ВОЙНА - организованная вооруженная борьба между государствами, нациями (народами), социальными группами, начинающаяся когда исчерпываются ненасильственные формы разрешения противоречий и ведущаяся для достижения определенных политических и экономических целей.
За последние 5,5 тыс. лет произошло около 14,5 тыс. больших и малых войн (в т. ч. две мировые), в ходе которых погибло, умерло от эпидемий и голода свыше 3,6 млрд чел.
Проблема понимания войны и мира с древнейших времен остается одной из ключевых в планетарном общественном сознании. На протяжении веков многие мыслители задавались вопросом: является ли война неизбежным спутником человеческой истории в силу биологической предрасположенности людей к агрессии, или же она - лишь следствие социальных причин, обусловленных разделением общества на классы, сословия, кланы, религиозные сообщества, племена и нации, и с исчезновением (стиранием) этих различий станет невозможной и ненужной.
Еще Гераклит заявлял: «Война - мать всех вещей», доказывая, что только в войне определяется, кто станет свободным, кто рабом, каким будет государственное устройство, а значит, и экономика.
Г. Гегель уподоблял войны ветру, что проносится над рекой человеческой истории, без которого река превратилась бы в болото.
Ф. Ницше считал, что война - это естественный способ существования человека, а насилие, эксплуатация, стремление к взаимоистреблению являются атрибутивными свойствами рода человеческого. «Сама жизнь, - утверждал он, - есть в основе своей присвоение, нанесение вреда, преодоление чуждого и более слабого, подавление, твердость и, по меньшей мере, даже в самом мягком виде эксплуатация».
Солидарен с ним и О. Шпенглер, утверждавший: «Жизнь - это вечная борьба между растениями, животными и людьми, борьба между отдельными классами общества, народами и государствами, в какой бы форме - хозяйственной, социальной, политической или военной - она не разыгралась… Пока существует человеческое развитие, до тех пор будут войны».
В том, что стремление к уничтожению заложено в самой биологической природе человека, убежден был и основоположник психоанализа З. Фрейд, учивший, что ведущими силами человеческого поведения являются инстинкт агрессии и инстинкт смерти.
Его идеи развивал В. Дайм, писавший: «Человек носит в себе тенденцию собственной гибели. Она состоит из агрессии против себя самого и против окружающего мира».
Полностью противоположного мнения придерживались мыслители, утверждавшие, что война - лишь следствие вполне преходящих социальных, экономических и иных условий человеческого бытия. Уже просветители XVIII в. учили, что человек по своей природе добр и миролюбив, и в справедливом обществе, построенном на разумных принципах свободы, равенства и братства, войн не будет.
Так, например, И. Кант доказывал, что «вечный мир» есть закономерный итог прогресса, и связывал его с глобализацией, с объединением человечества, преодолением всех границ, различий и возможных споров.
И. Фихте, соглашаясь с Кантом по вопросу необходимости мира, наоборот, настаивал, что мир может обеспечить только автономность всех государств, тогда как международная торговля и колониализм в любых формах ведут к войнам.
Сторонники марксизма были убеждены, что в войнах повинно несправедливое социальное устройство общества, основанного на эксплуатации - капитализм. Отсюда и вывод В. Ленина, что война есть продолжение политики насильственными средствами, включая, кроме, собственно военных, экономические, дипломатические, идеологические.
Явление это присуще исключительно классовым обществам, в которых противоречия между основными классами носят антагонистический характер. Отсюда и ленинское деление войн на «справедливые», направленные на свержение господства правящего класса, и «несправедливые», целью которых является сохранение этого господства.
Тезис о необходимости «справедливой» революционной войны с империалистическими державами, с помощью которой Россия могла бы избежать изоляции и в перспективе обеспечить победу мировой революции, стал официальной составной частью большевистских взглядов и в 1917 г. был записан в программу партии.
Деление войн на справедливые и несправедливые актуально и в современном мире. Статья 51 Устава ООН, например, относит к справедливым войнам индивидуальную или коллективную самооборону против агрессии (освободительные войны), борьбу против колонизаторов в осуществление права на самоопределение.
Вместе с тем вооруженные действия сепаратистов считаются формально справедливыми, но неодобряемыми (Чеченские войны, Ольстер, Кашмир и т. д.). К несправедливым войнам относятся захватнические (агрессивные), квалифицируемые международным правом как международное преступление.
Однако в 1990-е гг. появилось понятие «гуманитарной войны», трактуемой как агрессию «во имя высших целей»: предотвращение этнических чисток или насаждение в стране режима управляемой демократии. К подобным войнам относятся, в частности, агрессия НАТО против суверенной Югославии весной - летом 1999 г., начатая под предлогом защиты албанцев в Косово, а также вторжения в Афганистан (2001) и Ирак (2003).
Естественно, что зачастую «праведным гневом» и «гуманитарными интересами» оправдываются банальные экономические и политические интересы. Так, США важны Балканы для контроля над Европой, а Ирак - для контроля над нефтью Персидского залива.
