"Достаточно сказать, что у него за плечами лагерь Вустрау,
как интересующемуся историей войны человеку все станет понятно." .
.
.
.
.
Ну вот, Грузия наконец приобщилась ко "всему цивилизованному человечеству" - с этого года празник Победы в Тбилиси официально отмечают 8 мая.
.
В 2011 году МИД Грузии предложил перенести День Победы над фашизмом с 9 мая на 8 мая, объясняя это тем, что европейские страны отмечают это день именно 8 мая. Ранее с инициативой отмечать День Победы 8-го, а не 9-го мая, как то было принято в Советском Союзе, выступила коалиция "За европейскую Грузию". А 9 мая, по предложению коалиции, должен отмечаться День Европы.
.
May 8, 2012, KanalPIK
В Грузии сегодня отмечают День победы во Второй мировой войне.
Грузия, как и многие страны Европы и Америки, празднует победу сегодня - акт о капитуляции был подписан Германией именно 8 мая.
.
Особое внимание грузинские СМИ уделили президенту России Путину, "оскорбившему грузинский народ" своим поздравлением с праздником 9 мая.
.
К празднику ПИК приурочил и рассказ о неизвестном герое и "жертве режима" - "Дело Кавсадзе - репрессии 1945 года":
.
May 8, 2012, KanalPIK
"Сегодня здесь произошло событие, которого ждали больше шести десятилетий.
По крайней мере, знаменитый актер Кахи Кавсадзе.
В Архиве Министерства внутренних дел Грузии ему позволили познакомиться с делом отца, репрессированного в 1945 году."
.
.
При этом "панфиловцы" разумно воздержались от изложения деталей "насыщенной, но тяжелой жизни" грузинского певца Давида Кавсадзе.
.
Сталин хорошо знал и ценил деда Кахи Кавсадзе, знаменитого грузинского певца Александра Кавсадзе (1874-1939).
.
(16 песен в исполнении Сандро Кавсадзе и его ансамбля, "Мелодия", 1986)
.
.
.
.
У Кахи в домашнем архиве сохранилось лишь четыре документа: три фотографии и письмо Сталина деду артиста Сандро Кавсадзе, адепту грузинского многоголосия и хормейстеру, под чьим руководством будущий тиран пробовал голос в том самом духовном училище, где прилежно учил Закон Божий.
.
Совсем маленькая фотография - мать Кахи со своими сыновьями в матросских костюмчиках по довоенной советской моде - сопровождала Дато на фронте и каким-то чудом вернулась в семью. Как рассказывает Кахи, эта фотография спасла Дато от расстрела - в плену близ Керчи, где полегла грузинская дивизия, его хотели пустить в расход как комиссара (каковым он не был), но сентиментально настроенный немецкий офицер, увидев фото, изрек, что такой семьи не может быть у коммуниста, и определил отца Кахи в концлагерь. (Пиковцы фотографии перепутали.)
.
Кахи Кавсадзе:
"- Сталин любил и умел петь... Дед создал знаменитый Грузинский ансамбль народной песни и танца. В 1937 году выступал на Декаде грузинского искусства в Москве. После концерта Сталин спросил: "Где Сандро?" Все расступились - коридор. В одном его конце стоял мой дед, в другом - Сталин. Смотрят, смотрят друг на друга. Ни один не идет навстречу другому. Первым сделал шаг Сталин. И дед пошел. Они обнялись, и Сталин сказал: "Да, Сандро, ты не изменился". Дед ответил: "Еще этого мне не хватало, меняться. Каким был, таким остался". После концерта все обращались к Сталину со всякими просьбами. Дед ничего не просил. Тогда Сталин обратился к нему: "Почему ты ничего не просишь? Я многое могу..." Дед попросил освободить солистов-певцов ансамбля и подарить ему трубку, которую курил Сталин. Сталин нахмурился и сказал: "Этим займется Берия". Через некоторое время артистов освободили, и Берия передал деду, вместе с футляром трубку вождя.
После декады, мой дед попал в больницу. Там он получил письмо от Сталина. На конверте надпись по-русски: "Т-щу Александру Кавсадзе от Сталина". Текст письма написан по-грузински: "Сандро, здравствуй! Я случайно узнал от Эгнаташвили, что Вы (в письме Сталин обращается к деду на вы) - в Кремлевской больнице. Это плохо. Но о Вас говорят, что Вы скоро вылечитесь. Сандро, если Вам что-нибудь нужно - скажите . Я готов сделать все возможное. Живите тысячу лет. Ваш Сосо. 9\09-37г.".
.
О своем отце Кахи Кавсадзе рассказывает так:
.
