.

Но самое зверское - это зал компьютерных технологий. У нас в школе уже была информатика, в компьютерных классах стояли БК-шки с черно-белыми мониторами,а тут... игровые автоматы, домашние приставки (первую "денди" я увидел лет через пять) а также всякие другие достижения электронных технологий. Особенно мне запомнился демо-стенд, на котором работник выставки показывал возможности дизайна. Сфотографировав окружающих, он загружал фотографию в компьютер, и издевался над фотографией, меняя прически, перекрашивая глаза и т.п. Сейчас, понятно, это практически все на Фотошопе умеют, но тогда демонстратор казался каким-то нечеловеческим Прогрессором и человеком с Марса.

На выходе давали значок с эмблемой выставки (легкий, практически невесомый - чудо, по сравнению с советскими стальными и пластмассовыми аналогами) и журнал-путеводитель по миру американского дизайна. Журнал немедленно стал редкостью, его зачитывали до дыр и передавал из рук в руки.

ddm



Автор фото: Amanda Merullo

2. История слушателя передачи Фирма на Эхо Москвы

Я в 89-м году посещал выставку «Дизайн США», она проходила по всей стране, очень интересный проект, от Ленинграда и до Владивостока в течение года американцы нам показывали свою культуру, в духе «перестройки». Вот тогда я впервые увидел то, что делала компания Apple. Был представлен компьютер Macintosh, и тогда уже было очень интересно заметить, что один из немногих Стив Джобс обращал внимание на дизайн своих продуктов. То есть пытался сделать для человека предметную среду максимально удобной. И на той же выставке демонстрировались компьютеры компании IBM, ну, скажем, очень тяжело было их сопоставить с точки зрения дизайна. (Неразб.) компания делала тогда для них эти разработки. Но, как выяснилось позже, Стив Джобс в то время уже не работал в компании Apple. Он основал компанию Next, и компьютер Next тоже был представлен на этой выставке и тоже выбивался из общего ряда.

Самое интересное - там же экспонировалась лаборатория дизайнера. Там показывалось, 89-й год, представьте себе - толпа советских людей, а тут на камеру снимают кого-то из толпы, делают скан сторублевой купюры и вместо фотографии Владимира Ильича Ленина вставляют фотографию этого зеваки. Всем казалось, что это немыслимо. И самое интересное, что это тут же распечатывалось и отдавалось в руки ошарашенному пользователю.



Монитор с сенсорным экраном. Автор фото: Amanda Merullo

3. Заметка в Associated Press в день открытия выставки: Soviets Get Look at American Design



Roland Merullo, первый слева. Автор фото: Amanda Merullo

4. Roland Merullo, активная страница в фейсбуке директора выставки. В переписке он заметил, что «Дизайн США» было одним из наивысших достижений в его карьере.

дизайн

Previous post Next post
Up