Ход и исход войны, формы и способы ее ведения зависят от экономических возможностей воюющих государств, уровня развития науки и техники, морального духа народа и армии, боевой мощи вооруженных сил и других факторов. Кроме того, в войне используются и такие формы борьбы как организация саботажа и террористической деятельности на территории противника, а также давление с помощью экономических, политических и информационных рычагов (т. н. «информационная война»).
В сущности, любая война - война информационная, так как смысл войны состоит не в том, чтобы убить как можно больше народа или уничтожить как можно больше ресурсов, а в том, чтобы сломить волю и сознание сопротивляющихся. Если у кого-то из противников есть средство заставить соперника покориться без борьбы, сдать свои интересы, действовать против себя или в интересах другого, то никакие боевые действия не нужны. Отсюда и важность идеологии во время войны, она не вспомогательное, а центральное средство воздействия на волю и сознание соперника.
Идеологическое воздействие особенно эффективно не в период начавшегося противостояния, а до него, в латентной фазе. Как говорил крупнейший китайский военный стратег Сунь Цзы, «лучший полководец - тот, кто побеждает до всякого сражения и без всяких сражений». То есть тот, кто создает ситуацию, в которой соперник понимает, что сопротивляться бесполезно, либо вообще не понимает, зачем ему сопротивляться, и сам действует в интересах противника.
Война тесно связана с политикой и экономикой. Политика определяет цели и социальный характер войны, решающим образом воздействует на ее интенсивность и способы ведения, направленность сосредоточения основных усилий, степень мобилизации людских и материальных ресурсов. Вместе с тем война оказывает обратное воздействие на политику, замедляет или, наоборот, ускоряет развитие общественно-политических процессов, является катализатором технических инноваций.
Чуть ли не все научно-технические достижения были во многом обусловлены именно необходимостью совершенствования оружия, а не орудий труда. Символично, что первой появилась именно атомная бомба (1945, США), а не атомная электростанция (1954, СССР). И программы по запуску космических аппаратов, используемых ныне в мирных целях, выросли из военных проектов.
До сих пор правом на самые новейшие разработки обладает именно военно-промышленный комплекс. По словам канадского ученого М. Маклюэна (1911-1980), «милитаризм - главный путь технического образования и ускорения прогресса для народов».
Научно-техническая революция XIX-XX вв. привела к изменению как характера, так и масштабности войн. Оружие массового уничтожения нивелировало элемент личного противоборства, война навсегда потеряла «обаяние», приобретя характер массового производства и превратив уничтожение в массово-производимый товар (М. Хайдеггер).
Войны ХХ в., прежде всего две мировые, были связаны с беспрецедентными людскими и материальными потерями, с небывалыми прежде разрушениями и бедствиями. Если общие потери всех европейских стран в войнах XVII в. составляли порядка 3,3 млн чел., XVIII в. - 5,4 млн, в XIX и начале XX вв. (до Первой мировой войны) - 5,7 млн, то только Первая мировая война (1914-18) унесла свыше 9 млн, а Вторая мировая (1939- 45) - свыше 50 млн человек!
Если в Первую мировую войну под ружье было поставлено 74 млн чел., и основную часть погибших составляли военнослужащие, то в ходе Второй мировой войны общее число мобилизованных достигло уже 110 млн чел., и на каждого убитого солдата приходился один погибший мирный житель.
Мировые войны закрепили практику всеобщей мобилизации, являвшейся детищем Великой французской революции - теперь за оружие брались не профессионалы, а вся нация. Окончание в 1945 г. Второй мировой войны не привело к установлению всеобщего мира и стабильности. Напротив, создание ядерного оружия, ставшего угрозой для всего живого на Земле, привело к началу активной гонки вооружений и холодной войне, длившейся до начала 1990-х гг.
В современных условиях в связи с окончанием холодной войны уменьшилась опасность мировой ядерной войны. Однако продолжаются т. н. локальные войны - военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами, племенной рознью и т. д.
Международное сообщество, ООН, неправительственные структуры типа ОБСЕ стремятся к созданию системы отношений между государствами, исключающей угрозу силой и ее применение.
ВТО (Всемирная торговая организация) - международная организация, созданная для урегулирования торговых проблем в соответствии с соглашением крупнейших торговых стран мира о снижении экспортных и импортных барьеров.
Начала свою деятельность в 1995 г. как преемница Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Создана для реализации постановлений, принятых на последней стадии переговоров о либерализации торговли в рамках ГАТТ, которые продолжались с 1986 по 1993 гг. и постоянно подвергались угрозе срыва из-за отсутствия у ГАТТ механизмов принуждения.
К июлю 1995 гг. членами ВТО были 96 стран и две зависимых территории.
Высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. К настоящему времени было проведено шесть таких конференций, практически каждая из них сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации. Штабквартира ВТО расположена в Женеве. Глава ВТО - Паскаль Лами (с 2005 г.).
