Фото - Игорь Мухин.
- Дуня, через «Школу злословия» проходит много гостей. Скажите, кто сегодня самые интересные люди России?
Дуня Смирнова: Самыми интересными опять становятся люди, занимающиеся частной гуманитарной практикой. Писатели, поэты, благотворители- все те, кто осваивает внегосударственные практики духовной жизни. Кто, с одной стороны, живет своей частной жизнью, а, с другой, имеет
бескорыстные общественные интересы. И при этом занимается деятельностью, которая никак не пересекается с функциями государства, вообще не предполагает участия государства в своей деятельности. Это люди, делают что-то для сияния вечной России. Конечно, речь о тех, кто делает чудо из чудес - великую русскую литературу. Например, мы встречались с Верой Миллионщиковой и ее дочерью - создателями московского хосписа. Хотим позвать в передачу Чулпан Хаматову, Дину Корзун, они ведь занимаются медицинскими инициативами, помогают тяжело больным детям. Именно такие люди способствует духовному и душевному процветанию нашей
Родины.
- А кто у вас из писателей любимый?
Дуня Смирнова: Я очень люблю Прилепина и Шаргунова. Я бы их поставила на первое место. Сейчас много поэтов хороших. Они все у нас побывали - Мария Степанова, Дмитрий Воденников... Мне безумно нравится и Фаина Гримберг.
- А люди из других социальных сфер?
Дуня Смирнова: Мы собираемся звать всех благотворителей. Людей из сферы образования. Тех, кто занимается медицинскими инициативами. Ну, типа, того, что делают Чулпан Хаматова и Дина Корзун.
Фото - Игорь Мухин.
- Поговорим о телевидении. Как вы вообще характеризуете сегодняшнее ТВ?
Дуня Смирнова: Ну, про наше телевидение столько всего сказано, но говорится все одно и то же.
- А что вы сами все-таки смотрите?
Дуня Смирнова: Ничего интересного на ТВ я не вижу. Я вообще телевизор перестала смотреть. Ну, как и многие другие. Иногда только смотрю фильмы о животных, как правило, западные, кино про странности планеты Земля, которые каждый день показывают по пятому каналу. Из интернета скачиваю прекрасные американские сериалы, вроде «Доктора Хауса» или «Побега из тюрьмы» или «Декстера».
- Кто телевизионные предшественники «Школы злословия»?
Дуня Смирнова: Мы абсолютно ни на кого не ориентировались. Хотя нам нравилось, что делал Дима Дибров в «Антропологии». Это было интересно в свое время. С другой стороны, я очень люблю телевизионную программу ВВС, которая называется «HARD Talk». Но нельзя сказать, что мы на них ориентировались.
- А из сегодняшних телеведущих есть лица, которые кажутся вам «живыми»?
Дуня Смирнова: С одной стороны, не хочется обижать коллег по цеху. Да и как я могу сказать, что мне нравится, если я не смотрю телевизор? Действительно не смотрю. Хотя мне очень нравится «Прожектор Перис Хилтон». Мне симпатично то, что делает Гарик Мартиросян, Ваня Ургант и вся эта компания. Это смешно, весело.
- «Школа злословия» формирует в русском патриархально-репрессивном сознании образ женщины, как сильной, умной, красивой, в противовес фольклорному образу из поговорки «Баба с возу - кобыле легче». Насколько ваша программа сознательно ориентирована на гендерные проблемы?
Дуня Смирнова: Сегодня любой здравомыслящий человек на гендерную тематику в России смотрит с угрюмством и унынием. Потому нам, прежде чем начать говорить о гендере, о функционировании социального пола, не мешало бы выучить «азбуку». Мы в этом смысле катастрофически непросвещенная страна. Мы пребываем в общественном смысле в веке никак не XXI-ом, а в лучшем случае в XIX-ом.
- В начале XIX-го или в конце?
Дуня Смирнова: Я бы сказала в середине XIX века, когда произошел откат по сравнению с началом XIX-го. Так что, какой уж тут разговор о гендерных проблемах? Мы такую задачу не ставили. Единственное, что есть женского в нашей программе - это использование каких-то женских тактик и наблюдений. Например, нас с Ташей позабавило, когда мы осознали, что за семь лет существования программы у нас ни разу не было мужчины, на которого не действовала бы лесть. Вопрос лишь в ее качестве. Для кого-то нужна совсем грубая, кого-то надо сластить подольше и посложнее. Лесть действует совершенно на всех. Все теряют бдительность. А у нас были, прямо cкажем, весьма незаурядные мужчины, из лучших.
- А женщины, значит, на комплименты не падки?
Дуня Смирнова: Женщины, как выяснилось, на лесть совершенно не реагируют. Они с удовольствием слушают комплименты, но многие остаются абсолютно во всеоружии. Вот вам такое гендерное наблюдение, которое нас самих веселит.
Фото - Игорь Мухин.
- Вы, Дунечка, написали сценарии целого ряда моих любимых фильмов, в том числе "Мании Жизели" Алексея Учителя.
Дуня Смирнова: Сейчас я уже вроде как переквалифицировалась в режиссеры, сняла свой дебютный фильм «Связь», который вышел два года назад. Осенью на канале Россия был показан 4-х серийный фильм «Отцы и дети». Это моя экранизация Тургенева. Правда, пока я себя режиссером не считаю. Но пытаюсь им стать.
- Какая работа с Алексеем Учителем кажется вам наиболее интересной?
Дуня Смирнова: Я все наши фильмы с Лешей люблю. Но, пожалуй, больше всего - «Прогулку». Может быть, это эгоистичная любовь сценариста. Потому что со сценарием режиссер ничего не смог сделать, кроме как снять его так, как он написан, то есть в режиме реального времени. Из песни слова не выбросишь!
- Как отдыхаете?
Дуня Смирнова: Хожу в кино. В рестораны - что-нибудь новое попробовать. Общаюсь мало. Наша телевизионная деятельность предполагает такое интенсивное и качественное общение, что в частной жизни ты волей-неволей начинаешь себя в нем ограничивать.
- С кем общаетесь?
Дуня Смирнова: Я общаюсь в общем с одними и теми же людьми уже много лет. С моими друзьями, которых я обожаю. И терпеть не могу ходить на большие сборища. Например, меня бесполезно звать на премьеру, на вернисажНа меня плохо действует , большое скопление светски знакомого народа. А общаюсь я с Таней Толстой, Александром Тимофеевским, Ириной Меглинской, Геннадием Смирновым. В последнее время подружилась с писателями Прилепиным и Шаргуновым. И еще очень люблю папу.
- А почему вы живете одной ногой в Москве, а другой - в Питере?
Дуня Смирнова: А мне очень нравится так жить. Вообще-то я москвичка. В Питер переехала 19 лет назад. В Москве я зарабатываю на жизнь. А в Питере мой частный дом. Я очень люблю оба города. Полнота жизни для меня ощущается только в совокупности этих городов. Москва для меня очень социальна, экстравертна. Питер - моя интравертная территория. Я в свое время продала маленькую квартирку в Москве, которую мне родители подарили, и купила в Питере за эти же деньги огромные хоромы в центре. Питер меня приводит в чувство. В Москве у всех возникает «головокружение от успехов». Человеку с московским сознанием легче ощущать себя центром мироздания. А Питер это мгновенно вышибает. Сам город очень сильный, и он не дает тебе погрязнуть в высокомерии и гордыни. Кому-то это не нужно, а мне при моем характере - чрезвычайно полезно.
Дуня на сцене (в центре). Фото - Игорь Мухин.
Беседовал Алексей Плуцер-Сарно.