Книга о верховьях Оки, Дона и Десны - 4) Бронзовый век

Nov 06, 2024 12:51


В начале IV тысячелетии до н.э. на Ближнем Востоке (вероятно, на юго-востоке нынешней Турции) появилась мышьяковистая бронза, более прочная и твёрдая, чем чистая медь.



В Малой Азии примеси мышьяка уже были в руде - и достаточно было их не полностью отделять. Вскоре ареал распространения бронзы охватил весь почти весь тогдашний цивилизованный мир: Малую Азию, Месопотамию, Сирию, Египет, юг Балкан. Примерно с 3500 года до н.э., с отставанием примерно на пару столетий от цивилизованного мира производство мышьяковистой бронзы освоила майкопская культура, базировавшаяся на Северном Кавказе. Майкопская бронза постепенно вытеснила в степях к северу от Чёрного моря балканскую медь (в первую очередь это коснулось оружия, а орудия труда земледельцев, пастухов и охотников ещё долгое время оставались каменными и костяными).

Крайняя вредность производства и резкое ухудшение качества при переплавке мышьяковистого бронзового лома (в отличие от медного) требовали искать другие легирующие примеси. Были перепробованы цинк, свинец и олово. Оловянная бронза, открытая на Балканах около 3000 года до н.э., оказалась наилучшей, но месторождения олова в нынешней Сербии были бедны. Месторождения олова в Чехии тоже были не очень богатыми - но на несколько веков их хватило.

После окончания засухи (пик её пришёлся примерно на 3900 год до н.э.) начался бурный рост земледельческих культур, в том числе трипольской: маленькие посёлки сменились большими - (до 10-20 тысяч человек), укреплёнными валами и рвами. Эти земледельческие посёлки были недолговечны и гибли от пожаров (случайных или намеренных), как правило, через 60-80 лет после основания. А укрепления появились, вероятно, для защиты от набегов скотоводческих культур среднестоговской общности, которые, как предполагается, уже освоили верховую езду (в частности, выделяют репинскую культуру, почти чисто коневодческую, располагавшуюся примерно с 3800 года до н.э. в бассейне Северского Донца).

Примерно в 3600 году до н.э. Европу накрыла ещё одна эпидемия чумы, уничтожившая более половины населения, особенно в земледельческих культурах, в том числе в трипольской. Вероятно, от чумы пострадала и льяновская культура - сразу после эпидемии её сменила волосовская - одна из последних субнеолитических культур Средней полосы, всё ещё специализировавшаяся на охоте и рыбалке. Волосовцы пришли из Прибалтики и сформировались на Валдае, а затем заняли бассейны верхней Волги (до устья Камы) и Оки (кроме самых верховий). Предположительно, чума прекратила существование и хвалынско-среднестоговской общности, но на её месте после 3600 года до н.э. быстро возникла ямная культурно-историческая общность (названная так из-за относительно простых захоронений), снова объединившая степных скотоводов от Урала до устья Дуная. Эта культура включала преимущественно носителей R1a (соотносится с бывшей среднестоговской культурой) и R1b (соотносится с бывшей хвалынской культурой). Генетически две ветви индоевропейцев разделились не позднее 20 тыс. лет до н.э., но сохраняли родство языков - возможно, за счёт постоянного соседства (впрочем, существует и другая гипотеза - о том, что у одной из групп до описываемого времени был язык, отдалённо родственный праиндоевропейскому, но они его утеряли во время хвалынско-среднестоговского единства). Первой дальней миграцией хвалынцев (носителей гаплогруппы R1b) было переселение (с коровами, лошадьми и овцами) около 3700 года до н.э. из района Самарской Луки по лесостепи на восток - до Алтая и до Енисея, где возникла афанасьевская культура, индоевропейская по языку (эта подгруппа известна как тохарская). Афанасьевцы обнаружили на Алтае медь, но не знали технологии литья - и обрабатывали медные изделия ковкой.

