Забытые цветы

Nov 21, 2024 23:38


И ни во сне, ни наяву не виданные туберозы»

Как-то я писала об одном «слепом пятне» в поэзии, а сегодня хочу написать об обратном явлении (хотя там был серьезный предмет обсуждения, а здесь - мелочь). О том, чего в русской поэзии было много, а в жизни нашей современной практически нет, хотя оно не пропало.

Думаю, многим любителям поэзии памятны ( Read more... )

Leave a comment

Comments 57

travellersjoy November 21 2024, 20:59:02 UTC

Сплошной "ейш":

Приходится присоединиться к симпатичнейшему Гумилеву - не видал, увы.

Анненского - гениальнейшие, заветнейшие.

Пастернак - чудовищнейшая графомания.

Reply

plynius_secund November 21 2024, 21:18:15 UTC

А вот захотелось спросить. Сильно ли у Вас влияет отношение к личности на отношение к стихам?

Reply

travellersjoy November 21 2024, 21:40:57 UTC

Ну вот - далеко ходить не надо - Хаусман, например: - характер сквернейший (нападки на коллег довольно отталкивающее впечатление производят), его пристрастия "я как-то не очень" ((С) Брат-1), а - царь и бог для меня.

Набоков мне крайне неприятен как личность - а стихи у него превосходные.

Бродский - гадость со всех сторон несусветная, а "На независимость Украины" - я честно признаю преотличнейшей вещью и капитальнейшей (я бы сильно сократил, конечно, но это уже мои личные принципы, необязательные).

И вообще я в жизни (некоторые говорят - слишком) тщательно стараюсь быть беспристрастным: напр., лично неприятным мне студентам всегда оценку завышал.

Reply

plynius_secund November 21 2024, 22:06:19 UTC

Хаусмана почти не знаю. В оригинале надо читать или теперь есть хорошие переводы?

Да ну, "несусветная". А кто из великих первоклассных поэтов известен как очень хороший человек? А уж отношения с коллегами....

И политические стихи меня не особо зацепляют. Надо бэкграунд хорошо знать, а это трудно если возможно.

Reply


egovoru November 22 2024, 01:03:05 UTC
У Пастернака есть упоминание еще одного некогда популярного, а ныне совершенно забытого цветка:

По деревянным антресолям
Стоят цветочные горшки
С левкоем и желтофиолем,
И дышат комнаты привольем,
И пахнут пылью чердаки.

Его современники тоже отметились - вот Ходасевич:

Пусть каждому приколет
Желтофиоль на грудь
И каждому позволит
Вздохнуть о чем-нибудь.

А вот Андрей Белый:

Но урони, смеясь сквозь боль,
Туда, где облака-скитальцы,
Ну, урони желтофиоль
В мои трясущиеся пальцы!

А вот еще Брюсов:

Я видела в окно: на маленькой гондоле
Он уплывал от стен монастыря,
И за кормой пурпурная заря
Дрожала в синеве цветком желтофиоли.

Reply

fryusha November 22 2024, 05:04:07 UTC
Другое название желтофиоли - лакфиоль.

Александр Вертинский:

И мне сегодня за кулисы
Прислал король, прислал король
Влюбленно-бледные нарциссы
И лакфиоль...

Reply

plynius_secund November 22 2024, 08:34:48 UTC

Спасибо.

Кстати жанкилия (правильнее жонкилия), упомянутая в цитате 1797 года, это вид нарцисса, желтый, ароматный и по несколько цветков на одном цветоносе. Но название ушло.

Reply

egovoru November 22 2024, 12:33:47 UTC

Да, но желтофиоль - название куда более привлекательное, потому что, ну, причем тут какой-то фиолетовый лак? :)

Кстати, тубероза - тоже обманчивое название, потому что для русского уха там слышится какая-то роза, а никакой розы там и близко не лежало: tubéreuse - это просто "корневищное" (растение).

Reply


lucas_v_leyden November 22 2024, 18:16:38 UTC
Думаю, что их не выращивают для продажи потому, что они совсем не стоят в срезке. А кому нужен букет, который вянет через два часа ( ... )

Reply

plynius_secund November 22 2024, 18:43:54 UTC

----А кому нужен букет, который вянет через два часа...

Так два века всем был нужен!

Но это для меня неожиданно, что стоят в срезке только два часа!! А как же с ними в прошлые века обходились? Можно подумать, что выгоняли в горшках, как сейчас гиацинты, но в Ваших цитатах про вазы (да еще тонкие) пишут.