"В 1939 году мой дед Сандро умер. Руководителем ансамбля стал мой отец - Давид. Когда началась война, он ушел на фронт и под Керчью попал в плен. Грузины-эмигранты во Франции узнали об этом (отец был очень знаменитым человеком), освободили его и увезли в Париж. (Немцы отпускали пленных, о которых просили родственники или друзья.) В Париже отец организовал грузинский хор. Набирая певцов в этот хор, отец освободил из лагерей много людей. Не только грузин, но и говоривших на грузинском армян, азербайджанцев, евреев...
После окончания войны грузинские эмигранты уговаривали отца уехать вместе с хором в Америку. Но он хотел вернуться в Грузию - домой, к жене, к двум маленьким сыновьям. В 1945 году из Москвы он дал телеграмму, что приедет поездом 31 декабря. Мы пошли его встречать. Но никто не приехал.
Отца арестовали в Сочи. Судили как врага народа и изменника родины. Дали расстрел. Мать ездила в Москву, писала Сталину. Расстрел заменили 25 годами, а затем сослали на десять лет в Свердловскую область, станция Сосьва. Там он и умер в 1952..."
.
Тут Кахи лукавит - его отец организовал хор не в Париже, а в спецлагере для завербованных грузинских военнопленных - об этом упоминает Г.Г.Мамулиа в книге "Грузинский легион вермахта".
.
.
(Мамулиа, стр. 236)
"С целью подготовки кадров для будущего государственного аппарата освобожденной от большевизма Грузии в лагере Вустрау, под Берлином, была также сформирована т.н. "грузинская группа пропагандистов", в составе 150 человек. При вербовке в состав данной группы предпочтение отдавалось военопленным с высшим образованием, более пригодным к административно-государственной службе. В том же лагере был сформирован превосходный ансамбль грузинских песен и плясок, под руководством Давида Кавсадзе."
.
.
Обратите внимание на название лагеря - Вустрау. Теперь становится понятно, почему деятельностью Давида Кавсадзе заинтересовались чекисты. Лагерь Вустрау, организованный в начале 1942 года, был подчинен Министерству Восточных земель и являлся своего рода сборным пунктом. Туда собирали людей, которых можно было бы использовать в борьбе с большевиками. Он стал фактически сборным лагерем для интеллигенции, прибывавшей с оккупированных немцами территорий.
.
Лагерь Вустрау занимался подготовкой пропагандистов для легионов и оккупированных территорий, переводчиков с немецкого языка на языки народов СССР, работников гебитскомиссариатов, а также отбором людей для дальнейшего обучения в разведывательно-диверсионных школах абвера. Последнее обстоятельство вызвало серьезное внимание органов НКВД: в архивах имеются исчерпывающие документы об этом особом лагере.
.
Это были два отдельных лагеря, расположенные примерно в километре друг от друга: закрытый, где проходили проверку поступившие (фашистская контрразведка опасалась внедрения нашей агентуры) и открытый, где проходили обучение прошедшие проверку. Их здесь называли уже курсантами..
ИЗ ДОКЛАДНОЙ ЗАПИСКИ НКГБ БССР В НКГБ СССР "ОБ ИТОГАХ АГЕНТУРНО-ОПЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ В ТЫЛУ ПРОТИВНИКА В 1943г."
(Не позднее 4 февраля 1944 г.)
.
"Школа немецкой разведки в г. Вустрау (в 60 километрах от Берлина) комплектуется за счет военнопленных инженеров, врачей, учителей, специалистов сельского хозяйства и рабочих промышленности. Готовит агентов для оседания во временно оккупированных районах с последующим их проникновением в глубокий тыл Советского Союза."
.
Примечание:
В м. Вустрау близ г. Нойруппина (Германия) располагались два лагеря, созданных "Имперским министерством по делам оккупированных восточных областей" ("Восточным министерством").
.
Учебный лагерь был организован в начале 1942 г. и размещался в лесу в полукилометре от м. Вустрау. Лагерь был "закрытым", так как находившиеся в нем агенты считались военнопленными, охранялись и без пропуска не имели права уходить за пределы его территории. Здесь проходил основной процесс обучения агентов-пропагандистов и различных руководящих административно-хозяйственных работников учреждений, созданных "Восточным министерством" на оккупированной советской территории и в самой Германии. В учебном лагере Вустрау обучались агенты грузинской, армянской, азербайджанской и других национальностей народов Кавказа.
.