Примерно в 3200 году до н.э. началось похолодание, опять приведшее к депопуляции у земледельцев (и опять сильно пострадали трипольцы). В это время начинаются миграции носителей культуры шнуровой керамики (она же культура боевых топоров - разумеется, ещё каменных), выросшей из среднестоговской культуры (с преобладанием R1a). Шнуровики, предположительно базировавшиеся примерно между Могилёвом и Киевом (где сформировалась среднеднепровская культура), начали продвижение в запустевшую Европу к северу от Карпат - и заселили всю лесную полосу от Чудского озера до Рейна, а также юг нынешней Швеции (вероятно, истребив местных мужчин - причём численность носителей гаплогруппы G, характерной для земледельцев, упала сильнее, чем I, характерной для охотников) и распространив индоевропейский язык (предположительно, протокельтский). Примерно 15-20% популяции шнуровиков несли аллель переносимости лактозы. Шнуровики отличались от населения Старой Европы узкими и высокими черепами, менее массивными, чем у широкоголовых автохтонов, и более светлой кожей. Жители Европы имеют два аллеля светлой пигментации, полученные от шнуровиков (у которых были светлая кожа, часто светлые или рыжие волосы, но обычно тёмные глаза) и от горцев Малой Азии и (среди которых было немало смуглых, но встречались люди с очень светлой кожей и глазами).

Около 3000 года до н.э. на Южном Урале (примерно в 100 км к северо-западу от Оренбурга) ямники открыли богатое месторождение медной руды (Каргалы), а позже - ещё ряд месторождений в Башкирии. Ямники наладили производство меди и мышьяковистой бронзы (всего на несколько столетий позже, чем на Ближнем Востоке), а также и золотых и железных изделий (в очень небольших количествах - из метеоритного железа). Между ямниками и афанасьевцами в степях Казахстана располагались племена ботайской культуры, занимавшиеся охотой на диких лошадей (Пржевальского) верхом на таких же прирученных (но ботайские лошади вымерли, не оставив вклада в генофонд современных лошадей).

Деревянное ярмо, приемлемое для волов, не удалось использовать для конной тяги, но была разработана система кожаных ремней - не идеальная, но приемлемая - похожая на систему собачьей упряжи, известную в Сибири с мезолита или даже с конца палеолита (на стоянке на острове Жохова нашли кости ездовых собак, родственным хаски и маламутам, возрастом около 9,5 тысяч лет). При больших нагрузках кожаный ошейник душил лошадь, а удобный хомут тогда изобрести не получилось - поэтому повозки, запряжённые лошадьми, могли использоваться только для быстрого перемещения по ровной степи - и были максимально лёгкими, а значит - двухколёсными (а зимой, несомненно, использовались сани). К концу II тысячелетия до н.э. домашние лошади распространились по Евразии (от Испании до Китая), а на юг до Месопотамии (но ещё не до Египта) и были вначале сравнительно малорослыми и слабосильными, поскольку первоначальная селекция шла не по силе, а по послушности.

После потепления, около 2900 года до н.э. волна миграций индоевропейцев продолжилась (возможно, уже не с Днепра, а с территорий, заселённых по время похолодания): на запад ушли предки италиков и германцев, а на Балканы - предки албанцев, греков и армян (при этом армяне и хетты продолжили движение на восток по Малой Азии). После этого самыми массовыми Y-гаплогруппами в Европе стала R1a и R1b (предполагается, что миграционный поток R1b шёл в основном по долине Дуная), а индоевропейские языки почти везде вытеснили местные - сейчас из языков Старой Европы сохранился только баскский, хотя некоторые (например, этрусский) дожили до античной эпохи.

В то же самое время (около 2900 года до н.э.) из среднеднепровской культуры выделилась фатьяновская, специализировавшаяся на кочевом свиноводстве, но имевшая также коров, овец и лошадей и знавшая земледелие. Продвигаясь на северо-восток, фатьяновцы быстро заселили бассейны Оки (кроме самых верховий, где уже жили среднеднепровцы), верхней Волги и нижней Камы, вытеснив или поглотив волосовцев. При этом примерно четверть фатьяновцев была темнокожими (предполагается, это как раз волосовский субстрат). Фатьяновцы были восточным вариантом культуры шнуровой керамики, а боевые топоры делали из габбро-диорита (дальнеприносного - из нынешней Карелии либо из остатков ледниковой морены), но по моделям бронзовых топоров, распространённых у ямников - с выступающими рёбрами в местах соприкосновения форм для литья. Восточная часть ареала фатьяновской культуры выделяется как балановская культура, для неё предположительно близкое родство с прагерманскими племенами, ушедшими на запад. В бассейне Вятки балановцы обнаружили медные руды и стали делать медные отливки.