ВТО была учреждена для осуществления контроля за воплощением в жизнь крупнейшего в истории соглашения о свободной торговле, предусматривающего снижение тарифов на 40% в течение 1995-2005 гг. Были достигнуты договоренности о снижении государственной поддержки цен, свободной торговле услугами, прекращении «добровольных» экспортных ограничений, глобальной системе защиты патентов, торговых марок и авторских прав.
Полномочия ВТО и ГАТТ существенно разнятся. Так, ВТО может принимать обязательные решения при арбитраже торговых споров и налагать торговые санкции на членов, нарушающих ее положения, она уполномочена выступать по вопросам трудовых соглашений и охраны окружающей среды и несет ответственность за снижение торговых барьеров для таких сфер, не входивших в компетенцию ГАТТ, как телекоммуникации, банковское и страховое дело, туризм, морской транспорт.
С правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.
Цель ВТО - либерализация мирового рынка, снижение роли отдельных государств в мировой торговле, ограничение их протекционистских возможностей. Это якобы нужно для повышения конкурентоспособности предприятий, от чего в итоге выигрывает потребитель. Некоторые экономисты полагают, что результатом могут стать увеличение мирового дохода на более чем 500 млрд долларов в год и значительный подъем международной торговли. Вместе с тем очевидно, что механизм ВТО таков, что ставит партнеров в неравные условия в зависимости от очередности и содержания подписанных соглашений.
Декларируется, что членство в ВТО позволяет получить более благоприятные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг, обеспечивает защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами, позволяет участвовать в разработке новых правил международной торговли. Однако преимущества доступа на рынки других стран гарантируются лишь развитым странам.
Фактическое содержание договоренностей может привести к ослаблению экономки страны-подписанта в результате снижения уровня протекционизма и к непопаданию на чужие рынки. Таким образом, все зависит от условий, на которых каждая страна вступает в ВТО.
После вступления в ряды ВТО Вьетнама (2007) организация насчитывает в своих рядах 150 стран-членов, на которые приходится более 95% мировой торговли. Каждая из них обязана предоставлять другим членам организации статус наибольшего благоприятствования в торговле.
Российская Федерация пока не является членом ВТО. В 1986 г. СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР - страна с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли.
Получить статус наблюдателя СССР смог только в 1990 г. В 1993 г. Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ, а в 1995 г. начались переговоры по вступлению России в ВТО.
К настоящему времени РФ завершила переговоры с 56 государствами. Самые долгие и сложные из них велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол (1997).
Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 г. Очередной раз согласия в этом вопросе президенты В. Путин и Дж. Буш достигли на саммите в Сочи в начале апреля 2008 г., хотя окончательная дата вступления после 13 лет переговоров так и не была определена.
Заявку России блокирует Грузия в связи со спором о пограничных таможенных постах. Кроме того, России еще предстоит урегулировать и двусторонние отношения с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами.
По поводу того, нужно ли России вступать в ВТО, мнения расходятся. Одни утверждают, что членство в крупнейшей международной торговой организации позволит России стать полноправным участником всемирного рыночного процесса. Другие убеждены, что неконтролируемое вовлечение России в этот процесс подорвет ее экономику.
Очевидно, однако, что вступление в ВТО нужно хотя бы для того, чтобы Россия могла принимать участие в формировании мировых правил игры и влиять на процесс принятия решений в организации. Вместе с тем Россия уже дала понять, что не готова ни в коей мере поступаться своими интересами ради того, чтобы стать членом этой организации. В обозримый период времени польза России от вступления в ВТО просматривается, скорее, в политическом отношении. Экономические же результаты вполне сомнительны.
Вступление в ВТО чрезвычайно выгодно тем странам, которые специализируются на производстве ширпотреба. Так, Китай стал членом этой организации после 17 лет переговоров, в результате взяв на себя 240 дополнительных обязательств. И оказался в безусловном выигрыше, открыв для себя новые рынки для своих товаров.
Россия экспортирует в основном сырье и оружие, а ни тот, ни другой товар не являются предметом регулирования ВТО. Максимальная теоретически возможная выгода отечественных предприятий от присоединения России к ВТО оценивается экспертами в 23 млрд долларов, однако одновременно России придется отдать часть своего рынка, эквивалентную примерно 90 млрд долларов в год.
Опасность вступления в ВТО заключается в утрате Россией конкурентных преимуществ, связанных с внутренними ценами на энергоносители, вытеснение отечественных производителей с целого ряда сегментов внутреннего рынка: приход на него крупных международных промышленных корпораций с долгосрочными кредитами и государственными гарантиями сделает условия конкуренции изначально неравными. Кроме того, часто говорится о том, что вступление в ВТО несет угрозу самому суверенитету России, открывая возможность для проникновения в финансовую, транспортную, энергетическую системы. В то же время, если у России появится конкурентоспособный товар в области высоких технологий, она будет иметь доступ на мировые рынки и сможет извлечь из вступления в ВТО ощутимые преимущества