"Свободный" лагерь был организован осенью 1942 г. и размещался на северозападной окраине м. Вустрау. Был сборным пунктом подготовленных агентов, прибывавших из учебных лагерей "Восточного министерства". Отсюда по мере надобности они направлялись в отделы и ведомства "Восточного министерства" пропагандистами, бургомистрами и другими руководящими работниками учреждений на оккупированной территории Советского Союза, а также пропагандистами в рабочие лагеря для угнанных в Германию советских граждан и в лагеря военнопленных. Часть агентов, прошедших обучение в лагерях "Восточного министерства", главным образом специалисты, направлялись в различные учреждения и на предприятия Германии.
.
Агенты, прибывшие из учебных лагерей в "свободный" лагерь Вустрау, получали право свободного выхода и ношения гражданской одежды. Им выдавали германские паспорта с отметкой "вне подданства", а также документы о наличии специальных знаний, дающие возможность занимать соответствующие квалификации должности в германских учреждениях.
.
"Органы государственной безопасности СССР в годы Великой отечественной войны"
Том 5 - Книга первая.
Учебный лагерь в м.Вустрау близ г.Нойруппин был организован Министерством пропаганды в начале 1942 г. (затем был передан в ведение Восточного министерства) как "Курсы подготовки административного персонала для оккупированных территорий".
.
Лагерь занимал совершенно обособленный городок барачного типа (23 строения) - из них были котельная, прачечная, типография, где печатался антисоветский журнал "Наши дни" - орган лагерной администрации. Начальник фрайлагеря - сотрудник Восточного министерства Френцель, ему же подчинялись начальники всех свободных лагерей Восточного министерства. Зам. начальника - Больд, комендант - Pay.
.
Лагерь являлся также сборным пунктом для пропагандистов, прибывавших из других лагерей. По мере надобности они направлялись в различные отделы и учреждения Восточного министерства, занимали посты бургомистров, работали пропагандистами в лагерях военнопленных и рабочих-остовцев. Часть подготовленных пропагандистов, прошедших обучение в лагерях Восточного министерства, направлялась в различные учреждения и предприятия на территории Германии.
.
Пропагандисты, прибывшие в Вустрау, имели право свободного выхода и ношения гражданской одежды. Им выдавались паспорта Рейха с отметкой "Вне подданства", а также документы о наличии специальных знаний, дающих право на занятие соответствующих должностей в германских учреждениях.
.
Одновременно в лагере пребывало до 500 человек, которые делились на группы по 15-20 человек. Срок обучения от 2 до 6 месяцев, в зависимости от успеваемости. Преподавательский состав был представлен членами различных антисоветских организаций (НТС, Тетри Георгий, Дашнакцутюн, ОУН и др.), которые помимо преподавательской деятельности вербовали в ряды своих организаций новых членов.
.
В процессе занятий слушателям позволяли вести дискуссии и задавать любые вопросы по изучаемой теме. Этим пользовались для выявления отрицательно настроенных к национал-социализму лиц. Занятия проходили 2 раза в неделю по 4 часа в день, оставшееся время отводилось на самостоятельные занятия, экскурсии, спортивные игры и работы по лагерю.
.
Весь личный состав был разделен на 4 национальных блока: русский, украинский, белорусский и кавказский. Каждый блок, в свою очередь, делился на группы по специальностям: пропагандисты, врачи, полицейские, специалисты промышленности. Ожидавшие назначения пропагандисты продолжали обучение по программе учебного лагеря. Занятия с ними вели преподаватели, приезжавшие из учебных лагерей. Как правило, один раз в неделю проводились антисоветские доклады с обзором военной обстановки. Внутри своих блоков курсанты сами устраивали выступления и диспуты на различные темы. В лагере также проводилось повышение квалификации уже работающих пропагандистов. Прослушав новый лекционный курс, они получали назначение на новое либо прежнее место службы.
.
Перед окончанием обучения на каждого выпускника составлялась подробная характеристика. Лица с высшим образованием, желавшие работать по специальности, составляли специальные доклады, по которым определялась их квалификация. После окончания подготовки пропагандисты через распределительные лагеря направлялись на работу в оккупированные области. Часть выпускников лагеря была направлена на преподавательскую работу.
.
Профессиональные пропагандисты проходили в Вустрау лишь первоначальную подготовку, в дальнейшем их посылали на специальные углубленные курсы пропагандистов, например, на курсы пропагандистов РОА в Дабендорфе.
.
Лагерь Вустрау просуществовал примерно до конца 1944 года.
.В Вустрау направляли известных представителей национальной интеллигенции, представлявших особый интерес в качестве пропагандистов - среди них был и известный татарский поэт Муса Джалиль.
.
.
В частности, именно пребывание в этом лагере послужило основанием для обвинений его в предательстве.