Около 2500 года до н.э. в Минусинской котловине на Енисее появилась окунёвская культура. В ней часть основателей-мужчин были европеоидами (пришедшими, как предполагается, с Кавказа), а другая часть - монголоидами (вероятно, енисейцами с гаплогруппой Q); монголоидными были и все женщины. Окунёвцы принесли технологию оловянной бронзы и наладили её производство на основе местного сырья. Они оттеснили афанасьевцев на запад (впоследствии их остатки ушли в бассейн Тарима, где стали предками псевдотохар, доживших до конца I тысячелетия н.э. и оставивших письменные памятники).

Наследниками ямной культуры были появившиеся около 2500 года до н.э. полтавкинская (на Средней Волге, со значительной примесью пришлого южноевропеоидного населения) и катакомбная, названная так из-за сложной конструкции погребальный сооружений (от Волги до устья Дуная, с максимальным распространением на север по Дону - примерно до Воронежа); в обеих превалировали носители R1b. Около 2300 до н.э. по лесостепной зоне от Днепра к Уральским горам и далее на восток стали быстро продвигаться, частично оседая по пути, представители абашевской культуры, которую считают индо-иранской общностью. Их культура поглотила полтавкинцев, балановцев и часть фатьяновцев. Абашевцы перешли от меди к мышьяковистой бронзе.

Около 2200 года до н.э. началась глобальная засуха, продлившаяся не менее сотни лет. Погибли трипольская и катакомбная культуры (последняя сменилась овцеводческой лолинской культурой, носители которой пришли с Северного Кавказа, но не продвинулись севернее излучины Дона). А в южном Зауралье в конце III тысячелетия до н.э. в условиях борьбы за оскудевающие ресурсы началась стремительная милитаризация. Синташтинская культура (появившаяся в результате миграций абашевцев в местность к востоку от Магнитогорска) впервые в степной зоне стала строить крепости (известны не менее 15 крепостей: Синташта, Аркаим и др. - названия, разумеется, современные, на тюркской основе) и боевые колесницы. Несмотря на неэффективную упряжь, одноосная колесница на некоторое время оказалась супероружием: лошади могли сминать толпы пехоты и позволяли быстро наступать и отступать (со скоростью около 40 км/ч). Седоки в колесницах были вооружены составными луками, копьями и мечами.

На рубеже III и II тысячелетий до н.э. засуха окончилась, начался Средний Бронзовый век. Наиболее передовой страной этой эпохи оказалась небольшая Ассирия, только что добившаяся независимости от Шумеро-Аккадского государства и отменившая государственную монополию на ввоз и вывоз меди, а потом вообще на внешнюю торговлю. Этот период свободы торговли продлился всего пару веков, но ассирийские купцы, продававшие ткани, изготавливаемые в Ассирии (из завозных шерсти, льна и хлопка) и покупавшие сырьё для бронзы (в первую очередь - олово), оживили всю мировую торговлю. Ассирия получила канал поставки олова из Средней Азии (видимо, на ослах, появившихся на Ближнем Востоке около 3000 года до н.э., или верблюдах, недавно одомашненных). Примерно в то же время было найдено сравнительно богатое и доступное по морю месторождение - в Корнуолле. Британское олово доставлялось морем до Сирии, а речным путём - по долинам Рейна и Дуная - на Балканы. Бронза подешевела, и около 2000 года до н.э. весь Ближний Восток сравнительно быстро перешёл с каменных ножей на бронзовые. В эту эпоху появились протоденьги - ими служили четырёхугольные слитки меди в форме бычьих шкур, а также серебряные и золотые слитки и их кусочки. Чеканки монет ещё не было, и при расчётах всё взвешивалось: 1 талант (первоначально около 25 кг, но в разных странах и в разное время - от 16 до 60 кг) делился на 60 мин, а мина - на 60 или 50 шекелей. Система весовых денег была сложной, но торговле, видимо, не очень мешала.

В Бронзовом веке появились кройка и шитьё тканей: ранее (при уже развитом ткачестве) шерстяная и льняная одежда представляла собой простые (только подшитые по краям) отрезы ткани, обёрнутые вокруг тела: юбки, набедренные повязки, плащи, накидки - в лучшем случае подвязанные поясом или скреплённые застёжкой - фибулой (костяной, медной, бронзовой, серебряной). Около 4000 года до н.э. появились платья в форме мешка с отверстиями для головы и рук, затем сарафаны, а к 3000 году до н.э. - одежда с рукавами (древнейший сохранившийся образец - платье из Тархана). В тёплом климате Средиземноморья сложно скроенная одежда не очень прижилась, а в умеренных широтах - скорее всего, была более распространена. Древнейшими сохранившимися её образцами являются шерстяная блузка девушки из Эгтведа (Дания), умершей около 1370 года до н.э., и шерстяные штаны Турфанского человека (потомка афанасьевцев), умершего тоже примерно в это время - предполагается, такие модели одежды были обычными для всей зоны к югу от тайги. Пуговицы (из камня, дерева или ракушек) появились в Индии не позднее середины IV тысячелетия до н.э., но тоже распространились не сразу (и в Китай раньше, чем в Европу).

