Исходной точкой темы сегодняшнего поста для меня стали слова из интервью писателя А.Варламова, нынешнего ректора Литературного института, автора новой книги о В.В.Розанове, что «Розанов - второй после Льва Толстого многодетный отец в большой русской литературе» . Я немного удивилась и решила для себя уточнить. У Розанова с его второй женой
(
Read more... )
Comments 17
У Анненского одной довольно:
Рядом с сыном, может быть,
У разных пастернаков это все даль и близь социализма, кажется -
Весельем иоего ребенка -
как-то так по 40-летней памяти, не лезть же проверять.
У Пушкина в письмах полно упоминаний и историй разных.
Даже и у Рыжего есть - с сыном за руку за облаками, помню, он мне его присылал даже.
Но мало, да. Видимо, есть глубокие причины.
Reply
Да я кое-что попроверяла. И мало нашла.
Всё-таки странно, нет?
Почему бы не радоваться успехам? Или, наоборот, оплакивать смерть возлюбленной - принято, а смерть ребенка (маленького или взрослого, сын Гёте умер раньше его) - гораздо меньше.
Думаю, есть какие-нибудь мало мне известные поэты, которые уделяли этой теме больше внимания.
Но есть какой-то забавный сайт, где для русских поэтов можно набрать тему, семья, например. Я попробовала, так даже там почти ничего не находится.
Reply
Я без аппарата (мне неприлично) - "Ребенка милаго рожденье ..." еще припоминается. Что-то больше ничего в голову и не приходит.
Reply
Да! Спасибо.
Про своих и про других (тут и "Эпитафия младенцу" Пушкина, сразу вспоминающаяся) - это тоже разные темы. И поздравления и эпитафии, обращенные к друзьям - это скорее про отношения с друзьями, чем с детьми.
Reply
Reply
У него всё-таки стихи для детей, а я имею в виду стихи про детей для взрослых.
Разве что “Мой роман» (про консьержкину Лизу, которой три с половиной года).
Или есть и другие?
Но с другой стороны, возможно, поэты не писали про маленьких детей именно опасаясь сюсюканья, а Саша Черный и Т.Кибиров, которые не обходились без юмора, этой опасностью пренебрегли. Чего не решались себе позволить, люди, вообще-то любившие юмор (Пушкин или Давыдов), уже не говоря о таких поэтах как Баратынский или Тютчев.
Что не дает ответа на вопрос почему не писали о выросших детях.
Reply
Опасались, наверное, что примут за похвальбу и гордыню в хорошем случае, а в плохом и так понятно.
Reply
В том-то и дело, что в разных других случаях похвальба и гордыня не страшила.
Пытаюсь сообразить, были ли какие другие сферы-темы-сюжеты, так мало затронутые в поэзии. Пока не придумала.
Reply
По-моему, совершенно однозначно - боятся сглазить.
Вот женщины, кого Вы перечислили - писали о своих детях, и что же? сглазили по полной.
Кроме Ахмадулиной, которая не сглазила просто потому, что для сглаза необходима сила дарования.
Reply
Некоторые - возможно, как я и предположила. Но вряд ли только это.
И из перечисленных женщин сглазить могла лишь Цветаева. Ахматова и Берггольц писали уже post factum.
Reply
Впрочем, у Грибоедова есть еще - и даже, в некотором смысле, возможно, и объясняющее.
Reply
Что-то я не догадываюсь, о каком стихотворении или отрывке речь:)
Reply
Горе от ума. Чтобы иметь ...
Reply
Ну при чём тут ум?
Для того чтобы влюбиться, и оттого радоваться или страдать, ум вообще не нужен. Но никого это не остановило от описаний. А что ум не задействован - еще и предмет гордости.
А тут вдруг ум потребовался. Нет, не согласна:)
Reply
У Вас что-то не так со ссылкой. Ошибка в разметке, наверно. Я почитал интервью Варламова - думаю, он все знает и понимает, но решил подчеркнуть важность многодетности для ЛНТ и ВВР. Дети Тютчева не проявлены у него стихах, а Розанов где надо и где не надо - про потомство. (Мы с ним, наверно, разругались бы по политическим вопросам и прокляли друг друга, но в его осведомленности я не сомневаюсь. Я читал один его роман - фантазию на тему жизни Пришвина - и видел спектакль по другому.)
Я бы объяснил так: нет готовых форм, кроме поучения, и страшно сглазить (в этом присоединяюсь к сказанному). Кстати, у Вяземского есть стихи к родной внучке. И к другой, внучке не по крови, но это отдельная история.
Reply
Я не давала ссылку, это откуда-то подчеркивание взялось, а я не заметила. https://iz.ru/1320256/daria-efremova/ego-nazyvali-besstyzhim-dvurushnikom-i-provokatorom
Слова автора я процитировала точно.
---- нет готовых форм, кроме поучения, и страшно сглазить
Я так и предположила, и про сглаз, и что традиции не сложилось.
Но про сглаз - этого соображения получается что совсем нет, когда поэты пишут про отношения с женщинами, хотя, казалось бы, тоже должны могли бы быть.
И еще - поискала, обсуждал ли эту редкость у поэтов серьезных стихов о детях кто-то из литературоведов (русских), не нашла. Неужели никто не замечал? Странно.
Reply
Все-таки мы берем не так широко - не вообще стихи о детях, а именно стихи о своих детях. В поэзии романтического периода о детях не так уж мало. У Блейка "Песни невинности" - от лица детей. У Вордсворта даже есть стихотворение, где он якобы рассказывает о разговоре с сыном ("I have a boy of five years old"), но написанное до рождения его первого сына. У Хопкинса "To a Young Child"... И у наших есть, конечно, - "Школьник" Некрасова", что-то жалостливое у Майкова или Плещеева, "Мы были солнечные дети" и подобное у Сологуба. Но это все не подходит, это не к своим обращено.
Вообще-то я забыл самую главную и древнейшую форму - колыбельную. Но ее чаще писали мужчины от имени женщин.
Reply
Leave a comment