.
http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/numbers/2010_1_2/02/05/Подвиг Джалиля не нуждается в приукрашивании.
http://tatarstan.ru.com/editorial_column/2009/10/05/52308/ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ ПАМЯТИ ПРОТИВ УГЛЯ КЛЕВЕТЫ
.
"Залилов М.М., литературный псевдоним "Муса Джалиль", 1906 года рождения, уроженец дер. Мустафино, Чкаловской области, писатель-поэт и драматург, бывший член ВКП(б), до войны проживал в гор. Казани. По имеющимся в МГБ Татарской АССР следственным и другим материалам, Залилов М.М., находясь на фронте Великой Отечественной войны, в начале 1942 года попал в плен к немцам, а затем, при неизвестных обстоятельствах оказался в школе германских агентов-пропагандистов в местечке Вустрау (близ Берлина), в которой обучались советские военнопленные, ставшие на путь измены Родине."
.
Проведенная Министерством государственной безопасности в 1952 году проверка выяснила, что Муса Джалиль вел подпольную работу, за что и был казнен нацистами. Позднее стало известно, что он дал согласие пойти в лагерь Вустрау по решению подпольной организации..
Так что, видимо, "сентиментально настроенного немецкого офицера" привлекло вовсе не семейное фото, и он отправил "видного деятеля культуры" к пропагандистам в Вустрау, а не к грузинским легионерам в Крушину.
.
Хоровое пение было важным элементов нацистской пропаганды - ансамбль зачастую сопровождал приезжавших в лагеря военнопленных вербовщиков. Благодаря их стараниям много военнопленных-грузин добровольно вступили в Грузинский легион Вермахта и антисоветскую эмигрантскую организацию "Тетри Гиорги".
.
Любопытно, что оценив пропагандистские возможности грузинской песни, нацисты внедрили этот опыт и на фронте. В своих записках немецкий командир грузинской роты батальона "Бергманн" оберлейтенант Т. Оберлендер, оставил нам описание интересных деталей такой пропагандистской кампании:
.
(Мамулиа)
"Как только вечером находящиеся на позициях грузины стали хором исполнять свои боевые песни, они сразу были услышаны их товарищами из советской дивизии. [ ... ] Каждый из нас до сих пор помнит, как в те летние вечера пробиравшихся к нам через заросли ромашек и одуванчиков перебежчиков, с превосходным германским вином в руках, встречали их соплеменники в формах офицеров и унтер-офицеров Германского вермахта.
.
Нам не надо было их разоружать. Они сами охотно сдавали свое вооружение. Очень часто они были родственниками друг друга, родом из одной деревни, или учились в одной школе. Объяснения были излишни. Перебежчики сами видели, что люди, прослужившие год или два в Тбилиси в рядах Красной армии, ныне, будучи унтер-офицерами Германского вермахта, носят немецкую униформу.
.
Желающим мы позволяли вернутся назад, отлично зная, какое влияние окажет этот факт на грузин-красноармейцев за линией фронта. В течение нескольких дней из стоявшей напротив нас грузинской дивизии перешло на нашу сторону 800 перебежчиков, в том числе, целая батарея во главе со своим командиром."
.
Нацисты высоко ценили грузинских артистов.
.
Немецкая хроника UfA-Europawoche Nr. 052, 1944-02-22
Выступление грузинского ансамбля с 3:46
Click to view
Official introduction of the new President of the German Academy.
Report about a hydroelectric power-operated with the help of Sawmill.
Processing of herring.
Georgian dance group and choir for performances.
The German Film in ballet training and dance rehearsal.
Competition in the four-man bob.
Rounding up herds of reindeer in Lapland.
Celebration of young male and female workers.
In the 'Henkell' Sektkellerei.
German troops during use on Brueckenkopf Kerch on the eastern front.
.
Вот этот эпизод отдельно
Click to view
.
Тот факт, что у Сандро были личные отношения со Сталиным, что Сталин предлагал старику помощь, когда тот слег в больницу, на что, видимо, рассчитывал Дато, ровным счетом ничего не изменил в его судьбе. Хотя юный Кахи написал письмо "дорогому великому Сталину" и просил за отца.
.
Теперь пишут о том, как жесток был Сталин, наказавший за эти мелкие безобидные "проступки" сына своего учителя - ведь несчастный певец не охотился по лесам за партизанами, не воевал против Красной Армии в Крыму, не служил в диверсионном батальоне, а всего лишь занимался пропагандой.
.
.
Click to view
.