Бронзовая цивилизация во II тысячелетии до н.э. располагалась на той же территории, что и несколькими тысячелетиями ранее (Малая Азия, Сирия, Месопотамия, Египет, долина Инда), лишь незначительно расширившись (в Грецию, в Среднюю Азию, на восток по северному побережью Персидского залива, немного вверх по Нилу). Политическая карта ядра Ближнего Востока (Сирии и Месопотамии) постоянно перекраивалась: территории переходили из рук в руки (в частности, хетты завоевали в центральной Малой Азии страну хаттов, родственных адыгам), но внешняя торговля не прерывалась. На несколько столетий установилась грандиозная система товарооборота: помимо металлов и изделий из них, на дальние расстояния перевозились индийский хлопок, кавказская шерсть, готовые ткани, стекло в слитках, балтийский янтарь, афганский лазурит (он, кстати, поставлялся и в Китай, но китайские товары до Средиземноморья почти не доходили, разве что египетским фараонам каким-то образом иногда доставляли шёлк), ближневосточная керамика, датские масло и сыр (ради этого в Дании были почти полностью сведены леса и налажено товарное производство молока), зерно, вино, оливковое масло, жёлуди, финики, мёд, древесина (например, ливанского кедра) и т.д. Парусно-вёсельные суда (такие, как Улубурунский корабль) перевозили товары по морям и рекам. На водоразделах речных бассейнов (например, на Моравских воротах - волоке из Одры на Дунай на пути поставок датского масла) была налажена перегрузка товаров. По сухопутным путям ходили караваны: как вьючные (на ослах и верблюдах), так и колёсные (на волах). Дороги для колёсного транспорта уплотнялись щебнем, при пересечении малых рек устраивались мосты, при пересечении больших - паромные переправы. Торговые пути охранялись от морских пиратов и сухопутных грабителей.

После засухи изменился и этнический ландшафт Восточной Европы и Южной Сибири: появилось несколько новых культур с новыми технологиями. Около 2000 года до н.э. в нынешнем Северном Казахстане возникла петровская культура - восточный вариант синташтинской. Петровцы, наладив поставки олова из Средней Азии, начали делать оловянную бронзу (на тысячу лет позже, чем в на Балканах). Около 1900 года до н.э. выплавка оловянной бронзы началась и на северной окраине Алтая, где обнаружились месторождения олова (хотя не слишком богатые) - туда мигрировала (как предполагается, примерно из Закавказья) группа высокорослых европеоидов восточно-средиземноморского типа. Взяв в жёны местных женщин, они основали елунинскую культуру и начали производить высококачественные бронзовые топоры, наконечники копий и кинжалы. Эти изделия в течение нескольких десятилетий распространялись на восток (в Китай, где ещё не делали свою бронзу) и на запад - до Балтики. Сложился т.н. сейминско-турбинский межкультурный феномен (карта находок: clck.ru/3FnMEX).

Предполагается, что представители феномена (не столько металлурги, сколько торговцы бронзовыми изделиями и их вооружённая бронзовым оружием охрана) говорили на прото-финском языке, который за короткое время получил статус лингва-франка во всей зоне поставок бронзы на запад - то есть по всей лесной зоне, не контролируемой степняками. Вероятно, бронза поставлялась на запад водным путём: вниз по Оби, вверх по Иртышу и Туре, через перевал, дальше вниз по Чусовой и Каме на Волгу. Вскоре камские финны стали использовать местную медь, и с Алтая на Каму стали возить только олово и каменные формы для отливок. Экспансия, задумывавшаяся как торговая, почти сразу превратилась в переселенческую. Финская культура сетчатой (текстильной) керамики, распространяясь с верхней Камы (района нынешней Перми), к 1700 году до н.э. поглотила фатьяновскую, остатки культуры ямочно-гребенчатой керамики и северный край абашевской (бывшую территорию балановской) - при этом финны ещё до распада единого языка успели заимствовать некоторые слова из абашевского протосанскрита. Почти все жители лесов от Урала до Рижского залива перешли на финские наречия, кроме саамов, сохранившихся около Ладоги (а заселение финнами Финляндии и уход саамов в тундру произошли позже - эти процессы начались только в I тысячелетии до н.э. и завершились к XV веку н.э.).