Их трудно вырастить? Из покупных выращивать будете, как называют "луковиц", хотя это вроде корневища?

Хотя бывают и клубне-луковицы. Знаете растение Юнону? Цветки как у ирисов, а стебли с листьями как у кукурузы? Вот у них клубнелуковицы.

Еще почитала, что туберозы считаются происходящими из Мексики, дикорастущие неизвестны, и предполагают, что были окультурены в до-Колумбову эпоху.

А аромат-то действительно несравненный? На что-нибудь похожий?

Мне очень нравится аромат мелких цикламенов. Тут зашла в магазин - стоят около 15 горшочков, и чувствую легкий аромат. Перенюхала все, и нашла те два, которые были с ароматом:)

Да, ни одна фамилия поэтесс мне не знакома!

И прирост корпуса за счёт чего происходит? Разыскиваете старые ( ... )

Reply

lucas_v_leyden November 22 2024, 18:54:27 UTC
На самом деле я не знаю, как долго они стоят - может быть и долго. Но цветочный бизнес такой сложный, что круг культур в нем, кажется, очерчен намертво. И два века назад была совсем другая логистика: сейчас дешевле вырастить гвоздику в Эквадоре, перевезти ее самолетом в Голландию, а оттуда в Россию (сегодня может быть и по другому это устроено).

Выращивать, думаю, не слишком сложно - закажу весной хоть на "Озоне" несколько луковичек, обмакну в бордосскую жидкость от грибков, поперчу от мышей и суну в плодородную землю, поставив рядом табличку. Думаю, все нормально будет. Главное не забыть!

Юнону знаю, хоть и не выращивал никогда. Но на вид похоже на ирис, а их у меня под сотню.

Про аромат не помню, конечно. Да я и не мастер описывать ароматы. Вроде пахло вкусно:)

Да, я просматриваю в огромном количестве книги и журналы (в основном в библиотеке). Ну и выходящие сборники старых поэтов расписываю или стараюсь купить уже в электронном виде.

Reply

plynius_secund November 22 2024, 19:10:33 UTC

-----Но на вид похоже на ирис, а их у меня под сотню

Здорово! У меня кандидатская была по ирисам. Но выращиванием я не занималась. Так что цветов я, возможно, видела меньше, чем Вы. Но видела необычные, онкоциклюсы, например. Или вот Iris tectorium, который считается что когда-то в Японии на крышах выращивали. Его я из семян в горшке вырастила, очень симпатичные цветы были. Сейчас вообще очень красивые сорта есть.

Попробовать что ли тоже купить клубни туберозы и выгнать дома ! Но это, наверное, дорогие надо покупать.

Reply


travellersjoy November 22 2024, 18:29:34 UTC
А вот отца Савелия вспомнить-то и забыли! Тихий ужас, до чего мы дошли.

Reply

plynius_secund November 22 2024, 18:47:55 UTC

Да! А там в провинции дело было. Значит, везде знали туберозы.

Reply

travellersjoy November 23 2024, 08:00:03 UTC

Вот грешным делом усумнился в Лескове, подумал - неудачная выдумка ("желание" на языке цветов, вся эта чепуха французская). Ан нет - действительно поповская, был такой дьячок, чей сын потом стал псковским епископом при ранних Советах. Интересно исследовать, откуда пошла. Хотя семинарские выдумки бывали и очень странными.

Reply

plynius_secund November 23 2024, 09:03:31 UTC
Если бы и выдумка, то почему неудачная? Там же и другие необычные фамилии есть.

Reply


russ_dilettante November 30 2024, 18:54:16 UTC

Эту строчку я, конечно, с юности помню. Только туберозы у меня неизбежно ассоциировались с туберкулезом, которому они этимологически родственны. И само по себе "тубероза" - тяжелое слово, не цветочное.

Reply

plynius_secund November 30 2024, 21:21:06 UTC

Согласна. Мне тоже слово не нравится, даже без связи с туберкулезом.

Но почему именно оно так привлекало поэтов? Думаю что слово - даже больше, чем сам цветок. Или как раз тяжестью? Что для них в нём было?

Reply

russ_dilettante December 1 2024, 10:15:30 UTC
Кстати, еще "однокоренное" слово - протуберанец. И трюфель - тоже от tūber.

Даже не знаю, чем она мила поэтам. Экзотика - она родственница агаве. Неплохая рифма к розе. Между прочим, и к березе, забавная.

Reply


Leave a comment

Up