При этом забывают, что Кавсадзе был всего лишь одним из советских деятелей культуры, осужденных за коллаборационизм, О некоторых известных советских артистах (гражданских), работавших для нацистов, рассказывается в книге Б. H. Ковалева "Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации" (глава четырнадцатая "Культура в коричневых тонах"). На оккупированной территории выступали, в частности, заслуженный артист РСФСР, солист Ленинградского государственного театра оперы и балета им. Кирова, орденоносец, бывший партнер Галины Улановой
М. А. Дудко.
Галина Уланова и Михаил Дудко
.
.
и один из самых популярных советских артистов 1930-х годов, народный артист РСФСР, кавалер ордена Ленина
Н. К. Печковский.
.
.
.
Click to view
.
Click to view
.
Концерт Печковского в Луге во время оккупации
.
"Я, - заявлял позднее Михаил Дудко, - отлично осознавал, что немцы понимают, насколько для них важно, для их пропаганды важно, что советские народные заслуженные артисты, орденоносцы, служат им. По сути своей находятся на их стороне." И здесь нужно понять следующее: то, что ни Дудко, ни Печковский, им не нужно было заниматься, что называется, профашистской, пронацистской пропагандой или заниматься активной антисталинской пропагандой. Сам факт того, что такие люди служат немцам, он говорил о многом. Нельзя забывать, что и Дудко, и Печковский регулярно давали интервью различным коллаборационистским газетам. В этих интервью они выражали благодарность Адольфу Гитлеру, героическому Вермахту, который освободил их несчастную Россию от ига жидо-большевизма.
.
Оба артиста были репрессированы после войны - их действия были подведены под 58 статью часть 10 (измена родине в форме антисоветской агитации и пропаганды) - и получили по 8 лет.
.
В начале 50-х годов они оказались на свободе. Печковский скончался в 56-м году. Дудко скончался в начале 80-х годов, прожив без малого 80 лет. Они не были допущены на подмостки своего родного Мариинского Кировского театра, но они выступали в различных провинциальных российских советских театрах в Уфе, в Тбилиси, в Одессе. С Михаилом Дудко "Грузия-фильм" в 60-м году даже снял фильм-балет, где он исполнял одну из сольных ролей - это была экранизация спектакля Тбилисского театра оперы и балета "Венецианский мавр" в постановке Вахтанга Чабукиани. Михаил Дудко танцевал там партию Брабанцио.
.
Считается, что Печковский очень тяжело переживал свое отлучение от театра, постоянно к нему приходил. Но он давал концерты по всей стране и жил достаточно безбедно, хотя ни звания, ни Орден Ленина ему так уже и не вернули.
.
Click to view
.
Так что дело Давида Кавсадзе не представляет чего-то необычного для того времени..
.
P.S.
Свои ансамбли песни и пляски были и в других "восточных легионах".
.
Ансамбль татарского легиона "Идель-Урал" выступает перед легионерами
.
О культурной работе в "восточных легионах" рассказывается, например, в книге И. А. Гилязова "Легион "Идель-Урал".
.В г. Грайфсвальде 3-5 марта 1944 г. состоялся курултай (съезд) представителей народов Идель-Урала. На курултай собралось около 200 делегатов, прежде всего от Волго-татарского легиона, многие важные немецкие чиновники из Восточного министерства, офицеры Восточных легионов, представители "дружественных народов". В последующие несколько дней после его окончания для участников Грайфсвальдского курултая были организованы различные культурно-пропагандистские мероприятия: выступления музыкальной капеллы легиона, исполнявшего татарские народные песни и мелодии, а также немецкую военную музыку, и так называемого "культурного взвода" легиона, показавшего ряд отрывков из спектаклей. 5 марта в Грайфсвальде была организована выставка татарского прикладного искусства и живописи, которая, по оценкам прессы, показала, "как много талантов есть среди легионеров и с каким интересом германский вермахт поддерживает их культурное развитие". 7-8 марта были также посвящены культурным мероприятиям: выступал квартет Дрезденской городской оперы и вновь "культурный взвод" Волго-татарского легиона.
.
=======================
.
http://pluto9999.livejournal.com/28550.htmlСандра Руловс: Что-то с памятью моей стало.
http://pluto9999.livejournal.com/30388.htmlЛиберал Гела Васадзе и грузинские фашисты
.
http://pluto9999.livejournal.com/82970.htmlСвятой Григорий Перадзе и лицемер Саакашвили.
http://pluto9999.livejournal.com/65590.htmlGeorgia Uber Ales!!! Поклонники грузинских нацистов голосуют за Саакашвили.
http://pluto9999.livejournal.com/50353.htmlГерои Грузии: Хайль, Мишико!.