Около 2000 года до н.э. между Западной Двиной и Карпатами на основе среднеднепровской культуры сформировалась тшинецко-комаровская культурно-историческая общность - она была предковой для балтов и славян. Ранее предполагалось, что предковой для славян были либо тшинецкая культура в бассейне Вислы, либо комаровская на западе нынешней Украины, но генетические исследования показывают достаточно большое расстояние от носителей этих культур до славян. Наиболее вероятным является происхождение славян от южного варианта сосницкой культуры, располагавшейся по Днепру (примерно от Смоленска до Черкасс) в низовьях Припяти, Десны (до Брянска) и Сейма (до Курска). Лингвистические методы относят распад балто-славянской общности примерно к 1500 году до н.э., но более вероятно, что разделение праславянского и прабалтийского языков произошло гораздо ранее, а в 2500-1500 годы до н.э. они взаимодействовали более тесно, чем на предыдущем этапе развития - это можно объяснить тем, что протобалтский язык был у фатьяновцев, ушедших от верховий Днепра на восток, а после экспансии финнов частично вернувшихся обратно и давших свой язык северной части ареала сосницкой культуры.

Около 1800 года до н.э. из синташтинской культуры выросла андроновская, распространившаяся на юг до предгорных районов Средней Азии, а на запад - до Енисея. Появление упряжных лошадей подстегнуло живших в Саянах самодийцев и тунгусов к одомашниванию северных оленей. Не очень понятно, застали ли андроновцы окунёвцев, но точно ассимилировали елунинцев - и канал поставок олова камским финнам заглох - и тем пришлось делать отливки из чистой меди или из меди с добавлением мышьяка, в лучшем случае - из средиземноморской бронзы (вероятно, из лома).

Финны успешно распространялись только по слабозаселённым лесным территориям, на которых не было (или почти не было, как у фатьяновцев) земледелия - и не зашли в бассейн Днепра и верховья Оки. Обойдя с севера и запада сосницкую культуру, финны вошли на территорию охотничье-свиноводческой жуцевской культуры (культуры побережья залива), располагавшейся от устья Западной Двины до устья Вислы, и даже продвинулись западнее - в Померанию. Впоследствии балты, расселяясь на запад к морю, ассимилировали прибрежное финское население (ливы были поглощены латышами только в XX веке), а на востоке ареала сами балты были ассимилированы славянами - и с рубежа I и II тысячелетий н.э. балтов без финского субстрата уже не осталось. Генетическое влияние финнов прослеживается на запад вдоль всего юго-восточного и южного берегов Балтийского моря - его маркёрами являются гаплогруппа N1a, лопатообразные резцы (унаследованные, как предполагается, от синантропов) и балтийский антропологический тип (уплощённость или скуластость лиц при светлых, как правило, глазах и волосах).

На верхнем Дону в начале II тысячелетия до н.э. жили остатки катакомбников, а к западу от Урала сформировалась срубная культурно-историческая общность, названная так из-за использования срубов в захоронениях (вероятно, эта технология использовалась и при строительстве жилищ). Покровская срубная культура появилась в лесостепи между Доном и Волгой на основе абашевцев с примесью синташтинцев (более продвинутых технологически). Срубникам принадлежал Дербеденовский очаг производства бронзы в Среднем Поволжье (на основе медистых песчаников вятско-казанской группы месторождений и алтайского олова). В дальнейшем срубники распространились на запад до Днепра (и там возник Лобойковский очаг производства бронзы - опять же с алтайским оловом), а на юг - до Каспийского и Азовского морей.

В срубную культуру около 1600 года до н.э. влились какие-то переселенцы с востока степи. Они принесли в Европу просо, доместицированное в Китае. Вскоре из низовий Волги просо попало на север Италии, а оттуда быстро распространилось по Западной Европе. Ещё одной новой злаковой культурой, распространившейся в Европе в конце бронзового века, стала рожь, ранее воспринимавшаяся как сорняк в пшенице, но более холодостойкая (и оказавшаяся более урожайной в зоне рискованного земледелия). Примерно в то же время на север из в Средиземноморья проникла и репа. Таким образом, сложился базовый набор культурных растений, характерных для лесостепи и юга лесной зоны Восточной Европе: пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо, бобы, горох, репа, лён и конопля (недавно завезённая из Средней Азии и не столь влаголюбивая, как лён). Вероятно, единственным растением, введённым в культуру в Центральной России, является хрен, доместицированный, вероятно, ещё фатьяновцами (скорее всего, в бассейне Клязьмы, где максимально разнообразие его диких разновидностей).

После засухи и расселения срубников в южно-русских степях гаплогруппа R1b, превалировавшая у ямников, была практически полностью заменена гаплогруппой R1a. А в Северном Причерноморье на запад ареала, который ранее занимала катакомбная культура, пришла (опять же с севера) бабинская культура (она же культура многоваликовой керамики) - её считают протогреческой.

Сейчас известны четыре металлургических посёлка срубников - один из них (Мосоловка) располагался в 80 километрах восточнее Воронежа на берегу реки Битюг (медь из открытого срубниками небольшого месторождения под Бахмутом доставлялась вниз по Северскому Донцу и вверх по Дону и Битюгу - к месту, богатому дровами). На части керамических сосудов в Мосоловке обнаружены знаки, интерпретируемые как письменность. Бронза срубников активно продавалась до Карпат и стала поставляться в Месопотамию (вниз по Волге или по Уралу и далее по Каспию).

А вскоре и сами срубники проникли в Среднюю Азию - как в поисках месторождений меди и олова, так и в поисках мест для жизни (в условиях демографического взрыва, ставшего следствием улучшения уровня жизни на основе эффективного скотоводства и экспорта бронзы). Эта переселенческая волна сокрушила древнюю цивилизацию БМАК (Бактрийско-Маргианский археологический комплекс), существовавшую минимум полтысячелетия. Срубники стали предками ариев (говоривших на санскрите), а андроновцы - иранцев (при этом, очевидно, было взаимовлияние и некоторое смешение этих групп). Арии ушли из Средней Азии ещё дальше на юг и в начале II тысячелетия до н.э. заселили север Индии (разрушив захиревшую после засухи 2200 года до н.э. хараппскую цивилизацию и оттеснив на юг дравидов). Ещё одна группа ариев в XVII веке до н.э. завоевала север Месопотамии, где основала государство Митанни, ставшее источником распространения на Ближнем Востоке боевых колесниц и всадничества (лёгкой кавалерии). В отличие от индийских, малочисленные митаннийские арии быстро перешли на местный хурритский язык, а потом были побеждены хеттами и ассирийцами. Арии проникали и дальше на юго-запад: в Аравию, в Египет, но там ещё быстрее растворились в местном населении. Иранцы же освоили кочевое скотоводство и на некоторое время оказались хозяевами почти всей степной зоны (и гор на её южной границе - Копетдага, Памира и Гиндукуша). На востоке им к VI веку до н.э. удалось продвинуться до излучины Хуанхэ, но их присутствие там продлилось не более четырёх столетий, поскольку предки тюрок и монголов тоже успели освоить лошадь и кочевое скотоводство. В XV веке до н.э. иранцы (примерно на 200 лет позже ариев) зашли на Иранское нагорье - но не прошли его насквозь, а закрепились - и за несколько веков полностью ассимилировали местное население, создав в конечном итоге державу Ахеменидов (Персию). Интересно, что на границе индийского и иранского миров, в двух глухих уголках Пакистана сохранились два небольших народа - буриши (остатки автохтонов, отдалённо родственные дагестанцам и сохранившие изолированный язык) и калаши (арии, почти не смешавшиеся с местным населением).

Но вернёмся в Восточную Европу. После ухода части населения на юг (около XVIII века до н.э.) покровская срубная культура в результате смешения с бабинской культурой эволюционировала в бережновско-маёвскую срубную культуру. Примерно в это время на территории нынешней Рязанской области сформировалась поздняковская культура - вероятно, в результате смешения недавно прибывших с востока финнов и мигрировавших с юга срубников с местным населением (вероятно, фатьяновским). Поздняковцы были чистыми скотоводами и заготавливали сено бронзовыми серпами (но ножи и топоры у них были не только бронзовыми, но всё ещё и каменными). Предполагается, что часть поздняковцев переселилась на юг - на Сейм, Оскол и веховья Северского Донца, где основали бондарихинскую культуру. Впрочем, последняя наследовала ещё и марьяновской культуре, существовавшей примерно у слияния Десны и Сейма и сохранявшей орнаменты культуры ямочно-гребёнчатой керамики. 
Previous post Next post
Up